Проект «Мир насекомых» для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
проект по логопедии (старшая группа)
Использование проектного метода в логопедической работе показал, что практическая деятельность способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.Проектная деятельность дает возможность ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, применять освоенные ранее знания и умения. Дети активно задают вопросы, выполняют различного рода задания, что способствует развитию познавательной активности. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует повышению самооценки.Участие воспитанников в проекте «Насекомые» позволил максимально обогатить знания и представления детей о насекомых, их пользе, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир насекомых»
для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, я поняла, что проектный метод является одной из наиболее эффективных и приемлемых технологий воспитательно-образовательного процесса. Так как он является актуальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов, родителей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к
обучению и воспитанию детей с речевой патологией.
Главной целью этого метода в коррекционной работе является речевое развитие воспитанников. Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.
Проектная деятельность дает возможность ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, применять освоенные ранее знания и умения. Дети активно задают вопросы, выполняют различного рода задания, что способствует развитию познавательной активности. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует повышению самооценки.
Хорошо вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому в логопедическую работу включались небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование.
В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи учитывались индивидуальные особенности детей: помогала выбрать наиболее посильную задачу;
планировала, какие виды деятельности можно включить в план проекта;
каких еще педагогов можно привлечь к осуществлению проекта.
Положительным аспектом использования проектного метода еще считаю тесную совместную работу педагога – детей – родителей. Родители стали активными участниками процесса, они с удовольствием включились в работу, помогали и детям, и педагогам.
В результате такого участия детей, родителей, педагогов в проектной деятельности, появились различные «продукты» - альбомы, самодельные книги, рисунки, поделки, презентации и др.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи обогатили и активизировали свой словарный запас, научились публично выступать, общаться с окружающими.
Использование проектного метода в логопедической работе показал, что практическая деятельность способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.
Информационная карта проекта
Название проекта | «Мир насекомых» |
Руководитель проекта | Учитель-логопед Романюк Т.А. |
Тип проекта | познавательно-творческий |
Продолжительность проекта | краткосрочный (1 месяц) |
По количеству участников | групповой (старшая группа) |
Участники | дети старшей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников |
Место проведения | МБДОУ «Детский сад №275» г.о.Самара |
Актуальность:
Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми ТНР. У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, значительно отстает от нормы словарный запас как количественно, так и качественно. Все лексические темы проходятся при совместной работе учителя – логопеда и воспитателей. В группе была проведена подготовка и тщательное изучение темы «Насекомые». Дети в недостаточной степени имеют представление о насекомых, о том, где и как они обитают, как и чем они полезны. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к именам существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны. Задания, включающие рассуждения, умозаключения и обобщения вызывают у детей серьезные затруднения.
Кроме того, анализ охвата данной темы в течении учебного года показал недостаточность времени, отведенного на ее изучение. Традиционно она рассматривается в мае, совпадая с проведением итогового психолого-педагогического обследования. В связи с этим появилась потребность подобрать интересную форму подачи материала, необходимо было использовать модель совместной деятельности, обеспечивающую высокую степень участия и самостоятельности детей с нарушениями речи в получении, накоплении и систематизации информации. Метод проекта соответствует заявленным условиям, позволяя помимо этого, в сжатые сроки решить поставленные образовательные и коррекционно-развивающие задачи. Проект направлен на работу с детьми с нарушением речи и родителями.
Участие воспитанников в проекте «Насекомые» позволил максимально обогатить знания и представления детей о насекомых, их пользе, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Важно побудить ребенка задуматься о пользе насекомых в окружающем мире. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Цель проекта: развивать познавательный интерес старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в изучении особенностей мира насекомых.
Задачи проекта:
- систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых; расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать связную речь, через составление рассказов по сюжетным картинам, с использованием опорных схем;
-развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
-развивать коммуникативные навыки у дошкольников;
-развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
- воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Методы | Приёмы работы с воспитанниками |
Словесный | беседа, описательный, сюжетный рассказ, сравнение, обобщение, вопросы, чтение художественной литературы |
Наглядный | показ иллюстраций, плакатов серии «Насекомые», просмотр мультфильмов, использование мультимедийных презентаций, ТСО |
Практический | игровой, наблюдение, рассматривание, игра-эксперимент, исследовательская деятельность, продуктивная и трудовая деятельность. |
Ожидаемые результаты:
-иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые;
- уметь составлять рассказы, используя грамматически правильные связные высказывания;
-повысить познавательную активность, стремление самостоятельно изучать мир живой природы;
-бережно относиться к природе, правильно себя вести по отношению к насекомым.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
- создание у детей мотивации к проектной деятельности;
- ознакомление родителей с задачами проекта, порядком взаимодействия с ребенком и педагогами в ходе реализации проекта;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями о насекомых;
- разучивание стихов и пословиц о насекомых, загадывание загадок;
- подготовка презентаций, мультфильмов о насекомых.
II Основной этап
Виды деятельности | Совместная деятельность педагогов и детей | Работа с родителями |
Игровая деятельность | Пальчиковая гимнастика : «Сороконожки», «Пчела», «Божьи коровки». Зрительная гимнастика: «Муравьи». Дыхательное упражнение: «Отправь пчелу в полет за нектаром». Речевые игры : «Закончи предложение», «Подбери признак». « Кто, что умеет делать?», «Назови ласково», «Доскажи словечко», «Один-много», «Какой? Какая? Какое?», «Из чего – какой?», «Скажи наоборот», «Красивые слова», викторина « Самые- самые». Настольные игры: «Найди дом», «Собери картинку» | Рекомендации по проведению дидактических игр и пальчиковой гимнастики |
Игровая деятельность | «Четвёртый лишний», «Разложи картинки по порядку», «Найди пару», «Найди, кто где спрятался», «Лабиринты», домино «Насекомые» . Игра-перевоплощение «Кузнечики и стрекозы». Игра –драматизация «Муха-цокотуха». | |
Познавательно-исследовательская деятельность | Рассматривание серии картинок «Насекомые». Просмотр мультимедийных презентаций: «Насекомые», «Мир насекомых», «Красота природы». Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Дюймовочка», «Путешествие муравьишки», «Под грибом». Наблюдения: - за бабочками, - муравьиная тропа, - за шмелями, - за божьими коровками, - какие цветы нравятся пчелам больше всего. НОД: - «Кто такие насекомые», - «Таинственный мир насекомых»; - Составление описательных рассказов о насекомых. Интегрированная НОД: «Насекомые». | Домашний просмотр и обсуждение мультфильмов. Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых» |
Коммуникативная деятельность | Беседы: «Кто такие насекомые?», «Зачем нужны насекомые?», «Какие насекомые первыми появляются после зимы», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" «Муравьи – санитары леса», «Мохнатый шмель», «Трудолюбивые пчелы», «…совсем как огуречик», «Какая коровка, скажите, пока Еще никому не дала молока?», «Живые цветы» (о бабочках) , «Осторожность на лугу». Сочинение сказок: | Составление совместно с детьми рассказов и загадок для самодельных книг |
Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность | «Лесные встречи», «Приключения бабочки Лили». Вечер загадок о насекомых. Составление описательных загадок про насекомых. | |
Изобразительная деятельность | НОД: Рисование «Цветущая ветка». Лепка «Божья коровка на листике». Интегрированная НОД: Объёмная аппликация «Золотые пчелки». Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу». | |
Конструирование из различных материалов | Изготовление масок насекомых из бумаги . Изготовление книжек-раскрасок «Насекомые». Изготовление книг «Рассказы, сказки и загадки о насекомых». Изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала «Насекомые». | Подбор природного и бросового материала для изготовления поделок. |
Музыкальная деятельность | Слушание: Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля». «Пляска бабочек» муз Е.Тиличеевой. Пение: «Не обижайте муравья» муз. Г.Гладкова, слова В.Степанова. | |
Восприятие художественной Литературы и фольклора | Организация выставки детских книг о насекомых. Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д. Чтение и обсуждение произведений: К.Чуковский «Тараканище», Рассказ «Катя и божья коровка», Г. Ганейзер «Кузнечик невидимка», К.Ушинский «Капустная белянка», Ю.Дмитриев «Таинственные превращения», В. Бианки «Муравейник зашевелился», | Организация выставки детских книг о насекомых. |
Восприятие художественной литературы и фольклора Восприятие художественной Литературы и фольклора | Е.Серова «Добрый великан», Ю.Дмитриев «Муравей – красная точка», «У меня дома пчела», Л.Толстой. «О муравьях», С.Баруздин «Пчела», Е.Фейерабенд «Кузнечики», С.Антонюк «Про осу», И. Мордовина «Божья коровка», С. Сибирцев «Что ты плачешь стрекоза», Ю. Энтин « Вот бабочка – красавица», казка: «На шапке пчела» . Заучивание стихов о насекомых. Энциклопедия «Класс насекомых». | Рекомендаци по подбору произведений для домашнего чтения |
Двигательная деятельность | Утренняя гимнастика «Насекомые». Бодрящая гимнастика «Жуки». Физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Вот выходим мы на луг…», «Божьи коровки». Подвижные игры: «День и ночь», «Жуки», «Медведь и пчёлы», «Прилетела стрекоза». | Совместные подвижные игры и физические упражнения, зарядка |
III. Заключительный этап
Совместная деятельность педагогов и детей | Работа с родителями |
Выставка поделок , изготовленных детьми. Презентация самодельных книг-раскрасок , книг «Рассказы, сказки и загадки о насекомых». «Пляска бабочек» муз Е.Тиличеевой. Пение «Не обижайте муравья» муз. Г.Гладкова, слова В.Степанова. Игра-драматизация «Муха – Цокотуха». | Помогают детям в организации выставки поделок, презентации собственной книги с детскими рассказами и рисунками, участвуют в качестве зрителей |
Достигнутые результаты:
- повысилась познавательная активность детей, расширились знания о жизни насекомых нашего края;
-закрепилось умение детей составлять рассказы, сказки и загадки, используя грамматически правильные связные высказывания;
-усовершенствовалось умение детей выразительно рассказывать сказки ;
-развилось у детей умение использовать разнообразные приёмы для создания образов насекомых;
-обогатилось образовательное пространство группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи составлено в соответствии с "Комплексной ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Насекомые"
Образовательная область "Речевое развитие"...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
Многие дети, занимающиеся в группе компенсирующей направленности, плохо говорят, нарушено звукопроизношение. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обесп...
Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Насекомые"
В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...
Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».
Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
