Применение Су-Джок терапии при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Применение Су-Джок терапии является одним их эффективных приемов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. При использовании данной терапии процесс автоматизации поставленных звуков проходит в интересной для ребенка форме, в результате чего у детей повышается речевая активность и улучшается координация речи с движением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 192.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение Су-Джок терапии при коррекции звукопроизношения
у детей старшего дошкольного возраста
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики и речевого развития в целом. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, следовательно, и работа с детьми должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Это подталкивает педагогов к поиску нетрадиционных игровых логопедических технологий. Среди них можно выделить Су-Джок терапию, разработанную южнокорейским профессором Пак Чже Ву.
У человека в коре головного мозга имеются две основные зоны, отвечающие за речь. Это центр Вернике (сенсорный центр речи) и центр Брока (моторный центр речи). Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.
В логопедической практике используются два раздела Су-Джок терапии:
- ручной массаж кистей и пальцев массажными шариками
- работа с эластичным кольцом.
Для эффективности использования Су-Джок терапии важно соблюдать методику и основные приемы работы.
Методика работы с массажным шариком: ладони и кончики пальцев массажируют до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается речевым материалом, в зависимости от этапа автоматизации поставленного звука.
Приемы работы:
- сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки и двумя ладонями
- надавливание каждым пальчиком на шарик
- прокатывание шарика между ладонями прямыми и круговыми движениями
- прокатывание шарика по пальцам
- удерживание шарика двумя, тремя пальцами
Методика работы с эластичным кольцом: кольцо надевают на палец и проводят массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Данная процедура проводится с речевым сопровождением, повторяется несколько раз.
Приемы работы:
- надевание кольца на палец и его передвижение сверху-вниз и снизу-вверх, помогая большим и указательным пальцами другой руки
- поочередное массажирование всех пальцев
Не рекомендуется растягивать кольцо (теряет свою эффективность) и оставлять на пальце без движения.
Предложенная методика эффективна для не только для развития мелкой моторики пальцев рук, которая в дальнейшем влияет и на развитие речи в целом, но и при автоматизации поставленных звуков в речи (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте).
При автоматизации изолированного звука: прокатывание шарика Су-Джок по дорожке, линии, лабиринту, произнося при этом нужный звук.
При автоматизации звука в слогах:
- перекладывание мяча из руки в руку, сопровождая каждое движение проговариванием определенного слога или цепочки слогов
- надавливание пальцем на половину шарика Су-Джок на каждый отрабатываемый слог
- прокатывание шарика от символа согласного звука к гласному, и наоборот (АС-ОС-УС, СА-СО-СУ и т.д.)
- надевание эластичного кольца на палец при проговаривании первого слога, и его снятие при проговаривании второго слога
При автоматизации звука в словах:
- использование разнообразных игр и упражнений с мячом («Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук», «Шарик мне назад верни, слово верно повтори»)
- поочередное прокатывание колечка по пальцам обеих рук на каждое слово, повторяя за логопедом или называя предметы по картинкам
При автоматизации звука в словосочетаниях или в двустишьях используются эластичные колечки: «Ша-ша-ша (надевают кольцо на палец) – наша Маша хороша» (снимают) и шарики: «Шо-шо-шо (сжимают и разжимают мяч в кулачок правой рукой) – пляшет Маша хорошо» (то же левой рукой) и т.д.
Данная технология высокоэффективна, проста и безопасна в применении.
Таким образом, применение Су-Джок терапии является одним из эффективных приемов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. При использовании данной терапии процесс автоматизации поставленных звуков проходит в интересной для ребенка форме, в результате чего у детей повышается речевая активность и улучшается координация речи с движением.
Основные приемы работы с мячом Су-Джок
Варианты игр с мячом Су-Джок
«В саду»
Это спелый абрикос. /Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Он в саду на ветке рос.
В сад с корзиной мы пойдём, /Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.
Яблок спелых мы наберём.
Не ленись, и помогай, /Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Собирать нам урожай.
«Фрукты»
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. /Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка,
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая. надевая колечко.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит: « Ну – ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт и для вас, и для нас. /Дети катают шарик по ладошке
«Дождик»
Дождик, дождик озорной, /Катают мяч между ладонями круговыми движениями.
Поиграть пришёл со мной.
Капли весело стучат /Сжимают мяч то в правой, то в левой руке.
Кап-кап-кап.
Листья кружатся, летят, /Катают мяч круговыми движениями между ладонями.
С ветром поиграть хотят.
Осень в гости к нам пришла. /Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Непогоду привела.
«Семья»
Этот пальчик – дедушка, /Надевают кольцо Су-Джок на большой палец
Этот пальчик – бабушка, /Надевают кольцо Су-Джок на указательный палец
Этот пальчик – папочка, /Надевают кольцо Су-Джок на средний палец
Этот пальчик – мамочка, /Надевают кольцо Су-Джок на безымянный палец
Этот пальчик – Я, /Надевают кольцо Су-Джок на мизинец
Вот и вся моя семья
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, /Катать мяч по ладошке
Продает она орешки: /Прокатить по большому пальцу и обратно
Лисичке-сестричке, /Прокатить по указательному пальцу и обратно
Воробью, синичке, /Прокатить по среднему пальцу и обратно
Мишке толстопятому, /Прокатить по безымяному пальцу и обратно
Заиньке усатому. /Прокатить по мизинцу и обратно
Автоматизация звуков в стихах
[С]
Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.
[З]
Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.
[Ш]
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл -
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош
Очень запах был хорош.
[Ж]
Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.
[Л]
Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.
Ёжик выскочил из лодки
И запел: ла-ла-ла-ла!
[Р]
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...
Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».
В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Применение инновационных технологий в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
В гостях у Свистелочки...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...


