«Игровые приемы, активирующие развитие речи детей»
консультация по логопедии
Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые приемы, повышающие развитие речи детей»
Подготовила: учитель логопед-дефектолог Вороцянко О.Н.
Известные ученые и педагоги Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С.Ушакова установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методы и приемы, которые не только результативны, но и увлекательны.
Но для начала, давайте разберемся, в чем же разница между приемом и методом в педагогике?
1. Метод – общее направление педагогической деятельности, ориентированное на поведенческую и познавательную область человеческого сознания. Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса.
2. Прием соотносится с методом как частное с общим.
3. Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
4. Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач
Беседа, чтение стихов, потешек, прибауток, сказок, использование художественного слова, рассказ педагога – это словесный метод обучения.
Для привлечения внимания детей и активизации познавательного интереса мы можем использовать следующие игровые приемы:
- Использовать персонаж (например, перчаточную куклу, письмо от персонажа) и ведение рассказа от его имени;
- Обыгрывать отдельные моменты рассказа, стиха или потешки;
- Задавать вопросы в процессе беседы или рассказа, давать пояснения непонятных или малознакомых слов;
- Давать педагогическую оценку ситуации, этическую оценку поступков героев;
- Ввести сюрпризный момент;
- Задавать разные типы вопросов после прочтения произведения:
требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?) ;
побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?)
- Сравнивать два произведения, второе из которых продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев – положительного и отрицательного
- Для увеличения интереса к дидактическим играм или играм для развития воображения, можно: использовать игровой персонаж, которому необходимо помочь, или научить чему-либо;
- ввести элемент соревнования;
- Загадать самому или попросить ребенка придумать и загадать загадку о предмете, а не просто назвать его;
- Использовать необычный способ ответа ребенка
А теперь давайте поиграем:
- «Волшебная дорожка»
Цель: Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе
Ход игры: Данная игра эффективна при изучении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Ягоды», «Предметы гигиены», «Цветы». Например:
- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке.
- Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)
- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)
- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)
- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)
- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)
- «Шкатулка со сказками»:
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочерёдно придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира
Консультация посвященна методическим подсказкам для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: Игровые приемы в обучении детей татарскому языку.
Консультация для педагогов о целесообразности применения игровых приемов при обучении детей дошкольников татарскому языку....

Консультация для воспитателей по теме: "Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг".
В материале представлены игры с разными вариантами заданий для развития интереса детей к чтению книг....

Конспект фронтального занятия на тему: "Использование игровых приемов при обучении детей составлению рассказа по сюжетной картине"
Данный материал поможет обучить детей составлению рассказа по сюжетной картине....

"Игровые приемы обучения речи малышей"
Развитие речи - одно из важнейших направлений педагогической деятельности, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка....

Статья "Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей дошкольного возраста"
Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью как средством общения. С помощью речи ребенок учится выражать свои мысли, рассказывая о каких-ли...
"Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей".
Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей....
