Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи.
картотека по логопедии (средняя группа)
Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи.
Статические упражнения. | ||
«Лопаточка» | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. | |
«Чашечка» | Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с. | |
«Иголочка» | Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. | |
«Горка». | Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с. | |
«Трубочка» | Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз. | |
Динамические упражнения. | ||
«Часики» | Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз. | |
«Лошадка» | Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. | |
«Грибок» | Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба. | |
«Качели» | Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз. | |
«Вкусное варенье» | Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз. | |
«Змейка» | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. |
Телесно-ориентированные игры:
Игра «Крокодил»
Название связано с тем, что объясняющий правила обычно загадывает первое слово «крокодил», затем его показывает. Участники делятся на две команды, одна команда сообща и тайно загадывает фразу, затем выбирает игрока из другой команды, и он показывает эту фразу участникам из своей команды, а они стараются догадаться. Желательно сначала загадывать пословицу (это будет просто), а затем словосочетание посложнее. Этот текст сообщается одному/двум представителям из противоположной команды. Их задача - донести этот текст до своей команды, пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно по одному слову. Команда отгадчиков говорить может: она помогает вопросами и наводящими фразами, но их партнеры могут только использовать тело и лицо и кивать головой «Да», «Нет».
Фразы не обязательно должны иметь смысл.
Логоритмические упражнения.
Выполнять 1-2 раза в неделю.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
У детей с нарушениями выразительности речи, наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами.
Вот несколько примеров логоритмических упражнений.
Деревцо | Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе) Закачалось деревцо.(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) Ветерок всё тише-тише,(плавно опустить руки) Деревцо всё выше-выше.(поднять руки и тянуться вверх) | |
Физкульт-привет | На болоте две подружки,Две зеленые лягушкиУтром рано умывались,(имитировать умывание) Полотенцем растирались.(имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали,Ручками хлопали.Вправо-влево наклонялисьИ обратно возвращались.(имитировать движения, указанные в тексте) Вот здоровья в чем секрет:Всем друзьям - физкульт-привет!(резко поднять руки вверх) | |
Бабочка | Спал цветок(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) И вдруг проснулся.(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся.Взвился вверх и полетел.(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки) Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки) | |
Водичка | Водичка, водичка,(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка) Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание) Чтобы глазки блестели,(дотрагиваться до глазок по-очереди) Чтобы щечки краснели,(тереть щечки) Улыбался роток(улыбаться, гладить руками ротик) И кусался зубок.(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик) | |
Кулачок | Как сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок.(поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку,(распрямить кисть) Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх) | |
Тук-тук-тук | - Тук-тук-тук.(три удара кулаками друг о друга) - Да-да-да.(три хлопка в ладоши) - Можно к вам?(три удара кулаками друг о друга) - Рад всегда!(три хлопка в ладоши) | |
Зайчики | Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки) На лесной опушке.(разводить руками перед собой, описывая окружность) Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки) В серенькой избушке.(сложить руки над головой в форме домика) Мыли свои ушки,(проводить руками по воображаемым ушкам) Мыли свои лапочки.(имитировать мытье рук) Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги) | |
Снег | Как на горке снег, снег,(показывать руками «горку») Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами) И под горкой снег, снег,(показывать руками «под горкой») Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь.(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь!(пальчик ко рту, грозить пальчиком | |
Рекомендации по проведению занятий:
Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
1) Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
2) Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна, это в выходные дни.
3) Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
4) Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
5) Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
6) Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
7) Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
8) Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребёнку.
9) Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
10) Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд, все перетрут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .
Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи....
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....

Консультация для родителей "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
С целью повышения уровня компетентности родителей дошкольников с ОВЗ, даны примеры игр и упражнений для развития эмоционально-выразительной речи у воспитанников....

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи
Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...
Игры на развитие интонационной выразительности речи
Игры на развитие интонационной выразительности речи...

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.
для детей дошкольного возраста....
