Нейробика - как средство развития речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Поэтому для эффективности развитии речи детей – мы ввели в практику нейробику.
Основная цель применения нейробики с детьми — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
В своей работе я использовала комплексы упражнений по нейробике, которые имеют свою конкретную цель – развивать у ребенка сразу оба полушария мозга и их совместную синхронную работу.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:
У девочек – до 7 лет;
У мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Лучший возраст:
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в средней дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.
В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития.
При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любом другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
К примеру:
- попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;
- смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;
- чаще менять положение вещей на столе, игрушек на полке;
- выбирать другой маршрут до детского сада.
Это позволит не только открыть интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.
Но чтобы научить правильно делать упражнения ребенка и заинтересовать его в их выполнении, придется и самим не отставать от детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 93»
Нейробика - как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель:
Кудашкина Ксения Викторовна
Саранск, 2025
Не смотря на динамическое развитие современного мира в области медицины, образования, всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка - это задержка речевого развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь - это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
С момента рождения у ребенка идёт активное созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира – это перемещение своего тела в пространстве.
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт «кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект - это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо - моторного развития.
У большинства детей с проблемами речевого развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук, наблюдается повышенная утомляемость. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка (восприятия, внимания, памяти) и общем состоянии здоровья.
Для работы с дошкольниками мы стали применять Нейробику, отметив для себя ее как средство развития речи детей.
Мы как и большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений среди огромного количества нововведений выбираем интересные и действенные инновационные технологии, новые формы и методы работы с детьми и родителями. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет качества и высоких результатов.
Задача современного педагога – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности владения той или иной информацией, которая ему поможет для развития речи.
Мозгу нужна зарядка для психологического здоровья, поэтому так важна нейробика для головного мозга.
Психологи рекомендуют начинать заниматься нейрогимнастикой с 4-5 лет. Чем раньше ребенок начнет выполнять упражнения по нейрогимнастике, тем скорее появятся первые результаты.
Не забывайте, про возрастные особенности, упражнения для 5-7 летнего ребенка, будут сложны для ребенка младше. Данные упражнения очень важны для успешной учебной деятельности в школе.
В изучении принципа нейробики необходимо искать золотую середину: не превращать регулярные зарядки для ума в урок, но и не упрощать упражнения, чтобы дети понимали, что все тренировки приобретаются в труде. Как говорится, терпение и труд все перетрут. Нейробика помогает развивать в детях такие качества, как смекалка, сообразительность, наблюдательность.
Игровые упражнения для мозга развивают у детей внимание, память, мышление и речь.
Нейробика используется не только на групповых занятиях, но и в индивидуальной работе, а также в домашних условиях с родителями.
При помощи гимнастики для мозга ребенок стимулирует речевую активность, слухоречевое внимание. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Практически каждый ребенок считает, что нейробика – это очень скучная наука, но на самом деле это нет, поэтому перед педагогами стоит задача показать множество разных и увлекательных упражнения для развития мозга. Необходимо начать знакомство с упражнения - разминки «Начинаем рисовать». Упражнения - разминки помогают развивать речь без перегрузок и утомлений.
Если в группе есть дети, которые не понимают, как выполнять эти упражнения для мозга, то поработайте с ним индивидуально. Если после этого трудности еще возникают, то проведите консультацию с родителями, помогите подобрать для них упражнения по нейробике для семейного использования.
И помните, нет, не обучаемых детей, просто вы еще не подобрали нужную игровую технологию по нейробике.
Нейробика - это серия упражнений, придуманная американским учёным, профессором нейробиологом Лоренсом Кацем. Она работает как зарядка для
мозга и вынуждает его решать привычные задачи по-новому.
Нейробика способствует повышению концентрации внимания, развитию памяти и речи, а также появлению эмоциональной стабильности.
Проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место - нарушение интеллекта, третье - нарушение речи.
В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Поэтому для эффективности развитии речи детей – мы ввели в практику нейробику.
Основная цель применения нейробики с детьми — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
В своей работе я использовала комплексы упражнений по нейробике, которые имеют свою конкретную цель – развивать у ребенка сразу оба полушария мозга и их совместную синхронную работу.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:
У девочек – до 7 лет;
У мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Лучший возраст:
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в средней дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.
В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития.
При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любом другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
К примеру:
- попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;
- смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;
- чаще менять положение вещей на столе, игрушек на полке;
- выбирать другой маршрут до детского сада.
Это позволит не только открыть интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.
Но чтобы научить правильно делать упражнения ребенка и заинтересовать его в их выполнении, придется и самим не отставать от детей.
Упражнение «Капитан».
Дети его очень любят и делают с удовольствием. Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.
Чтобы детям было веселее делать это упражнение, можно при его выполнении добавить прочтение стиха:
Я плыву на лодке белой,
По волнам с жемчужной пеной.
Я отважный Капитан,
Мне не страшен ураган.
Делаем упражнение в ритм стихотворения. Заучивание и произношение вслух стихотворения усиливает действие упражнения и дает лучшие результаты в развитии ребенка.
Упражнение «Капитан с хлопком».
Выполняется так же как предыдущее, только руки меняются местами через хлопок.
Упражнение «Колечко № 1».
Цель: развивать межполушарное взаимодействие.
Ход игры: Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.
Упражнение: «Ушко и нос».
Правой рукой возьмитесь за левое ухо, а левой рукой коснитесь кончика носа.
Затем постарайтесь быстро поменять положение рук: теперь левой рукой нужно взяться за правое ухо, а правой — дотронуться до носа.
Повторяйте несколько раз.
Упражнение «Дом, ёжик, замок»
Последовательность выполнения:
«Дом» — пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
«Ёжик» — поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
«Замок» — ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
При выполнении упражнения можно использовать стихотворение:
Дом красивый, дом высокий,
Ёж себе построил в соснах.
На дверях — замок большой,
Чтобы не вошёл чужой.
В домик ёжик приволок,
Для дверей большой замок.
В доме ёжик на кладовку,
Днём замок повесил ловко.
Упражнения (для рук).
1) нарисовать правой рукой вертикальную черту, левой – горизонтальную.
2) нарисовать правой рукой круг, левой – овал.
3) нарисовать правой рукой круг, левой – крестик.
4) нарисовать правой рукой круг, левой – квадрат.
5) нарисовать правой рукой квадрат, левой – треугольник.
Упражнение: Зеркальное рисование (для рук).
Подготовьте два карандаша и лист бумаги, сядьте за стол. Возьмите в обе руки по карандашу и постарайтесь нарисовать как можно более симметричные изображения одновременно правой и левой рукой.
Упражнение «Лестница» (для пальцев).
Соединяем большой и указательный палец одной руки и большой указательный — второй. Поворачивая кисти, меняем положение пальцев, будто взбираемся по лестнице все быстрее и быстрее.
Нейробика оказывает следующие положительные эффекты:
- развитие мелкой и крупной моторики;
- уменьшение утомляемости;
- развитие памяти, письма, чтения;
- повышение продуктивности;
- стабилизация психофизического состояния.
Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.
Такие тренировки при грамотном подходе не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе.
Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления дислексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме. А так как наши дети имеют нарушения речи, это очень актуально в нашей образовательной работе.
В процессе выполнений упражнений развивается сила рук, их ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление.
Используя игры, упражнения данной технологии у детей улучшилась познавательная сфера и саморегуляция, повысилась концентрация внимания, улучшилась память.
Таким образом, используемая здоровьесберегающая технология Нейробика в работе с детьми дошкольного возраста позволит эффективно и планомерно сформировать психически и физически здоровых детей.
Список литературы.
1. Дениннсон П.А. «Гимнастика мозга», М-2019.
#1058;рясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей-нейродинамическая гимнастика», Ростов-на-Дону, 2019.
3. Наумова Н. В. Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе // Школьная педагогика. — 2016. — №2.
4. О. Кинякина. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция: интенсив тренинг по развитию суперспособностей. – Москва: Эксмо, 2015 – 848 с.
5. «Логика. Лабиринты и схемы». Рабочая тетрадь дошкольника, М- 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....

Курсовая работа «Русские народные сказки как средства развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ОНР 3 уровня» 2024г
Курсовая работа «Русские народные сказки как средства развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ОНР 3 уровня»...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В. А.Сухомлинский писал:"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее".Нельзя не согласиться с этим высказыв...
