"Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
статья (старшая группа) на тему

Сафронова Юлия Николаевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Поэтому особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий.Достаточный уровень сформированности перцептивных действий является неотъемлемым компонентом готовности детей к школьному обучению. Анализ научных воззрений на проблему места и роли перцептивных действий в структуре акта восприятия позволил сделать следующие выводы. Развитие перцептивных действий является неотъемлемой составляющей сенсорного воспитания дошкольников. Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации. Становление и развитие сенсорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению.Использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия развития перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчленении перцептивных образов у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.Н.Сафронова

Студентка 4-го курса, факультет психологии

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Научный руководитель: Панферова Е.В.., к.пс.н., доцент

г. Тула, Российская Федерация

Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Поэтому особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий.

Развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в настоящий момент в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях – быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию.

Особенно важным это является для детей дошкольного возраста. Достаточный уровень сформированности перцептивных действий является неотъемлемым компонентом готовности детей к школьному обучению. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится чрезвычайно важно развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять внимание на те или иные стороны предметов и явлений, выделять в них существенные признаки и свойства.

В практике дошкольного воспитания сенсорно-перцептивному развитию детей уделяется достаточно много внимания. Однако многочисленные исследования в области педагогики и психологии показывают, что существует противоречие, заключающееся в необходимости решения задачи развития перцептивных действий у детей дошкольного (и особенно старшего дошкольного) возраста и отсутствии эффективных условий для ее решения. Все это подтверждает актуальность темы нашего исследования.

Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. Известно, что сензитивным периодом для развития перцептивных действия является ранний и дошкольный возраст, когда восприятие является одной из ведущих психических функций в развитии ребенка. В старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды) развиваются и совершенствуются.

С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности перцептивных образов у ребенка.

По мнению А.В.Запорожца, развитие восприятия при переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое [3,с.18].

По мнению Л.А. Венгера, процесс развития восприятия под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

В своих работах учёный утверждал, что перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом - процесс  формирования практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно - исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

Таким образом, подход Л.А. Венгера позволяет выделить основные этапы становления восприятия: этап различения (сигнальная функция), этап сенсомоторных предэталонов (5-15 месяцев), этап предметных предэталонов (до 2,5 года), этап сенсорных эталонов (до 4-5 лет) и этап системы сенсорных эталонов (с 5 лет).

На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отношения к эталону, действия моделирующие. Действие идентификации необходимо выполнить в том случае, если свойство предмета идентично, т. е. полностью совпадает с эталоном (мяч круглый, кубик красный). Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии наряду со сходством некоторых отличительных черт. Перцептивные действия идентификации и отнесения к эталону в дошкольном возрасте развиваются в соответствии с известным нам механизмом интериоризации: вначале ребенок производит внешние ориентировочные действия, а затем они приобретают характер собственно перцептивных действий. Так, младшие дошкольники, определяя форму, цвет предмета, накладывают образец на предмет или прикладывают к нему. Если предмет объемный, ребенку требуется обвести контуры предмета и образца пальцем. Следя за движением своей руки, он улавливает сходство. Рука в данном случае помогает глазу последовательно осмотреть контур предмета. Старшие дошкольники прибегают к такому способу только в затруднительных случаях. В этом возрасте представление об эталонах-образцах сформировано, и ребенку нет надобности использовать реальный образец. Так, дети, научившись протаскивать различные предметы через отверстия разной формы и величины, начинают их соотносить, переводя только взор с предмета на отверстие, и после такой предварительной ориентировки дают безошибочное решение практической задачи, то есть действия глаза предвосхищают путь и результаты практических действий [2,с.37].

Анализ научных воззрений на проблему места и роли перцептивных действий в структуре акта восприятия позволил сделать следующие выводы. Развитие перцептивных действий является неотъемлемой составляющей сенсорного воспитания дошкольников. Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации. Становление и развитие сенсорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению.

Нами была проведена диагностика для определения развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад №5» г. Ясногорска. На основе результатов был составлена программа для развития перцептивных действий у старших дошкольников посредством дидактических игр.

В данной программе предлагаются следующие дидактические игры: «Сложи узор»- развивать способность детей к анализу и синтезу, «Назови фигуру»- умение определять предмет по его признакам, «Найди лишнее»- учить детей группировать предметы по общему признаку, «Отгадай предмет»- умение определять предмет по его признакам, «Зашиваем ковёр»- умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами; «Цветные коврики» -учить детей дифференцировать цвета, «Дай такой»-учить при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков, «Волшебные рамки и вкладыши»-совершенствовать умение выделять форму, развитие тактильно-двигательного восприятия, «Форма и цвет»- уточнить знания детей о различных геометрических формах и цвете.

В результате исследования можно сделать вывод о том, что  использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия развития перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчленении перцептивных образов у ребёнка. Таким образом, полученные данные позволяют делать вывод о продуктивном использовании дидактических игр в развитии перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1978. 95 с.
  2. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: дис. доктор психол. наук: 13.00.ОО / Леонид Абрамович Венгер. - МГУ им. М. В. Ломоносова, 1968. – 109 с.
  3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка/ А.В. Запорожец.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с.
  4. Запорожец А.В. Психология действия. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 736 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами нах...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период;  это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...