Проект «Мир насекомых» для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
проект по логопедии (старшая группа)

Романюк Татьяна Алексеевна

     Использование проектного метода в логопедической работе показал, что практическая деятельность способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.Проектная деятельность дает возможность ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, применять освоенные ранее знания и умения. Дети активно задают вопросы, выполняют различного рода задания, что способствует развитию познавательной активности. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует повышению самооценки.Участие воспитанников в проекте «Насекомые» позволил максимально обогатить знания и представления детей о насекомых, их пользе, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мир насекомых"33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир насекомых»

для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

     

        Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, я поняла, что проектный метод является одной из наиболее эффективных и приемлемых технологий воспитательно-образовательного процесса. Так как он является актуальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов, родителей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к

обучению и воспитанию детей с речевой патологией.

     Главной целью этого метода в коррекционной работе является речевое развитие воспитанников. Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

     Проектная деятельность дает возможность ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, применять освоенные ранее знания и умения. Дети активно задают вопросы, выполняют различного рода задания, что способствует развитию познавательной активности. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует повышению самооценки.

       Хорошо вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому в логопедическую работу включались небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование.

     В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи учитывались индивидуальные особенности детей: помогала выбрать наиболее посильную задачу;

 планировала, какие виды деятельности можно включить в план проекта;

каких еще педагогов можно привлечь к осуществлению проекта.    

     Положительным аспектом использования проектного метода еще считаю тесную совместную работу педагога – детей – родителей. Родители стали активными участниками процесса, они с удовольствием включились в работу, помогали и детям, и педагогам.  

     В результате такого участия детей, родителей, педагогов в проектной деятельности, появились различные «продукты» - альбомы, самодельные книги, рисунки, поделки, презентации и др.

     Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи обогатили и активизировали свой словарный запас, научились публично выступать, общаться с окружающими.

     Использование проектного метода в логопедической работе показал, что практическая деятельность способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников. 

Информационная карта проекта

Название проекта

«Мир насекомых»

Руководитель проекта

Учитель-логопед Романюк Т.А.

Тип проекта

познавательно-творческий

Продолжительность проекта

краткосрочный (1 месяц)

По количеству участников

групповой (старшая группа)

Участники

дети старшей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников

Место проведения

МБДОУ «Детский сад №275» г.о.Самара

Актуальность: 

     Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми ТНР. У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, значительно отстает от нормы словарный запас как количественно, так и качественно. Все лексические темы проходятся при совместной работе учителя – логопеда и воспитателей. В группе была проведена подготовка и тщательное изучение темы «Насекомые». Дети в недостаточной степени имеют представление о насекомых, о том, где и как они обитают, как и чем они полезны. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к именам существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны. Задания, включающие рассуждения, умозаключения и обобщения вызывают у детей серьезные затруднения.
    Кроме того, анализ охвата данной темы в течении учебного года показал недостаточность времени, отведенного на ее изучение. Традиционно она рассматривается в мае, совпадая с проведением итогового психолого-педагогического обследования. В связи с этим появилась потребность подобрать интересную форму подачи материала, необходимо было использовать модель совместной деятельности, обеспечивающую высокую степень участия и самостоятельности детей с нарушениями речи в получении, накоплении и систематизации информации. Метод проекта соответствует заявленным условиям, позволяя помимо этого, в сжатые сроки решить поставленные образовательные и коррекционно-развивающие задачи.
 Проект направлен на работу с детьми с нарушением речи и родителями.

     Участие воспитанников в проекте «Насекомые» позволил максимально обогатить знания и представления детей о насекомых, их пользе, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Важно побудить ребенка задуматься о пользе насекомых в окружающем мире. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Цель проекта: развивать познавательный интерес старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в изучении особенностей мира насекомых.

Задачи проекта:

- систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых; расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать связную речь,
через составление  рассказов по сюжетным картинам, с использованием опорных схем;

-развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
-развивать коммуникативные навыки у дошкольников;
-развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
- воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
 

Методы

Приёмы работы с воспитанниками

Словесный

беседа, описательный, сюжетный рассказ, сравнение, обобщение, вопросы, чтение художественной литературы

Наглядный

показ иллюстраций, плакатов серии «Насекомые», просмотр мультфильмов,  использование мультимедийных презентаций, ТСО

Практический

игровой, наблюдение, рассматривание, игра-эксперимент,    исследовательская  деятельность,   продуктивная и трудовая деятельность.

Ожидаемые результаты:

-иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые;

- уметь  составлять рассказы, используя грамматически правильные связные высказывания;

-повысить познавательную активность, стремление самостоятельно изучать мир живой природы;

-бережно относиться к природе,  правильно себя вести по отношению к насекомым.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • создание у детей мотивации к проектной деятельности;
  • ознакомление родителей с задачами проекта, порядком взаимодействия с ребенком и педагогами в ходе реализации проекта;
  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме  «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями о насекомых;
  •  разучивание стихов и пословиц о насекомых, загадывание загадок;
  • подготовка презентаций, мультфильмов о насекомых.

II Основной этап

Виды  деятельности

Совместная деятельность педагогов и детей 

Работа с родителями

Игровая

деятельность

Пальчиковая гимнастика :

«Сороконожки», «Пчела», «Божьи коровки».

Зрительная гимнастика:

 «Муравьи».

Дыхательное упражнение:

 «Отправь пчелу в полет за нектаром».

Речевые игры  :

 «Закончи предложение»,  «Подбери признак». « Кто, что умеет делать?», «Назови ласково», «Доскажи словечко»,

«Один-много», «Какой? Какая? Какое?»,

 «Из чего – какой?»,  «Скажи наоборот», «Красивые слова», викторина « Самые- самые».

Настольные игры:

«Найди дом», «Собери картинку»

Рекомендации по проведению дидактических игр и пальчиковой гимнастики

Игровая

деятельность

 «Четвёртый лишний», «Разложи картинки по порядку», «Найди пару», «Найди, кто где

спрятался», «Лабиринты», домино «Насекомые»  . 

Игра-перевоплощение «Кузнечики и стрекозы».

Игра –драматизация «Муха-цокотуха».

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание серии картинок «Насекомые».

Просмотр мультимедийных презентаций:

«Насекомые», «Мир насекомых», «Красота природы».

Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей», «Пчёлка  Майя»,  «Дюймовочка», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».

Наблюдения:

- за бабочками,

- муравьиная тропа,

- за шмелями,

- за божьими коровками,

- какие цветы нравятся пчелам больше всего.

НОД:

-  «Кто такие насекомые»,

- «Таинственный мир насекомых»;

- Составление описательных рассказов

о насекомых.

Интегрированная НОД:

«Насекомые».

Домашний

просмотр и обсуждение  мультфильмов.

Консультации

«Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

Коммуникативная

деятельность

Беседы:

«Кто такие насекомые?»,

 «Зачем нужны насекомые?»,

«Какие насекомые первыми появляются после зимы»,

 «Бывают ли насекомые детёнышами?»,

 «Насекомые в природе нашего края"

«Муравьи – санитары леса», «Мохнатый шмель», «Трудолюбивые пчелы»,

«…совсем как огуречик»,

«Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?»,

«Живые цветы» (о бабочках) , «Осторожность на лугу».

 Сочинение сказок:

Составление совместно с детьми рассказов и загадок для самодельных книг

Коммуникативная

деятельность

Коммуникативная

деятельность

 «Лесные встречи»,

«Приключения бабочки Лили».

Вечер загадок о насекомых. 

Составление описательных загадок про

насекомых.

Изобразительная  деятельность

НОД:

Рисование «Цветущая ветка».

Лепка «Божья коровка на листике».

Интегрированная НОД:

Объёмная аппликация  «Золотые пчелки».

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу».

Конструирование

из различных материалов

Изготовление масок насекомых из бумаги .

Изготовление  книжек-раскрасок «Насекомые».

Изготовление  книг «Рассказы, сказки и загадки о насекомых».

Изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала «Насекомые».

Подбор

природного и бросового материала для изготовления поделок.

Музыкальная деятельность

Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля».

 «Пляска бабочек» муз Е.Тиличеевой.

Пение:

«Не обижайте муравья» муз. Г.Гладкова, слова В.Степанова.

Восприятие  художественной

Литературы и  фольклора

Организация выставки детских книг о

насекомых.

Чтение и заучивание стихов о насекомых,

загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

Чтение и обсуждение произведений:

К.Чуковский «Тараканище»,

Рассказ «Катя и божья коровка»,

Г. Ганейзер «Кузнечик невидимка»,

К.Ушинский «Капустная белянка», Ю.Дмитриев «Таинственные превращения», В. Бианки «Муравейник зашевелился»,

Организация

выставки детских книг о насекомых.

Восприятие  художественной

литературы и  фольклора

Восприятие  художественной

Литературы и  фольклора

Е.Серова «Добрый великан»,

Ю.Дмитриев «Муравей – красная точка»,

«У меня дома пчела», 

Л.Толстой. «О муравьях»,

С.Баруздин «Пчела»,

Е.Фейерабенд «Кузнечики»,

С.Антонюк «Про осу»,

И. Мордовина «Божья коровка»,

С. Сибирцев «Что ты плачешь стрекоза»,

Ю. Энтин « Вот бабочка – красавица»,

казка: «На шапке пчела» .

Заучивание стихов о насекомых.

Энциклопедия «Класс насекомых».

Рекомендаци  

по подбору произведений для домашнего чтения

Двигательная деятельность

Утренняя гимнастика  «Насекомые».

Бодрящая гимнастика «Жуки».

Физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Вот выходим мы на луг…»,  «Божьи коровки».

Подвижные игры:

«День и ночь», «Жуки», «Медведь и пчёлы», «Прилетела стрекоза».

Совместные подвижные игры и физические упражнения, зарядка

III. Заключительный этап

Совместная деятельность педагогов и детей 

Работа с родителями

 Выставка поделок , изготовленных детьми.

Презентация самодельных книг-раскрасок , книг «Рассказы,  сказки и загадки о насекомых».

«Пляска бабочек» муз Е.Тиличеевой.

Пение «Не обижайте муравья» муз. Г.Гладкова, слова В.Степанова.

Игра-драматизация «Муха – Цокотуха».

Помогают детям в организации выставки поделок, презентации собственной книги с детскими рассказами и рисунками, участвуют в качестве зрителей

Достигнутые  результаты:

- повысилась познавательная активность детей, расширились знания  о жизни насекомых нашего края;

-закрепилось умение детей составлять рассказы, сказки и загадки, используя грамматически правильные связные высказывания;

-усовершенствовалось умение детей выразительно рассказывать сказки ;

-развилось у детей умение использовать разнообразные приёмы для создания образов насекомых;

-обогатилось образовательное пространство группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи составлено в соответствии с "Комплексной ...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.

Многие дети, занимающиеся в группе компенсирующей направленности, плохо говорят, нарушено звукопроизношение. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обесп...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Насекомые"

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...

Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».

Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение...