Нейробика и речь
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
НЕЙРОБИКА – ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Не смотря на динамическое развитие современного мира в области медицины, образования, всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
С момента рождения у ребенка идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно “работали” необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт «кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению.
У большинства детей с проблемами речевого развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук, наблюдается повышенная утомляемость. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка (восприятия, внимания, памяти) и общем состоянии здоровья.
Чем старше становиться ребёнок, тем меньше он начинает двигаться, знания приходиться детям добывать сидя за школьными партами, однообразно и монотонно, речь развивается в более медленном темпе. Но учеными доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности – способности менять свою структуру. А значит в любом возрасте можно совершенствовать речь человека, и высшие психические функции благодаря развитию движений.
Итак, для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима «физзарядка». Одним из способов развития мозга является здоровьесберегающая технология – нейробика.
Нейробика позволяет эффективно и планомерно сформировать психическое и физическое здоровье детей. Кратко её можно назвать зарядкой для мозга, которая укрепляет состояние нервной системы, синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Нейробика призвана активизировать все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию внимания, стимулировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое, что в целом благоприятно влияет на общее развитие и здоровье детей.
Основной принцип нейробики заключается в регулярном совершении определённых действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обычные задания необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними.
Такие нехитрые игры помогают ребятам укрепить базовый сенсо -моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
Нейроигры и упражнения ориентированные на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями формируют у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
С помощью нейроигр и упражнений ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг, развивается зрительно-моторная координации, повышается умственная работоспособность, развиваются графомоторные навыки (плавность, точность, скоординированность движений рук), память, внимание, логическое мышление и воображение, стимулируется речевая активность детей, развивается слухоречевое внимание, укрепляется физическое здоровье.
Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, совершенствовать речь, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности; снять стресс, нервное напряжение; оптимизировать собственные резервы ребенка; на 50% улучшить уровень успеваемости и обучаемости ребенка; а взрослым – поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.
Мозг необходимо поддерживать в «рабочем состоянии», не давать ему «уснуть».
Таким образом, Нейробика позволяет эффективно и планомерно сформировать психически и физически здоровых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейробика: зарядка для ума.
Нейробика — зарядка для ума, принцип которой заключается в том, чтобы привычные ежедневные действия выполнять новым способом – с подключением других органов чувств или другого полушария мо...

Мнемотехника и нейробика в образовательном процессе.
Краткая презентация по теме "Мнемотехника и нейробика в образовательном процессе"....

Нейробика – как инструмент по развитию речи
Нейропсихологические игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

Рече-двигательные игры и упражнения с элементами нейробики, нейропсихологии и кинезиологии Лексическая тема «Весна» (подготовительная группа)
Речедвигательные игры по лексической теме "Весна" подготовительная группа, для развития коардинации движения и речи...

Нейробика — как инструмент по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Уверена, многие слышали или читали, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских учёных в ходе экспериментов впервые продемонстрировала, что у взрослых людей могут появл...

Нейробика как здоровьесберегающая технология в развитии речи детей дошкольного возраста.
Используя игры, упражнения данной технологии у детей улучшилась познавательная сфера и саморегуляция, повысилась концентрация внимания, улучшилась память. Используемая здоровьесбер...

Нейробика - как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Судить о начале развития личности ребенка дошк...
