Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи.
картотека по логопедии (средняя группа)

Масленникова Регина Раиловна

Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoretmicheskie_uprazhneniya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи.

Статические упражнения.

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

«Чашечка»

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.

«Иголочка»

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

«Горка».

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

«Трубочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические упражнения.

«Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

«Грибок»

Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

«Змейка»

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

 

Телесно-ориентированные игры:

Игра «Крокодил»

Название связано с тем, что объясняющий правила обычно загадывает первое слово «крокодил», затем его показывает. Участники делятся на две команды, одна команда сообща и тайно загадывает фразу, затем выбирает игрока из другой команды, и он показывает эту фразу участникам из своей команды, а они стараются догадаться. Желательно сначала загадывать пословицу (это будет просто), а затем словосочетание посложнее. Этот текст сообщается одному/двум представителям из противоположной команды. Их задача - донести этот текст до своей команды, пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно по одному слову. Команда отгадчиков говорить может: она помогает вопросами и наводящими фразами, но их партнеры могут только использовать тело и лицо и кивать головой «Да», «Нет».

Фразы не обязательно должны иметь смысл.

 

Логоритмические упражнения.

 Выполнять 1-2 раза в неделю.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

У детей с нарушениями выразительности речи, наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами.

Вот несколько примеров логоритмических упражнений.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.(поднять руки и тянуться вверх)

Физкульт-привет

На болоте две подружки,Две зеленые лягушкиУтром рано умывались,(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,Ручками хлопали.Вправо-влево наклонялисьИ обратно возвращались.(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:Всем друзьям - физкульт-привет!(резко поднять руки вверх)

Бабочка

Спал цветок(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся.Взвился вверх и полетел.(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки)

Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки)

Водичка

Водичка, водичка,(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,(тереть щечки)

Улыбался роток(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

Кулачок

Как сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,(распрямить кисть)

Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук-тук

- Тук-тук-тук.(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!(три хлопка в ладоши)

Зайчики

Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Снег

Как на горке снег, снег,(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!(пальчик ко рту, грозить пальчиком

Рекомендации по проведению занятий:

Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

1) Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

2) Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна, это в выходные дни.

3) Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

4) Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

5) Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

6) Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

7) Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

8) Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребёнку.

9) Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

10) Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд, все перетрут.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .

Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи....

Консультация для родителей "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

С целью повышения уровня компетентности родителей дошкольников с ОВЗ, даны примеры игр и упражнений для развития эмоционально-выразительной речи у воспитанников....

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...

Игры на развитие интонационной выразительности речи

Игры на развитие интонационной выразительности речи...