Методические технологии обучения детей с ОНР диалогу в теории и практике
консультация по логопедии (старшая группа)

Корнева Светлана Александровна

Актуальность темы состоит в том, что формирование речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день стало проблемой. Само формирование речи является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования
Городской округ Симферополь Республики Крым

Консультация

Тема: «Методические технологии обучения детей с ОНР диалогу в теории и практике»

                                                          Выполнила:

                                                          учитель-логопед                                                                                                                

                                                          высшей категории                                

                                                          Корнева С.А.                                        

                                                                                                                                                 

                           

                               

                                Симферополь 2020

Доклад «Методические технологии обучения детей с ОНР диалогу в теории и практике»

Слайд 2.

 «Тебе, живой, тебе, моей прекрасной,
вся жизнь моя, огонь несметных свеч.
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
и чистой, как на солнце меч,
и величавой, как волненье нивы.
Так молится ремесленник ревнивый
и рыцарь твой,
родная речь»

                   Владимир Набоков

Цель консультации - создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Актуальность темы состоит в том, что формирование речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день стало проблемой. Само формирование речи является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Слайд 3.

Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция-назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь-это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая.

Диалог - это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется.

Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться в бытовом разговоре и может достигать в последствии  высот философско-мировоззренческой беседы.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Слайд 4.

1. .Методы и приемы развития диалогической речи.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые - лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

-внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;

-формулировать в ответ собственное суждение;

-правильно выражать его средствами языка;

-менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

-поддерживать определенный эмоциональный тон;

-слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Для диалога характерны:

а)       разговорная лексика;

б)       краткость, недоговоренность, обрывистость;

в)       простые и сложные бессоюзные предложения;

г)       кратковременное предварительное обдумывание;

д)      использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета;

е)       использование жестов, мимики, поз.

Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы.

Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь стимулируется внутренними мотивами и особенно ситуацией, в которой происходит диалог, репликами собеседника.

Слайд 5.

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство — сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

Диалогические единства строятся по определенным схемам:

вопрос-ответ

вопрос-ответ-вопрос

сообщение-вопрос

сообщение-сообщение

побуждение-сообщение и т. д.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. 

Слайд 6.

2. Методические приёмы обучения детей диалогической речи 

Разнообразие  видов деятельности детей по формированию диалогической речи. 

а) Беседа, как вид формирования диалогической речи.

Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог решает следующие задачи:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли;

5) кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

В беседах дети подготовительной к школе группы детского сада приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе.

Слайд 7.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

В беседах о любимых сказках  и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было ими  дольше пользоваться.

Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, педагог подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы. Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных.

Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

В ходе беседы вопросы педагога, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Педагог должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. Своими вопросами он должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: 

  • ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа.
  • нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
  • недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких).
  • если же педагог долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе.
  • то же происходит, когда сам взрослый, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом.

Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации диалогической речи детей.

Слайд 8.

б) Игры-драматизации, как  вид формирования диалогической речи. 

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

В совместном с взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.

Мотивы педагога и детей часто не совпадают - нет побудительного мотива. Но вот вы перестроили педагогический процесс и предложили детям поиграть в сказку. Демонстрируем детям элементы сказочных костюмов, «волшебную палочку» и  моментально смысл коммуникативной ситуации изменяется. Это уже не пересказывание, а интересное для детей дело: ряжение, драматизация, игра.

Детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание стало интересным, можно использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, у кого наряднее шкура. Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).

Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты).

Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения.

Слайд 9.

в) Театрализованные игры, как  вид формирования диалогической речи.

Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.

Для развития общения со сверстниками и развития диалогической речи,  важное значение имеют обе подгруппы игр.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

По моим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве взрослого активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

Слайд 10.

г) Разнообразие  видов деятельности детей по формированию диалогической речи.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи подходят и игры с правилами.

д) Игра, как вид формирования диалогической речи. 

  • Развитие умения отвечать на вопросы.

Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

 «ПРОДОЛЖИ РАЗГОВОР»

Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: — Рита, что ты делаешь? — Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

«РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

По сюжетной картинке первый ребенок составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК»

1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя.

2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

  • Общение.

Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ»

Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

«УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ-НАЗВАЛ, НАЗВАЛ-УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ»

В результате дети приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию – действие. Затем вводится модель “подлежащее-сказуемое-дополнение”, (я чищу картошку, Лена готовит салат, я прикручиваю колеса) одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

  • Совершенствование усвоенных навыков.

На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. В совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать.

Слайд  11.

3.  Предложения по развитию диалогической речи как средства коммуникации у детей.

1.   Учить детей  отвечать на вопросы кратко и  полными предложениями:

Что делает Настя? 1) играет; 2) Настя играет на диване с куклой и мишкой;

2.   Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в жизненных ситуациях (практическое усвоение вопросительных слов: Кто это? Что это такое? Куда? Зачем? Сколько? Откуда? Какого цвета? Какой?)

3.   Использовать мнемотаблицы, схемы, модели для логически
выстраиваемых высказываний.

4.   Обогащать словарный запас в различных видах работ (драматизация речевого материала, лексические упражнения, сравнение, описание предметов, действий, состояний человека, дидактические и сюжетно-ролевые игры).

5.   Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и взрослыми.

6.    Развивать связную монологическую речь (пересказывание, описание)

7.   Чтение художественной литературы познавательного и развлекательного характера с последующим обсуждением, анализом смысловой части, лексической, интонационной выразительности). Заучивание стихов, потешек, загадок, считалок.

8.   Свободные разговоры взрослых с детьми на социально-нравственные темы.

9.   Обучать выражению своих чувств в словесной форме.

10.   Использование различного наглядного материала.

11.   Использование ребусов, кроссвордов для обогащения речи, сообразительности, логического мышления детей.

12.   Использование малых форм фольклора.

13.  Обучать разговорам по телефону.

14.  Обучать ролевым играм и использованию их в повседневной жизни детей.

15.  Придумывание сказок на заданные темы, по желанию детей, используя присказки, волшебные превращения, повторы, «волшебные» предметы.

16.   Проведение занятий вежливости и этикета.

17.   Составление творческих рассказов на развитие фантазии, мышления, монологической речи.

18.   Привлечение родителей к процессу формирования диалогической речи. 

Слайд 12.

ВЫВОД.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог—не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.

Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей.

Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

Приложение

Игры для развития диалогической речи дошкольников

  • Игры для развития речевого общения

Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем («Кот Леопольд в гостях у ребят», «К нам приехал Буратино»). В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает»), а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу сказки, мультфильма и др.

Примерный перечень реплик-обращений и вопросов, используемый в диалогах. 

Давай познакомимся. Меня зовут Петрушка, а тебя? Где ты живешь? (Как называется город, где ты живешь?). А на какой улице ты живешь? Как она называется? Как зовут твою маму/твоего папу/сестру?

Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Двор, где я живу», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоосад, посещения выставок детского творчества и др.

На начальном периоде обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребёнком (разговор, беседа). Рекомендуются такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек» («Чудесный сундучок»), «Сделаем зайцу картинку», «Оденем куклу Таню на прогулку», «Купание куклы» и т.д.; необходимо проведение занятий по заучиванию стереотипных вопросов и ответов.

«Весёлое путешествие» («На трамвае»).

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты расставляют стулья парами, между которыми делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети-пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают места в трамвае. Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня».

  • Дидактические игры по развитию диалогической речи.

«Чудесный сундучок» («Чудесный мешочек»).

1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя.

2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

Педагог достаёт предмет из мешочка и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают на вопрос. Основой для диалога является способность отвечать на вопрос или использовать нужный жест руки, мимический жест, движение головы.  Для безречевых детей очень важно владеть жестами и мимической речью. Рекомендуется использовать следующие жесты и мимику: «радость» (губы ребёнка растянуты в улыбке), «прошу» (руку вверх ладошкой вытянуть вперёд к собеседнику), «огорчение», «удивление» и т.п. эти жесты подбираются однотипными на определенный период обучения и имеют сигнальное значение в диалоге до тех пор, пока ребёнок не будет в состоянии заменить жест соответствующим словом.

«Найди пару».

На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4), а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, педагог требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).

Данная игра может строиться по принципу «маленький учитель». Когда дети приобретают навык самостоятельной игры, логопед уступает им место ведущего. Таким образом формируется диалог между детьми.

«Вопрос или нет?».

Взрослый предлагает сесть тому, кто правильно ответит: то, что он сказал  – вопрос или нет?

Мама купила краски. – Мама купила краски?

Нянечка принесла обед. – Нянечка принесла обед?

Игра «Закрытая картинка».

Взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей:

Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке. Дай мне такой же мячик, как на этой картинке. Дай столько же кубиков, как на этой картинке.

Дети поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т.д. 

Игра «Сказочный зверь».

Взрослый  рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Игра «Телефон».

Взрослый достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем же его спрашивает, например, заведующая детским садом. Взрослый  громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:

— Я веду занятие. (Что вы делаете?)

— Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)

— Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)

— Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак?) и др.

Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о весёлом лете. Каждый ребёнок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.

Игра «Расскажу – не покажу».

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая  любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т.д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.

 Игра « Интервью»

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

«Да и нет»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот  предмет нужен в хозяйстве?

              - Его едят?

              - Его надевают на тело?

- Он  лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...?

- Он  круглый?

- Он коричневый? и т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета -  к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:

  • Динь-динь-динь.
  • Кто там?
  • Почта.
  • Откуда?
  • Из Рязани. (Называется любой город.)
  • И что там делают?
  • Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
    крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

 «Вот так»

Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

   Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

  • Как живешь?
  • Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим
    пальцем).
  • А глядишь?
  • Вот так (смотрят в бинокль).

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными:

- Как плывешь?

  • А бежишь?
  • Ждешь обед?

- Машешь вслед?

- Утром спишь?

- Как шалишь?

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

«Будь внимателен!»

Цель. Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

  • Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
  • Я еду в гости.
  • Я победила в конкурсе воспитателей.
  • У меня сегодня очень сильно болит голова.
  • Я купила себе красивое платье.
  • Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Угадай, кто я»

Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Ход игры

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например:

  •  Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.
  •  Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
  • Нет. Я не девочка, а мальчик.
  • Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
  • Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
  • Я думаю, что ты – Жихарка.
  • Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

«Кто кого запутает»

Цели. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

Материал. Картинки с изображением животных.

Ход игры

        

Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.

Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.

  • Это тигр.
  • А по-моему, это заяц.
  • Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.
  • Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
  • Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек.
  • А этот, может быть, убежал из зоопарка.
    Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди.

Вариант игры.

Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.

«Так бывает или нет?»

(«Небылицы»)

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

  • Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

«Ошибка»

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

        Ход игры        

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

Примеры суждений:

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лес.

        

«Передай письмо»

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал. Разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

  • Если тебе нетрудно...        — Будь добр...
  • Ты не мог бы...?        — Я тебя очень прошу,..
  • Сделай доброе дело, передай...
  • Передай, пожалуйста...

«Волшебный ключ»

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

—        Разрешите пройти.

—        Разрешите, пожалуйста.

—        Позвольте пройти.

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

«Сумей отказаться»

Цель. Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение), мотивируя свой отказ.

Ход игры

Водящий обращается по очереди к каждому игроку с побуждением; игроки отвечают, мотивируя свой отказ:

—Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти
зубы.

  • Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.
  • Урони эту чашку на пол!
  • Простите, я не могу этого сделать: мне жалко разбить чашку.
  • Крикни громко: я самый ловкий!

— Простите, я не могу, ведь я не хвастун.

Водящему при этом можно присвоить какую-либо роль: Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т.д.

«Знатоки»

Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

        

Ход игры

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

  • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
  • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
  • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)... ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

Игры, способствующие развитию диалогической речи по автору А.К. Бондаренко и А.Г. Арушановой.

«Вершки-корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (что у них съедобное – корень или плоды).

Задачи: активизация речевого словаря, развитие диалогической речи.

Правила: отвечать только двумя словами: вершки или корешки.

Ход: воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное, вершки или корешки. Тот кто ошибается платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант, он говорит «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобные вершки».

«Первоклассник»

Цель: закрепить знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школу.

Задачи: уточнение и расширение словаря, активизация речевой деятельности детей, развитие диалогической речи.

Правило: собирать предметы по сигналу.

Ход: На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, ручки, карандаши, пеналы и др. после краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать портфель все необходимое для учебы, они начинают игру: выходят к столу двое игроков, по команде они должны отобрать необходимые учебные принадлежности и положить их аккуратно в портфель. Кто сделал первым, тот и победил.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действий, совершенствование диалогической речи, речевого слуха.

Ход: перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по своей серии картинок.

Список использованной литературы.

1.Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками/ Дошкольное воспитание. – 2001. - №5

2.Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога/ Дошкольное воспитание. – 2002. - №10

3.Бизикова О.Игра как фактор развития диалога/Дошкольное воспитание. – 2007г.

4.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.- 1995г.

5.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие / сост.И.Ю.Кондратенко.

6.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – 1998г.

7.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. -1990г.

8.Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. – 2007г.

9.Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. Алексеева М.М.. – М.: Академия,1999.

10.Савина Е.А. Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи/Логопед. - №3, 2004г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад: « Методические технологии обучения детей с ОНР диалогу в теории и практике » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования Городской округ Симферополь Республики Крым Выполнила: учитель-логопед высшей категории Корнева С.А. Симферополь 2020

Слайд 2

«Тебе , живой, тебе, моей прекрасной, вся жизнь моя, огонь несметных свеч. Ты станешь вновь, как воды, полногласной, и чистой, как на солнце меч, и величавой, как волненье нивы. Так молится ремесленник ревнивый и рыцарь твой, родная речь. » Владимир Набоков

Слайд 3

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Диалогическая речь - это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалог - это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется.

Слайд 4

1. Методы и приемы развития диалогической речи. Участие в диалоге требует сложных умений: - внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником; - формулировать в ответ собственное суждение; - правильно выражать его средствами языка; - менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; - поддерживать определенный эмоциональный тон; - слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки. Для диалога характерны: а) разговорная лексика; б) краткость , недоговоренность, обрывистость; в) простые и сложные бессоюзные предложения; г) кратковременное предварительное обдумывание; д) использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета; е) использование жестов, мимики, поз.

Слайд 5

Диалогические единства строятся по определенным схемам : - вопрос - ответ - вопрос - ответ - вопрос - сообщение - вопрос - сообщение - сообщение - побуждение - сообщение и т. д.

Слайд 6

2 . Методические приёмы обучения детей диалогической речи а ) Беседа, как вид формирования диалогической речи. Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу. В беседе педагог решает задачи: уточняет и упорядочивает опыт детей; воспитывает у детей правильное отношение к окружающему; 3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить; 4) учит просто и понятно излагать свои мысли; 5) воспитывает у детей устойчивое внимание;

Слайд 7

Программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: - беседы на бытовые темы; - беседы о труде взрослых в детском саду; - беседы на темы общественной жизни; - беседы на природоведческие темы; - беседы о любимых сказках; - беседы о предметах быта и труда; - беседы с детьми о школе; Правила активизации диалогической речи детей: - нужно ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа; - нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят; - недопустимо спрашивать одних и тех же детей; - нельзя долго разговаривать с одним ребенком ; - нельзя воспитателю во время беседы много говорить;

Слайд 8

б ) Игры-драматизации, как вид формирования диалогической речи . П одвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. « Гуси - лебеди », «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Садовник », «Угадай по голосу», «Что изменилось?»

Слайд 9

в) Театрализованные игры, как вид формирования диалогической речи. Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр; различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Сказка «Репка» с Сказка « Теремок» использованием плоскостных в театральном уголке фигур

Слайд 10

- прием совместного составления детьми рассказа; г) Разнообразие видов деятельности детей по формированию диалогической речи. - прием совместного рисования иллюстраций к рассказам; - творческая сюжетно - ролевая игра . д ) Игра, как вид формирования диалогической речи. « ПРОДОЛЖИ РАЗГОВОР» « РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» « СНЕЖНЫЙ КОМ» « ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК » Развитие умения отвечать на вопросы Общение « ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ» « УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ-НАЗВАЛ, НАЗВАЛ-УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ » Совершенствование усвоенных навыков.

Слайд 11

3 . Предложения по развитию диалогической речи как средства коммуникации у детей.

Слайд 12

Вывод: р азвитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике».

Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения. Огромная роль речевого развит...

«Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике»

Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития ребенка, как основа его социального развития. Являя...

Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций  Ребенок познает мир в процессе любой св...

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...

«Методические технологии обучения детей диалогу в теории и практике»

Диалогическая речь – это разговор двух и более людей, цель которой узнать о чём-либо, подтолкнуть к совершению какого-либо действия.Диалогическая речь является основной формой речевого обще...