«Игровые приемы, активирующие развитие речи детей»
консультация по логопедии

Вороцянко Ольга Николаевна

Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovie_priemy.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые приемы, повышающие  развитие речи детей»

Подготовила: учитель логопед-дефектолог Вороцянко О.Н.

Известные ученые и педагоги Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С.Ушакова установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методы и приемы, которые не только результативны, но и увлекательны.

Но для начала, давайте разберемся, в чем же разница между приемом и методом в педагогике?

1.        Метод – общее направление педагогической деятельности, ориентированное на поведенческую и познавательную область человеческого сознания. Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса.

2.        Прием соотносится с методом как частное с общим.

3.        Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.

4.        Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач

Беседа, чтение стихов, потешек, прибауток, сказок, использование художественного слова, рассказ педагога – это словесный метод обучения.

Для привлечения внимания детей и активизации познавательного интереса мы можем использовать следующие игровые приемы:

- Использовать персонаж (например, перчаточную куклу, письмо от персонажа) и ведение рассказа от его имени;

- Обыгрывать отдельные моменты рассказа, стиха или потешки;

- Задавать вопросы в процессе беседы или рассказа, давать пояснения непонятных или малознакомых слов;

- Давать педагогическую оценку ситуации, этическую оценку поступков героев;

- Ввести сюрпризный момент;

- Задавать разные типы вопросов после прочтения произведения:

требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?) ;

побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?)

- Сравнивать два произведения, второе из которых продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев – положительного и отрицательного

- Для увеличения интереса к дидактическим играм или играм для развития воображения,  можно:  использовать игровой персонаж, которому необходимо помочь, или научить чему-либо;

- ввести элемент соревнования;

- Загадать самому или попросить ребенка придумать  и загадать загадку о предмете, а не просто назвать его;

- Использовать необычный способ ответа ребенка

А теперь давайте поиграем:

  1. «Волшебная дорожка»

Цель: Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе

Ход игры:  Данная игра эффективна при изучении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Ягоды», «Предметы гигиены», «Цветы». Например:

- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке.

- Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)

- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)

- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)

- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)

- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)

  1.  «Шкатулка со сказками»:

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочерёдно придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: Игровые приемы в обучении детей татарскому языку.

Консультация для педагогов о целесообразности применения игровых приемов при обучении детей дошкольников татарскому языку....

Консультация для воспитателей по теме: "Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг".

В материале представлены игры с разными вариантами заданий для развития интереса детей к чтению книг....

"Игровые приемы обучения речи малышей"

Развитие речи - одно из важнейших направлений педагогической деятельности, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка....

Статья "Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью как средством общения. С помощью речи ребенок учится выражать свои мысли, рассказывая о каких-ли...

"Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей".

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей....