Использование методики Новиковой-Иванцовой в работе с безречевыми детьми
статья по логопедии

Смирнова Ольга Владимировна

В статье описаны методы работы с безречевыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smirnova.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

Статья на тему

«Использование методики Новиковой-Иванцовой в работе с безречевыми детьми»

подготовила

Смирнова Ольга Владимировна

                                                                                            учитель-логопед МБДОУ № 10

                                                                                        « Аленушка»

Актуальность

В последнее время специалисты по детской речи отмечают увеличение  количества детей, у которых отсутствует речь. Такие дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет работу с таким контингентом.

        Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить для полноценного общения. Та речь, которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.  

        Группа неговорящих детей разнородна, однако для них характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, базовых представлений о значении предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи. Возникла потребность повысить мотивацию, вызвать интерес к речевой деятельности. Эта проблема побудила меня к поиску новых технологий, приемов, методик, изучению передового опыта коллег, и внедрение их в образовательный процесс. Такой методикой для меня явилась методика Новиковой – Иванцовой, основанная на онтогенетическом принципе развития речи ребенка и отработке – формировании языковых кодов.  Уникальность данной методики заключается в том, что она не только дает возможность «запустить»  появление речи у безречевых детей, но и помогает  в работе логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, по нормализации темпо – ритмической стороны речи, голоса, по вызыванию и постановке звуков, формированию фразовой речи.  

     Поэтому с целью эмоциональной стимуляции ребенка, воспитания желания и потребности общаться – делаю акцент на развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

     Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Стимулировать речевую и психическую активность ребенка.

2.Развивать эмоциональное общение со взрослым.

3.Совершенствовать способность к речевому подражанию, подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развить физиологическое и речевое дыхание, артикуляционную моторику.

5.Сформировать внутренний и внешний лексикон, обеспечивающий минимальное общение.

6.Сформировать первоначальные навыки грамматического структурирования речевого сообщения.

    Предполагаемые результаты:

-отработан темп, ритм, интонация;

- сформировано умение различать речевые звуки;

- улучшено звукопроизношение;

- увеличен словарный запас;

- сформирована слоговая структура слов;

-сформированы первичные навыки речевого общения.

  Основной стержень  методики формирования языковой системы (МФЯС) –опора на онтогенетический принцип развития речи и формирование языковых кодов. Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребенок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своими этапами (воспроизвести речевой онтогенез).

   Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонологический код.

  Основные направления работы:

Развитие ритмико – мелодико – интонационной стороны речи (пение).

Вызывание и уточнение звуков русского языка.

Развитие и коррекция слоговой структуры слова.

Развитие лексико – грамматического строя речи.

Развитие фразовой речи.

Развитие связной речи.

   Очень важным аспектом формирования навыков говорения является погруженность ребенка в речевую среду. С ним нужно постоянно общаться на разнообразные темы, рассматривать книжные рисунки и анализировать увиденное с помощью слов. Хорошо помогает прослушивание песен на родном языке, особенно в исполнении матери, такой подход поможет запустить механизм речи.

   Поэтому ключевой метод МФЯС – это музыка. В процессе восстановления речевого развития дети поют гласные, что соответствует этапу гуления, затем произносят слоги – это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двусложных слов и фраз.    

На подготовительном этапе работу с неговорящими детьми начинаю с приемов, направленных на разделение неречевых звуков и развитие ритмико- мелодико – интонационной стороны речи. Для этого использую аудиозаписи мелодий, специально подобранных для работы с детьми.  

 На  начальном этапе работы перехожу к вызыванию гласных звуков. Задача данного этапа состоит в том, чтобы ребенок припевал гласные звуки на выдохе. Пение произвожу вместе с ребенком.

  На первом этапе своей целью ставлю формирование слогов, выработку навыка плавного, ритмичного пения слогов со сменой гласных, со сменой согласных, закрытых слогов; плавного пения звукоподражаний и слов из двух одинаковых слогов. Для этого использую два варианта звуковых карточек: со сменой согласного звука (бы, мы, вы…), со сменой гласного звука (ба, бу, би…). Также большой интерес вызывают у детей различные «попевки» ( со сменой предмета, возле которого находится действующее лицо).

На втором этапе вырабатываю навык плавного ритмичного пения слов из двух слогов ( разной структуры) на две четверти с первым (вторым ) ударным слогом и из трех слогов.  Для этого использую различный картинный материал.

На третьем этапе работы формирую у детей умение плавно переключаться в процессе пения фразы. Ритмично петь на две четверти и три четверти. Учу петь фразу с любым ритмическим рисунком. Для этого провожу игру «Веселые ручки». Движения руками помогают донести до детей смысл слов – действий. Например, пеку, мою, чищу, еду и т. д. Для лучшего закрепления ребенок должен многократно повторить одно и то же задание. Это способствует накоплению  словаря и впоследствии помогает составлять предложения.

Работа с родителями

Для реализации поставленных задач привлекаю родителей, которые активно  включаются в совместную деятельность, помогают в организации  и проведении мастер-классов: «Как научить ребенка говорить», «От пения к слову». Провожу консультации по организации занятий с ребенком в домашних условиях. В результате таких встреч многие родители стали более квалифицированными моими помощниками.

Способы оценка эффективности деятельности

-  Педагогическое наблюдение.

- Диагностика  уровня сформированности речи и общения у безречевых детей.

-  Анкетирование родителей.

В результате проделанной работы у воспитанников: сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности, положительный эмоциональный настрой, желание общаться, улучшено звукопроизношение, расширился словарь, появилась возможность моделирования двухсловных предложений.

                 Библиографический список:

1.  Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книга 2 

/Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией/ Москва, ГОУ 1708, 2010. — 38 с.

2. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. М. 2017.

3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. М. Айрис-Пресс, 2014.

4. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. М. Творческий Центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции

Методическое пособие по коррекционной работе  с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...

Значение сенсомоторного воспитания в работе с безречевыми детьми

Сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития; включение максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации. Знание, не подкреплённые чу...

Консультация для родителей "Методика Новиковой-Иванцовой как стимулирование речи"

Здесь рассказывается об основных принципах метода формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, который применим не только при всех видах алалии, но при ДЦ...

Использование «Прозрачного мольберта» в коррекционной работе с безречевыми детьми

Цель - развитие коммуникативных навыков, высших психических функций, творческого мышления и коррекция эмоциональных нарушений у безречевых детей. Задачи:v развитие речи и психических функци...

Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"

Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....

Консультация «Методика Новиковой-Иванцовой как стимулирование речи»

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелк...