Консультация для воспитателей «Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике»
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Таштандинова Юлия Петровна

Основная цель развития диалогической  речи у дошкольника – научить  их пользоваться диалогом как формой общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_razvitie_dialoga_u_detey.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике» Учитель-логопед: Таштандинова Ю.П. 09.02.2017

Диалогическую речь отличает  краткость высказываний с преобладанием  простых предложений, широкое  использование внеречевых средств (жестов, мимики).

Основная цель развития диалогической  речи у дошкольника – научить  их пользоваться диалогом как формой общения. Основным  методом формирования диалогической  речи в повседневной жизни и во время ООД является разговор воспитателя с детьми. (Неподготовленный диалог).

По мнению Е. И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского  сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Одним из методов формирования диалогической  речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

  Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Эффективным методом развития диалогической  речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я.Михайленко и Н. А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

  Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси - гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно(1).

  Игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

  

Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по повышению диалогических навыков  и умений, нужно создать необходимые педагогические условия:  
- организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создается доброжелательная атмосфера в группе

1.  Занятия для активизации общения можно проводить 2 раза в месяц:

2.  Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

 «Незнайка учится здороваться»,

«Быстро ответить»,

 «Незнайка раздает игрушки»,

«Мы идем на прогулку»,

«Незнайка учится просить»,

«Исправьте Незнайку».

3.  Игры парами

  «Разрезные картинки» (предметы одежды), « Да или нет», « Кто как кричит», « Кому что нужно?», « Съедобное – несъедобное», « Магазин»

4.  Сюжетно-ролевые игры:

«Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», « Поликлиника».

5.  Дидактические игры:

« Факты», « Согласен – не согласен», « Не говорить «да» и « нет».

6.  Подвижные игры: « Коршун», « Гуси – гуси», « Краски».

7.  Игры – инсценировки: русская народная сказка « Теремок», русская народная сказка « Репка», русская народная сказка « Волк и козлята».

8. . Тематика разговоров: « Как ты провел выходной день», « Твоя любимая книга», « Твоя любимая игрушка», « Весна», « Твой любимый сказочный герой», « Как бы ты встретил новенького». 

 Также необходимо организовать работу по  развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работу проводят с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений. 

 Для  того, что бы повысить речевой  этикет детям можно предложить упражнения, например:

  Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: « Вот ещё! Сама застёгивай!». Воспитатель стыдит его и спрашивает: « Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?

А теперь, когда мы пойдём одеваться,  будьте все внимательны друг  к другу. Не забудьте правильно просить или благодарить за  помощь, а Незнайка послушает и поучится» Дети договариваются, кто кому будет помогать, кому поможет воспитатель.

  На прогулке Незнайка интересуется:

Незнайка:  Оля, кого ты попросила помочь тебе?

Оля: Я  попросила помочь мне Надежду Николаевну.

Незнайка: Как ты говорила?

Оля: Надежда Николаевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.

Незнайка: Владик кто тебе помогал одеваться?

Владик: Мне помогала одеваться Надежда Николаевна.

Незнайка: Как ты просил?

Владик: Надежда Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.

Незнайка: Что сказал потом?

Владик: Спасибо!

    Так же с детьми проводятся игры парами, например такая игра – « Кому что нужно?»

    Так же с детьми можно провести ряд индивидуальных разговоров на тему « Моя любимая книга», « Как я провёл выходной день», « Любимая игрушка»

Для автоматизации  речевых штампов используются речевые упражнения, которые вводят  детей в различные ситуации, близкие  к реальным.

Например:

- К вам  вечером пришли гости, как вы  с ними поздороваетесь?

- У Кристины  развязался бант. Она подошла  к воспитательнице. Что ей нужно  сказать?

- Представьте,  что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?

  После того как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводится тематическая групповая беседа с четырьмя - шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.

Например:

- Умеете  ли вы знакомиться?

- Знакомились  ли вы с кем-нибудь? С кем?  Где? Как ты это сделал? Что  сказал? Что ответил?

- Что  вы говорите когда хотите познакомиться?

- Как  познакомиться со взрослым?

- С кем  бы вы хотели познакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?

  Во время беседы воспитатель  обращается к нескольким детям  с одним и тем же вопросом. Таким образом, дети вовлекаются  в общую беседу, приучаются воспринимать  информацию и высказываться.

  Следует отметить, что дети предпочитают  упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).

 В начале работы нужно постоянно направлять детей,  помогать организовывать ту или  иную игру. Но в последующем,  дети сами организовывают и играют в игры, а также самостоятельно вступают в диалог друг с другом и воспитателем.

В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы (из личного и коллективного опыта), а также специальные игры и игровые упражнения, например, сюжетно-ролевые и дидактические игры: «В нашем детском саду», «Школа», «На приёме у врача», «Магазин игрушек», «Поезд», «У куклы Тани День рождения». Можно до начала игры предложить детям выбрать ту или иную роль. При этом с помощью педагога определяется, как будет выглядеть каждый ребёнок, во что он будет одет, что будет говорить, какие действия выполнять и т.д.

 

«Весёлое путешествие» («На трамвае»). 

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты расставляют стулья парами, между которыми делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети-пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают места в трамвае. Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня».

Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем («Кот Леопольд в гостях у ребят», «К нам приехал Буратино»). В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает»), а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу сказки, мультфильма и др.

 

Примерный перечень реплик-обращений и вопросов, используемый в диалогах.

Давай познакомимся. Меня зовут Петрушка, а тебя? Где ты живешь? (Как называется город, где ты живешь?). А на какой улице ты живешь? Как она называется? Как зовут твою маму/твоего папу/сестру?

 

Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Двор, где я живу», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоосад, посещения выставок детского творчества и др.

На начальном периоде обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребёнком (разговор, беседа). Рекомендуются такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек» («Чудесный сундучок»), «Сделаем зайцу картинку», «Оденем куклу Таню на прогулку», «Купание куклы» и т.д.; необходимо проведение занятий по заучиванию стереотипных вопросов и ответов.

Дидактические игры по развитию диалогической речи.

«Чудесный сундучок» («Чудесный мешочек»).

Педагог достаёт предмет из мешочка и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают на вопрос. Основой для диалога является способность отвечать на вопрос или использовать нужный жест руки, мимический жест, движение головы. Для безречевых детей очень важно владеть жестами и мимической речью. Рекомендуется использовать следующие жесты и мимику: «радость» (губы ребёнка растянуты в улыбке), «прошу» (руку вверх ладошкой вытянуть вперёд к собеседнику), «огорчение», «удивление» и т.п. эти жесты подбираются однотипными на определенный период обучения и имеют сигнальное значение в диалоге до тех пор, пока ребёнок не будет в состоянии заменить жест соответствующим словом.

«Найди пару».

На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4), а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, педагог требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).

Данная игра может строиться по принципу «маленький учитель». Когда дети приобретают навык самостоятельной игры, логопед уступает им место ведущего. Таким образом формируется диалог между детьми.

«Вопрос или нет?».

 

Взрослый предлагает сесть тому, кто правильно ответит: то, что он сказал – вопрос или нет?

Мама купила краски. – мама купила краски?

Нянечка принесла обед. – нянечка принесла обед?

 

Игра «Закрытая картинка».

Взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей:

Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке. Дай мне такой же мячик, как на этой картинке. Дай столько же кубиков, как на этой картинке.

Дети поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Чтоделает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т.д.

Игра «Телефон».

Взрослый достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем жё его спрашивает, например, заведующая детским садом. Взрослый громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:

- Я веду занятие. (Что вы делаете?)

- Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)

- Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)

- Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак?) и др.

Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о весёлом лете. Каждый ребёнок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.

Игра «Сказочный зверь».

Взрослый рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Игра «Расскажу – не покажу».

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т.д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

 

Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике».

Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения. Огромная роль речевого развит...

Консультация для воспитателей «Современные технологии обучения дошкольников безопасному поведению»

Материал будет полезен воспитателям для формирования основ безопасного поведения дошкольников. Раскрываются особенности обучения детей, методы ознакомления детей  с основами безопасности....

Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников

Консультация для воспитателейМетодические технологии развития связной речи у дошкольников...

«Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике»

Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития ребенка, как основа его социального развития. Являя...

Методические технологии обучения детей с ОНР диалогу в теории и практике

Актуальность темы состоит в том, что формирование речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день стало проблемой. Само формирование речи является важной и трудно решаемой задачей. Успешное реше...

«Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике»

Диалогическая речь – это разговор двух и более людей, цель которой узнать о чём-либо, подтолкнуть к совершению какого-либо действия.Диалогическая речь является основной формой речевого обще...