Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .
материал по развитию речи

Бессолицына Светлана Валентиновна

Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. Качественной характеристикой речи является выразительность в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Выразительность речи ребенка делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность.

Согласно федеральным государственным стандартам, работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных направлений, а также адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. А самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Любой вид театра- это волшебный мир превращений: ярких и незабываемых. Вводя ребенка в мир театрализованной деятельности, мы способствуем развитию эмоциональности и выразительности его речи.

Прежде чем развивать у ребенка общую  выразительность речи, следует сначала научить его  передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и жестов.

Мимика -(от греч. mimikós — подражательный), выразительные движения мышц лица, являющиеся  проявлением тех или иных чувств, настроений человека.

Игра с воображаемым объектом

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

"Вкусная конфета"

У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

 "Кузнечик"

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

Игровые упражнения на развитие мимики

  По заданию взрослого или по карточке показать что вы кушаете? Одни  показывает, остальные отгадывают

  1. вы кушаете сладкое яблоко. Покажите мимикой.

  2.  вы откусили кислый лимон. Покажите.

  3. Вы наслаждаетесь сочной грушей.

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту: 

"Мое настроение".

 Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!  

"Смелые мышки".

Вышли мышки как-то раз                                                                                                                                                   Посмотреть который час.                                                                                                                                                              Раз-два-три-четыре –                                                                                                                                                             Мышки дернули за гири.                                                                                                                                                          Вдруг раздался страшный звон…                                                                                                                                                     Убежали мышки вон.

Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

Показать частями тела:

  • как твои плечи говорят: "Я горжусь";
  • как твоя спина говорит: "Я старый, больной человек";
  • как твой палец говорит:  Иди сюда!"
  • как твои глаза говорят: "Нет";
  • как твой нос говорит: "Мне что не нравиться..."

Игра "Иностранец"

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Чтобы прочитать выразительно любое стихотворение, мы пользуемся не только мимикой, но и интонацией. А какие ещё выразительныё средства языка вы знаете? (это- темп, ритм, пауза, логическое ударение, голос, мелодика.) В выразительности речи важны все эти компоненты. Таким образом, речь человека, богатая различными интонационными характеристиками считается  ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.

Надо сказать, что  работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением. Мы знаем, что в каждом слове есть  ударение, которое делает один из слогов ударным. Ударение в слове очень важно:  если его  чуть-чуть пододвинуть, то оно может изменить и значение слова. ПРИМЕР: «дорога домой — дорога сердцу ». Есть свое ударение и в предложении. Оно падает на слово, которое несет главный смысл  в  предложении, слово, которое говорящий считает наиболее важным.  Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Детям тоже нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках.

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Давайте мы с вами попробуем докончить пословицы, поговорки и интонационно выделим логические ударения в них .

- ЗА ПРАВОЕ  ДЕЛО-    ( СТОЙ  СМЕЛО)

- ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ-…(ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ)

- ЖИЗНЬ  ДАНА…..( НА ДОБРЫЕ  ДЕЛА)

- НЕ ЗНАЯ БРОДУ -…(НЕ СУЙСЯ В ВОДУ)

"Кто в каком домике живёт?"

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

Следующий элемент выразительности - это пауза, которая играет огромную роль в нашей речи. Во время паузы- человек вдыхает воздух, берёт дыхание. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Именно пауза несет работу по передаче смысла. Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу(строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.

 Значительную роль в передаче эмоций играет темп. Для развития темпа речи закрепляются с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». Темп и ритм речи находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, скороговорки, предлагается детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения). Также используются подвижные игры с изменением темпа речи и движений («Карусели», «Барабанщики»), заучиваются стихотворения, в сюжете которых заложено изменение темпа речи. В нашей речи определяются три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный.

  1. Скажите, пожалуйста, когда необходимо и полезно говорить быстро? ( при чтении скороговорок)(причём разучивать скороговорку лучше в медленном темпе.)
  2. А когда необходимо говорить медленно?( когда что-то объясняешь, когда загадываешь загадку)

Игры со скороговорками. Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

на пне опять пять опят.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Упражнение "В лесу"

Один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!»  (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Движение со словом и жестом:                                                                                                                                                  "Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!" («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

"Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)"

 И, наконец, наш голос. Тембр- это  окраска нашего голоса. Умение изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п.  

С целью развития эмоций проходит заучивание с детьми пословиц и поговорок об эмоциях человека и стихотворения, в которых отражены полярные эмоции.

 Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание "Великаны-лилипуты", когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

«Медвежата»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал. Три маски медведей.

Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду намм, мам, молока бы намм». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вамм, всё мало вамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вамм, вот я вамм!»

Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса,  и т. д.) можно использовать речевые игры и различные стихотворные тексты.

Речевая игра "Как у бабушки Наташи" (слова народные)

Как у бабушки Наташи. Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».

Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».

Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».

Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока- зывают ее всем, стоящим справа и слева.

У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в  его  повседневной  жизни. Нужно показать ему, как приветливо и  радушно  встречают  и  приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают поиграть вместе со всеми.
Путем кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора и конечно же эмоционального выразительного исполнения как  стихов, так и исполнения  характерных ролей того или иного персонажа  в инсценировках.

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности. В нем широко представлены:

  • Различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, плоскостной театр).
  • Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, шапочки,  игровой реквизит).

Средства выразительности, используемые в разных возрастных группах:

  • во второй младшей группе формирование у детей простейших образно-выразительных умений (имитация характерных движений сказочных животных);
  • в средней группе обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);
  • в старшей группе совершенствование художественно-образных исполнительских умений;
  • в подготовительной группе развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий.

Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяются следующие упражнения:

- упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано) ;

- упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) ;

- упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц) .

Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников

В данной публикации рассмотрены теоретические способы развития выразительности речи дошкольников и представлены практические упражнения, которые может провести не только музыкальный руководитель, но и...

План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"

Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.

Консультация для воспитателей. Что такое интонация, зачем она нужна человеку, как сформировать у ребенка интонационную выразительность речи. На эти вопросы вы найдете ответы в материале консультации....

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

      Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, пра...