«Общее представление о физиологических основах механизмов речи. Взаимосвязь речи и мышления, как мыслительная деятельность».
консультация по логопедии (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Физиологический механизм речи – это система физиологических стимулов, которые определяют порядок реализации речевой деятельности.

Несмотря на то, что речевая деятельность в зависимости от целевой направленности и конкретного содержания может обеспечиваться разными, принципиально различающимися механизмами, современная физиология характеризуется довольно сильным стремлением обуславливать речевую деятельность физиологическими механизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizmy_rechi.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Общее представление о физиологических основах механизмов речи. Взаимосвязь речи и мышления,  как мыслительная деятельность».

Физиологический механизм речи – это система физиологических стимулов, которые определяют порядок реализации речевой деятельности.

Несмотря на то, что речевая деятельность в зависимости от целевой направленности и конкретного содержания может обеспечиваться разными, принципиально различающимися механизмами, современная физиология характеризуется довольно сильным стремлением обуславливать речевую деятельность физиологическими механизмами.

Знание физиологических основ механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Однако более типичной для речевой деятельности является ситуация, в которой слова реализуются как «сигналы сигналов», то есть совершается выбор (бессознательно или сознательно) и отождествляются слова в соответствии с их значением.

Физиологический механизм речевой деятельности реализуется на уровне условно-рефлекторных процессов. Таким образом, с физиологической точки зрения любая устойчивая и упорядоченная последовательность фонем и слов является «динамическим стереотипом», а речевая деятельность представляет собой сложную систему этих стереотипов.

Кроме того, как и любое физиологическое явление, порождение и восприятие речевой деятельности локализируются в определенной части головного мозга и осуществляются через установление более или менее постоянных связей между отдельными мозговыми локализациями.

Физиологические механизмы речи являлись предметом изучения для представителей как физиологии, так и психологии.

Первый серьезный шаг, относящийся к вопросу мозговой организации речи, был сделан в 1861 г., когда Поль Брока обнаружил, что поражение определенного участка коры головного мозга человека (если быть точнее, лобная доля левого полушария) вызывает нарушения произношения (речевой артикуляции). Как следствие, Поль Брок сделал вывод о локализации в мозгу участка, являющегося «центром моторных образов слов».

Вслед за ним в 1873 г. Карл Вернике зафиксировал, что поражение верхней височной доли левого полушария вызвало нарушение понимания речи, следовательно, как он заключил, в этом участке коры сосредоточены «сенсорные образы слов».

Эти открытия повлекли за собой значительное число попыток дальнейшего изучения того, какие зоны коры головного мозга принимают участие в организации речи и какие формы нарушения речевой деятельности возникают при разных по локализации поражениях мозга.

Кроме того, характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена. Речь согласно современным представлениям – системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.

Сознание человека связано со многими понятиями, определяющими мыслительную деятельность человека, однако наиболее значимой кажется связь речи и мышления.

В первую очередь это подтверждается тем, что речь определяет ход мыслей человека, последовательность логических умозаключений, приводящих человека к тем или иным выводам. Мышление и речь – единое целое, понятия, неразрывно связанные друг с другом. Речь является одной из форм выражения мыслей человека, однако в то же время не стоит устанавливать знак равенства между этими составляющими, поскольку они не являются взаимозаменяемыми, хотя и не могут существовать одно без другого.

Неоднократно предпринимались попытки доказать равенство речи и мысли, называя мысль лишь результатом деятельности речевого аппарата. Такая гипотеза характерна для поведенческой психологии, представителями которой являются Дж. Уотсон и К.С. Лешли. В попытках доказать свое предположение проводились многочисленные эксперименты, сводящие речевые процессы к комплексу реакций и рефлексов.

Однако ошибочность данного предположения довольно прозрачна и понятна, поскольку совокупность слов еще не является осознанной речью и ни в коем случае не отражает ход мыслей человека.

Главным, что характеризует понятие речи, является тот смысл, который связывает различные слова в единое целое. Наверное, каждый хоть раз сталкивался с ситуацией, когда сложно в письменной или устной форме выразить то, что крутится в голове, либо подобранные слова отражают не в полной форме нужную экспрессию чувств и эмоций. Пытаясь наиболее полно выразить полученные образы, происходит мысленный подбор подходящих слов, их замена, что исключает рефлекторное происхождение звуков.

Речь человека призвана не только выражать его мысли, но и формировать их, оттачивать продукт мыслительной деятельности. Сколько раз можно заметить, что в голове складывается первоначальный план речи, однако при ее воспроизведении может изменяться основная мысль, корректируется ее содержание, а также форма. Устное воспроизведение позволяет запускать процесс мышления еще активнее, упорядочивая информацию, позволяя ей усваиваться. Поэтому считается верным утверждение, что мышление невозможно без речи.

В процессе мышления речь как цельные предложения формируется не сразу. Вначале происходит появление образов, которые выполняют на начальном этапе роль речевых словосочетаний, поскольку несут смысловую нагрузку. В результате появления нескольких образов, которые можно называть опорными точками, формируется предложение. Иногда этот процесс может занимать довольно много времени, это зависит от сложности самого образа. В процессе речевого воспроизведения происходит двунаправленная работа как на развитие мысли, так и на ее речевое воспроизведение.

В тот момент, когда в мозгу человека происходит зарождение мысли, прежде чем облачиться в словесную форму, происходит ее внутреннее «переваривание», от которого зависит, в каком виде она предстанет, когда станет речью. Форма, которую примет та или иная мысль, зависит от уровня развития личности, уровня образованности и словарного запаса человека.

Каждое из рассматриваемых понятий имеет свою структуру и порядок формирования. Мышление определяется логикой, формирование речи – грамматикой. За историю развития разные этапы характеризуются своими речевыми оборотами, а, соответственно, формами мышления, и представителям разных поколений сложно понимать друг друга ввиду этой разности.

Единство, но не равенство понятий можно наглядно увидеть при воспроизведении речи. Так, при правильном усвоении полученной извне мысли или утверждения происходит более скорое запоминание информации. Подобные исследования проводились неоднократно, к подобным выводам пришли в том числе Э.М. Гуревич и А.Г. Комм. В то же время запоминание не всегда влечет за собой последующее легкое произнесение запомнившейся информации.

В процессе эксперимента было установлено, что память сохраняет информацию надолго, в то время как словесная форма мысли теряется, что создает трудности воспроизведения информации. В том случае когда, наоборот, в памяти сохраняется часть фразы, есть возможность вспомнить ту мысль, которую выражала данная речь, однако это происходит не всегда. Когда основная мысль не сохранилась в памяти, на основе части речи сложно ее восстановить. Это еще одно доказательство неравенства понятий мысли и речи.

Одновременно с внешней речью есть понятие и внутренней речи. Поскольку мышление и речь имеют различную структуру, последняя определяется грамматическими категориями ее построения, то обозначать внутреннюю речь как мышление не стоит. Внешнюю и внутреннюю речь определяет одинаковая структура, внешнюю дополнительно характеризует ее звуковое облачение.

На основе всего вышесказанного можно подвести итоги: физиологическая основа механизмов речи характеризуется как крайне сложная и недостаточно понятная, что требует дальнейших ее исследований. Речь и мышление – это взаимосвязанные понятия, однако не равнозначные. Каждое из них имеет свои отличительные особенности, определяющие их индивидуальность. Мышление является ведущим понятием, порождающим формирование речи, а не наоборот, как полагают ошибочно многие. Различные формы речи реализуются в единстве мышления и формирования речевых образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Взаимосвязь речи и мышления

Взаимосвязь речи и мышления Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является е...

Взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.

Язык в жизни каждого человека является важнейшим средством общения. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способност...

презентация " взаимосвязь речи и мышления"

Основные компоненты речи и способы их развития и влияние на развитие мышления...

"Нейрофизиологические механизмы речи. Центры речи и межполушарная асимметрия"

Строение головного мозга и факторов появления речи у детей дошкольного возраста...

«РППС – основа развития речи. Развитие речи посредством художественной литературы».

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подгото...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...