Применение Су-Джок терапии при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Михайлова Екатерина Васильевна

Применение Су-Джок терапии является одним их эффективных приемов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. При использовании данной терапии процесс автоматизации поставленных звуков проходит в интересной для ребенка форме, в результате чего у детей повышается речевая активность и улучшается координация речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_su-dzhok.docx192.95 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Су-Джок терапии при коррекции звукопроизношенияhttps://kursk.uteka.ru/media/1024/4/ad/4ad650e059338b54e2abed2e7139bcc5.jpg

у детей старшего дошкольного возраста

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики и речевого развития в целом. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, следовательно, и работа с детьми должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Это подталкивает педагогов к поиску нетрадиционных игровых логопедических технологий. Среди них можно выделить Су-Джок терапию, разработанную южнокорейским профессором Пак Чже Ву.

У человека в коре головного мозга имеются две основные зоны, отвечающие за речь. Это центр Вернике (сенсорный центр речи) и центр Брока (моторный центр речи). Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

В логопедической практике используются два раздела Су-Джок терапии:

  • ручной массаж кистей и пальцев массажными шариками
  • работа с эластичным кольцом.

Для эффективности использования Су-Джок терапии важно соблюдать методику и основные приемы работы.

Методика работы с массажным шариком: ладони и кончики пальцев массажируют до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается речевым материалом, в зависимости от этапа автоматизации поставленного звука.

Приемы работы:

  • сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки и двумя ладонями
  • надавливание каждым пальчиком на шарик
  • прокатывание шарика между ладонями прямыми и круговыми движениями
  • прокатывание шарика по пальцам
  • удерживание шарика двумя, тремя пальцами

Методика работы с эластичным кольцом: кольцо надевают на палец и проводят массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Данная процедура проводится с речевым сопровождением, повторяется несколько раз.

Приемы работы:

  • надевание кольца на палец и его передвижение сверху-вниз и снизу-вверх, помогая большим и указательным пальцами другой руки
  • поочередное массажирование всех пальцев

Не рекомендуется растягивать кольцо (теряет свою эффективность) и оставлять на пальце без движения.

Предложенная методика эффективна для не только для развития мелкой моторики пальцев рук, которая в дальнейшем влияет и на развитие речи в целом, но и при автоматизации поставленных звуков в речи (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте).

При автоматизации изолированного звука: прокатывание шарика Су-Джок по дорожке, линии, лабиринту, произнося при этом нужный звук.

При автоматизации звука в слогах:

  • перекладывание мяча из руки в руку, сопровождая каждое движение проговариванием определенного слога или цепочки слогов
  • надавливание пальцем на половину шарика Су-Джок на каждый отрабатываемый слог
  • прокатывание шарика от символа согласного звука к гласному, и наоборот (АС-ОС-УС, СА-СО-СУ и т.д.)
  • надевание эластичного кольца на палец при проговаривании первого слога, и его снятие при проговаривании второго слога

При автоматизации звука в словах:

  • использование разнообразных игр и упражнений с мячом («Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук», «Шарик мне назад верни, слово верно повтори»)
  • поочередное прокатывание колечка по пальцам обеих рук на каждое слово, повторяя за логопедом или называя предметы по картинкам

При автоматизации звука в словосочетаниях или в двустишьях используются эластичные колечки: «Ша-ша-ша (надевают кольцо на палец) – наша Маша хороша» (снимают) и шарики: «Шо-шо-шо (сжимают и разжимают мяч в кулачок правой рукой) – пляшет Маша хорошо» (то же левой рукой) и т.д.

Данная технология высокоэффективна, проста и безопасна в применении.

Таким образом, применение Су-Джок терапии является одним из эффективных приемов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. При использовании данной терапии процесс автоматизации поставленных звуков проходит в интересной для ребенка форме, в результате чего у детей повышается речевая активность и улучшается координация речи с движением.

Основные приемы работы с мячом Су-Джок

Варианты игр с мячом Су-Джок

«В саду»

Это спелый абрикос.                               /Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Он в саду на ветке рос.

В сад с корзиной мы пойдём,                /Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.

Яблок спелых мы наберём.

Не ленись, и помогай,                            /Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Собирать нам урожай.

«Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.      /Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка,

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.                 надевая колечко.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит: « Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт и для вас, и для нас.                                         /Дети катают шарик по ладошке

«Дождик»

Дождик, дождик озорной,                               /Катают мяч между ладонями круговыми движениями.

Поиграть пришёл со мной.

Капли весело стучат                                        /Сжимают мяч то в правой, то в левой руке.

Кап-кап-кап.

Листья кружатся, летят,                                 /Катают мяч круговыми движениями между ладонями.

С ветром поиграть хотят.

Осень в гости к нам пришла.                         /Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Непогоду привела.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,                               /Надевают кольцо Су-Джок на большой палец

Этот пальчик – бабушка,                               /Надевают кольцо Су-Джок на указательный палец

Этот пальчик – папочка,                               /Надевают кольцо Су-Джок на средний палец

Этот пальчик – мамочка,                              /Надевают кольцо Су-Джок на безымянный палец

Этот пальчик – Я,                                         /Надевают кольцо Су-Джок на мизинец

Вот и вся моя семья

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,                             /Катать мяч по ладошке

Продает она орешки:                                  /Прокатить по большому пальцу и обратно

Лисичке-сестричке,                                    /Прокатить по указательному пальцу и обратно

Воробью, синичке,                                     /Прокатить по среднему пальцу и обратно

Мишке толстопятому,                               /Прокатить по безымяному пальцу и обратно

Заиньке усатому.                                       /Прокатить по мизинцу и обратно

Автоматизация звуков в стихах

                  [С]

Ёжик утром проснулся,

Солнышку улыбнулся.

Чистой росой умылся,

Вкусной сушкой подкрепился.

Ес-ес-ес, ес-ес-ес,

Отправился гулять в лес.

В лесу с лисой повстречался.

Лису сильно испугался.

Са-са-са, са-са-са.

Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком,

Покатился с бугра кувырком.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Покатился скорей от лисы.

Катился, катился

И под кустом притаился.

Посидел, посидел под кустом.

В свою норку пустился бегом.

                 [З]

Ёжик в деревню забрёл,

Увидел зелёный забор.

За забором пёс Трезорка

Заливался лаем звонко.

А коза и козлятки

Занимались зарядкой.

А Зоя садила розы

Возле кудрявой берёзы.

А Лиза незабудки

Возле Трезоркиной будки.

А бабушка Зина

Корзину взяла,

По землянику пошла.

И ёжик за ней засеменил -

Он тоже землянику любил.

                 [Ш]

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шёл ёжик неспеша.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше.

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Вышли пышки хороши.

Шёл ёжик, шёл,

Носиком повёл -

Унюхал Мышкины пышки,

Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош

Очень запах был хорош.

                     [Ж]

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Пирожок несёт ужу.

Пирожок с черникой

И свежей ежевикой.

                   [Л]

Лодка по волнам плывёт,

Лодка ёжика везёт.

Ёжик в лодке сладко спал.

Ёжик с лавочки упал.

Покатался, покатался,

Покатался, покатался,

Вновь на лавочку поднялся.

Волна лодку подхватила,

С боку на бок наклонила.

Ёжик тоже наклонился,

Вновь упал и покатился.

Долго лодочка плутала.

Долго ёжика катала.

Наконец-то доплыла.

Ёжик выскочил из лодки

И запел: ла-ла-ла-ла!

               [Р]

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Проснулся ёжик поутру.

Выбрался из норки,

Пробежался вокруг горки.

Попрыгал, покружился,

В ручейке умылся.

Позавтракал черникой

И красной брусникой.

Побежал к другу бобру

Играть в новую игру.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

На пути стоит гора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...