Практика "Профилактика дислексии и дисграфии в старшем дошкольном возрасте посредством дидактических игр"
методическая разработка по логопедии

Ускова Ольга Сергеевна

"Профилактика дислексии и дисграфии в старшем дошкольном возрасте посредством дидактических игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практики ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

1. Муниципальное образование

Управление образования администрации г. Ачинска

2. Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Спутник»

3. Краткое наименование образовательной организации

МБУ Центр «Спутник»

4. Авторский коллектив с указанием должностей

Ускова Ольга Сергеевна учитель-логопед

5. Описание практики

5.1. Название практики

"Профилактика дислексии и дисграфии в старшем дошкольном возрасте посредством дидактических игр»

Проблема, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика(разработка)

У 50% детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии и дислексии.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» чрезвычайно актуальной и своевременной.

Цель: использовать качественно новый подход в использовании дидактических игр и упражнений как средства профилактики дисграфии и дислексии, сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

1. Модернизировать и использовать с учетом ФОП образовательно-игровую среду и методы работы, способствующие развитию компонентов речи.

2. Реализовать целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр и упражнений в коррекционно-образовательном процессе.

3. Повысить компетентность педагогов ДОУ в решении проблемы профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

  • 4. Вовлечь родителей в совместный процесс подготовки детей к обучению грамоте. Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению детей грамоте.

какова основная идея/суть/ базовый принцип практики (разработки)

Новизна опыта заключается в классификации и дифференцировании дидактических игр и упражнений как средства профилактики дисграфии и дислексии с указанной категорией детей.

Практическая значимость позволяет устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (комбинированной или компенсирующей группой ДОО и ОО) и оптимизировать работу по профилактике дисграфии и дислексии.

Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр и упражнений при обучении детей, является предупреждением дисграфии и дислексии и подготовкой детей к успешному обучению в школе.

Проведение коррекционно-профилактической работы по преодолению дисграфии и дислексии строится на основе принципов логопедического воздействия;

- принцип системного подхода;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода;

- принцип поэтапного формирования;

- принцип учета ведущей деятельности и мотивации.

 через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика (разработка)

Процесс работы состоит из 3 этапов: диагностического, подготовительного, коррекционно-оценочного.

Первый этап предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диагностического обследования звукопроизношения, фонематического слуха, навыков зрительно-пространственной ориентировки и  изобразительно-графических способностей. Использование методики Н.И. Дьяковой и Е.А. Стребелевой.

Второй этап направлен на  подбор и систематизацию дидактических игр (Приложение №1).

Третьего этап направлен на преодоление недостаточности фонематического слуха, зрительно-пространственной ориентировки, изобразительно-графических способностей и на оценку результатов.

Учитывая этапы работы по профилактике дисграфии и дислексии и наиболее приемлемый вид ведущей деятельности детей - игровой, необходимо выделить приемы и упражнения, направленные на устранение выявленных  трудностей. В работе использовала «Альбом дидактических пособий для развития зрительно-моторных, оптико-пространственных и графо-моторных функций у детей дошкольного возраста» и «Развитие фонематического слуха у дошкольников» Т. Ткаченко.

Перечисленные ниже дидактические игры по формированию и совершенствованию фонематического слуха, зрительно-пространственной ориентировки и изобразительно-графических способностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов). Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс.

Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает ваша практика

Создались условия преодоления предпосылок дислексии и дисграфии у старших дошкольников.

У детей сформированы зрительно- пространственные представления и зрительно-моторная координация, улучшились графо-моторные навыки. Наблюдается динамика в развитии фонематического слуха.

В результате использования данной практики у 70% детей сформировались понятия «звук-слог-слово». У 60% детей произошло совершенствование пространственно-временных ориентировок, у 75% улучшились изобразительно-графические способности.

Укажите способы/средства/ инструменты измерения результатов образовательной практики

Сравнительная диагностика: выявление у дошкольников уровня сформированности фонематического слуха, пространственно-временных ориентировок (Приложение №2). Анкетирование воспитателей (Приложение №3) и родителей (Приложение №4 Чек-листы).  

С какими проблемами, трудностями в реализации практики (разработки вам пришлось столкнуться)

Привлечение воспитателей и родителей к реализации практики на первоначальном этапе.

Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика

Консультационное сопровождение.

Рекомендательных писем нет

6. Ссылки на материалы практики, размещенные на сайте организации

http://sputnik-ach.ucoz.org 

http://sputnik-ach.ucoz.org/news/2022-11-14 

7. Публикация материалов по теме реализуемой практики, ссылки и источники.

Нет


Приложение №1

Для реализации второго этапа был сделан подбор и систематизация дидактических игр и упражнений.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игра «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Ход игры: взрослый предлагает послушать, как они звучат. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» – спрашивает он ребенка.

Игра «УГАДАЙ, ГДЕ ЗВУЧИТ»

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

Дети закрывают глаза. Взрослый встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

Игра «ЧТО ЭТО?»

Детям предлагаются записанные различные звуки, нужно угадать, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра.

Игра «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

У взрослого звучащие коробочки (внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Игра «ТЕАТР»

Наглядный материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры: Взрослый произносит гласные звуки с различной интонацией. Ребенку предлагается  подобрать соответствующую картинку.

А! - плачет девочка.  А - качаем малыша.  А - поет певица. А - показывают горло врачу.

Развитие речевого слуха.

Игра « СКАЖИ ПРАВИЛЬНО».

Наглядный материал: картинка с изображением из сказки «Три медведя».

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?                     — Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?                     — Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

Когда ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Дифференциация фонем.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Игра «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».

Наглядный материал: картинки с изображениями предметов: бочка, почка, кошка, ложка, сетка, ветка, ком, дом, мак, бак, уточка, удочка, дочка, точка

Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребенком картинки (бочка–почка, кошка– ложка, сетка– ветка, ком– дом, мак– бак). Далее  просим ребенка показать, где изображена почка, а где – бочка. Назови картинки». Ребенок должен безошибочно определить, показать и назвать картинку предмета.

Игра «ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ»

Цель: развитие фонематического слуха

Взрослый называет цепочку из 3-х слов, различающихся 1 звуком (бочка-почка-бочка, мишка-миска-мишка и т.д.). Ребенок должен повторить цепочку в той же последовательности.

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Игра «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»

Ход игры: Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: «шуба, кошка, мышь» и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук [Ш]. Затем предлагаем определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [Ж]; чайник, ключ, очки – [Ч]; щетка, ящик, щавель – [Щ]; коса, усы, нос– [С]; селедка, Сима, лось – [С’]; коза, замок, зуб – [З]; зима, зеркало, вазелин – [З’]; цветок, яйцо, курица – [Ц]; лодка, стул, лампа – [Л]; липа, лес, соль – [Л']; рыба, ковер, крыло – [Р]; рис, крепость, букварь –[Р’].

Совершенствование зрительно-пространственного восприятия и наглядно- образного мышления.

Сюда входит совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий – узкий, длинный – короткий).

Развитие зрительного восприятия.

  • Найдите две одинаковые фигуры в ряду.
  • Соедините линией похожие фигуры в верхнем и нижнем ряду (теневые изображения и контурные).
  • Соедините линией одинаковые фигурки зверей и др.
  • Укажите рисунок, который следует перенести в пустую клетку.
  • Узнайте предметы, изображенные контурно, в условиях наложения.
  • Узнайте вписанные друг в друга геометрические фигуры.
  • Называние контурных изображений предметов.
  • Найди ошибки художника.
  • Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников, предметов.

Развитие буквенного гнозиса

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении,  ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как:

  • Выкладывание    букв    из    палочек,    веревочек,    проволоки;  лепка из пластилина.
  • Определение правильных букв и исключение ложных.
  • Ощупывание букв из наждачной или шершавой бумаги.
  • Дописывание недостающего элемента буквы.
  • Зачеркивание неправильной буквы, вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»)
  • Обведение букв по шаблону и трафарету.
  • Составление букву из двух половинок.
  • Демонстрация букв в разном положении.
  • Придумывание слов на заданный звук в определенной позиции.
  • Письмо в воздухе, на манке, на снегу, на песке.
  • Целостному восприятию буквы, выделению её характерных признаков, а также появлению положительного отношения к письму способствует чтение стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме (Маршак, Шибаев, Тарлапан). 

Буква Б проснется рано.

Буква Б — бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

  • Рисование букв по точкам.
  • Показ буквы с помощью поз и движений («Живая буква»).

Развитие пространственного восприятия

I этап: Ориентировка «на себе».

           Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела.

II этап: Ориентировка «от себя».

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела.

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

 Игра «ЧТО СПРАВА».

         Ребенок сидит вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Взрослый просит ребенка вспомнить, где у него правая рука. Затем предлагается встать в центр ковра и назвать, какие игрушки расположены справа от него. 

          Игра «КОЛОКОЛЬЧИК».

Ребенок сидит на ковре, он закрывает глаза. Взрослый отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Ребенок должен назвать, откуда слышен звон.

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

          Игра «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

              Перед ребенком на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Взрослый предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек, затем убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез медведь, который был внизу между щенком и попугаем.

IV этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

         Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ».

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, под ним, что находится вверху справа от заданного предмета, в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа.

          Игра «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ».

           Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять их. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа и т.д.


Приложение №2

Сравнительная диагностика уровня сформированности фонематического слуха, пространственно-временных ориентировок, изобразительно-графических способностей

        


Приложение №3

Анкета для воспитателей

1. Заинтересовала ли Вас проблема профилактики дислексии, дисграфии в дошкольном возрасте?

         заинтересовала

не заинтересовала

затрудняюсь ответить

2. Что вы считаете приоритетным в профилактике дислексии, дисграфии в дошкольном возрасте?

фонематический слух

пространственно-временные ориентировки

звукопроизношение

        изобразительно-графические способности

3. С какими трудностями Вы столкнулись при организации работы с детьми и родителями?

не заинтересованность родителей

нарушение звукопроизношения у детей

недостаточная компетентность

4. Следует ли реализовывать практику в старшем дошкольном возрасте, либо эту работу необходимо начинать в более раннем возрасте?

следует начинать в более раннем возрасте

следует начинать в старшем дошкольном возрасте

не следует заниматься вообще

5. Какой этап практики требует дополнительного методического сопровождения?

диагностический

подготовительный

коррекционно-оценочный


Приложение №4

Факторы, перечисленные в данных чек-листах, представляют собой для специалистов и родителей «звоночки», на которые нужно обязательно обратить внимание и начать соответствующую коррекционную работу по преодолению выявленных трудностей, а значит, и по предотвращению дислексии и дисграфии.

Чек-лист № 1

Факторы риска возникновения нарушений чтения и письма у ребенка 5–7 лет

Несмотря на обучение, ребенок плохо ориентируется в схеме собственного тела (в дифференциации левой и правой сторон тела), в окружающем пространстве и на листе бумаги (сверху, снизу, слева, справа). Наблюдаются трудности понимания инструкций с пространственным значением (снизу/сверху, налево/направо), содержащих предлоги, обозначающие пространственные отношения (в, на, над, под, за, из-за, из-под, между, перед).

Ребенку трудно выделить и назвать предметы (в том числе, буквы, цифры) при наложении контуров изображений предметов друг на друга. Наблюдаются трудности запоминания букв, особенно называния и сравнения букв, сходных оптически (например: Г — Т, Х — Ж, Ш — Щ и др.).

Не любит слушать чтение книг взрослыми (сказки, небольшие рассказы, стихотворения, соответствующие возрасту ребенка).

Ребенок гиперактивен, в связи с чем часто переутомляется и становится раздражительным. Либо, наоборот, поведение ребенка характеризуется замедленными реакциями и речью. Часто у ребенка наблюдаются расстройства поведения при занятиях в группе.

Ребенок не любит задания, требующие умственной деятельности (невнимателен; внимание быстро истощается, когда нужны умственные усилия).

Не реагирует просьбы, инструкции взрослых (требуется не только повторение, но и пояснение даже самых простых инструкций).

Ребенок моторно неловок (например, его трудно научить: ловить мяч, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику, правильно держать карандаш и т. п.).

Ребенок плохо запоминает даже короткие стихотворения или ему трудно удержать в памяти (воспроизвести/повторить по памяти за взрослым в той же последовательности) ряд из 4–5 картинок/движений или слов (например: яблоко — стол — дом — кот; дерево — человек — дождь — зонт — капли).

Чек-лист № 2

Факторы риска возникновения нарушений чтения и письма у ребенка 5–7 лет

Ребенок не произносит тот или иной звук, либо заменяет один звук другим при произношении (например, [с] заменяет на [ш], [з] на [ж], [ц] на [с], [л] на [р] и т. д.).

Ошибается при повторении за взрослым цепочек слогов типа: па – ба – па, та – да – та, га – ка – ка, са – са – за, жа – ша – жа, па – та – па, га – да – да, ма – мя – мя и др. (каждая цепочка произносится взрослым за «экраном»: губы взрослого не должны быть видны ребенку; в среднем темпе).

Затрудняется назвать первый звук, на который начинается слово, даже при утрированном произнесении взрослым данного звука в слове.

Ребенка трудно научить правильно «отхлопывать» слова по слогам (предлагаются слова, состоящие из разного количества слогов, например: кот, лам-па, мо-ло-ко, те-ле-ви-зор).

В целом, речь ребенка недостаточно внятная. Иногда он искажает слова, «проглатывая» или переставляя местами отдельные звуки или слоги (например, ребенку трудно правильно произнести такие слова, как: велосипедист («висипист»), стоматолог («сатолог») и т. п.

В речи ребенка очень часто наблюдаются ошибки в употреблении окончаний слов, ребенок затрудняется в образовании слов по образцу (например: дом — домик, стол — …; волк — волчица, тигр — …; лист клена — кленовый, лист осины — …; у кошки лапа — кошачья, у собаки — …; и т. д.).

Часто ребенку не хватает слов, чтобы правильно оформить мысль, при этом он может заменять близкие по значению слова (ворона — голубь, ползет — идет), весьма ограничен набор глаголов (идет, бежит, ест, спит и т. п.) и имен прилагательных (хороший, плохой, большой, маленький и т. п.), ребенок затрудняется в подборе слов с противоположным значением (умный — глупый, добрый — злой, веселый — грустный и т. д.).

В основном, пользуется простыми нераспространенными или малораспространенными предложениями («Мама готовит», «Мама готовит кашу»).

Часто не понимает просьбы, инструкции взрослых (требуется не только повторение, но и пояснение даже самых простых инструкций).

Если вы отметили галочкой, хотя бы один пункт, это серьезный повод обратиться к логопеду.


Список используемой литературы

1. Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Спб; 2003;

        2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985;

        3. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольников. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. Спб., М., 2001.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

"Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприяти...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...