Структура лексико-грамматического подгруппового занятия с детьми ОНР.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В презентации представлены: структура лексико-грамматического логопедического занятия, его отличительные специфические особенности, методические рекомендаци к подготовке и проведению.
В комплекте памятка с тезисами для подготовки к лексико-грамматическому занятию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 251.26 КБ | |
| 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формулировка темы ЛГ занятия. *Интегрированные занятия нежелательны: многозадачность работы над всеми компонентами речи объединена лексической темой, ограничена лексика, распыляется внимание, не выдерживаются временные рамки; *Совмещение работы над ЛГ категорией и связной речью нецелесообразно: усилия смещаются с освоения грамматической категории на формирование связной речи; Лексическая тема не может быть темой ЛГ занятия, она служит для обогащения лексики детей воспитателем: ограничивает подбор лексики, не позволяет сосредоточиться на освоении грамматической формы; Тему занятия логопед формулирует грамматическую , опираясь на подготовленную воспитателем лексику; Тема и содержание занятия включает одну грамматическую категорию , подлежащую освоению. Пример: «Существительные с суффиксом –НИЦА- в значении вместилища».
2. Формулировка цели ЛГ занятия. Цель содержит указание на : *формируемое у детей умение; *степень самостоятельности (с помощью, с частичной помощью, самостоятельно); *способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по воображению, по словесной инструкции); Пример: образование существительных при помощи суффикса –НИЦА- по образцу логопеда, с опорой на демонстрацию действий, употребление их в предложении, составленном по сюжетным картинкам.
3. Формулировка задач. *Формировать/развивать/закреплять/упражнять/совершенствовать/стимулировать *Умение : подбирать/изменять/образовывать/употреблять/перечислять/называть/ классифицировать/объяснять/анализировать… *КАК: самостоятельность, способ выполнения, используемый прием Пример: -формировать умение образовывать существительные при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий; -упражнять в употреблении их в предложении, составленном по сюжетным картинкам в процессе дидактической игры;…
4. Методические рекомендации. * Программой предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию ЛГ строя и связной речи. В I периоде обучения, в основном, ЛГ занятия с целью накопления речевого материала и подготовка диалога. Во II - III периодах -увеличение в сторону занятий по формированию связной речи. *ЛГ занятия должны обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств , к диалогу и монологу . *На ЛГ занятиях организуется речевая практика на основе практических действий с предметами , участия в различных видах деятельности, активных наблюдений за жизненными и языковыми явлениями. * На ЛГ занятиях не является обязательным работа над звукопроизношением и слоговой структурой , лексика подбирается с правильно произносимыми звуками.
4. Методические рекомендации. * Работа над словообразованием и словоизменением включает: 1. Сравнение слов с одинаковой морфемой сходного значения (косичка, лисичка) или родственных слов. 2. Выделение общности значения слова, вносимого этой морфемой. 3. Выделение сходного звучания слов и морфем. 4. Закрепление связи значения и звучания морфемы(- ик -значение уменьшительности). 5. Анализ звукового (буквенного)состава выделенной морфемы. 6. Самостоятельное образование слов с данной флексией. 7. Использование новых слов в словосочетании, предложении. * Основныме задачи ЛГ занятий: -р азвитие понимания речи; -воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; -формирование обобщений; - формирование практических навыков словообразования и словоизменения; - формирование умения употреблять грамматические формы слов в разных видах синтаксических структур.
5. Структура ЛГ занятия: Орг момент: лексические упражнения, связанные с темой занятия, наблюдение за исходной формой слова. 2. Объяснение нового материала: работа над пониманием грамматической категории, преобразование слова, сравнение с исходной формой 3. Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале 4. Динамическая пауза , связанная с темой 5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном раздаточном материале в словосочетаниях, предложениях 6. Итог занятия.
Список литературы: 1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. 2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993 3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) М.: Альфа, 1993 4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи . –– М., 1991.
Спасибо за внимание .
Предварительный просмотр:
Практикум.
Тема: Структура лексико-грамматического занятия с детьми с ОНР. Учитель-логопед Ермолаева Лариса Вячеславовна. Школа 1253 г. Москва . |
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
1. Формулировка темы ЛГ занятия.
* Лексическая тема не может быть темой лексико-грамматического занятия. Она ограничивает в подборе пассивной и активной лексики и не позволяет целиком сосредоточиться на освоении грамматической формы;
*Совмещение работы над лг категорией и св речью нецелесообразно, тк усилия смещаются с освоения г категории на формирование связной речи;
* Интегрированное занятие, где используется работа над всеми компонентами речи, распыляют внимание детей, не выдерживает временные рамки, всё множество задач объединяются лексической темой и ограничивают в подборе лексики;
*Лексическая тема служит для обогащения лексики детей воспитателем;
* Логопед опирается на подготовленную воспитателем лексику по лексической теме;
* Нельзя объединять несколько грамматических категорий в одно занятие. Тема ЛГ занятия содержит одну грамматическую категорию, подлежащую освоению.
Например: «Существительные с суффиксом –НИЦА- в значении вместилища».
2. Формулировка цели ЛГ занятия.
Цель содержит указание на :
*формируемое у детей умение;
*степень самостоятельности (с помощью, с частичной помощью, самостоятельно)
*способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по воображению, по словесной инструкции).
Например: образование существительных при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий, употребление их в предложении, составленном по сюжетным картинкам.
3. Формулировка задач.
*Формировать/развивать/закреплять/упражнять/совершенствовать/стимулировать
*Умение:подбирать/изменять/образовывать/употреблять/перечислять/называть/ классифицировать/объяснять/анализировать…
*КАК:самостоятельность, способ выполнения, используемый прием
Пример: Формировать умение образовывать существительные при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий;
упражнять в употреблении их в предложении, составленном по сюжетным картинкам в процессе дидактической сюжетной игры;…
4. Методические рекомендации.
*Программой предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию лексико-грамматического строя и связной речи. В первом периоде обучения проводятся, в основном, лексико-грамматические занятия с целью накопления речевого материала и подготовка диалога. В следующих периодах идёт увеличение в сторону занятий по формированию связной речи.
*Основная цель— обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, от диалога к монологу.
*Основными задачами этих занятий являются:
Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; формирование обобщений; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
*На лексико-грамматических занятиях организуется устная речевая практика на основе практических действий с предметами, участия в различных видах деятельности, активных наблюдений за жизненными и языковыми явлениями.
Работа над словообразованием и словоизменением включает:
1. Сравнение слов с одинаковой словообразующей морфемой сходного значения. (косичка, лисичка).
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в группе слов сходного звучания.
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (-ик вносит значение уменьшительности).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом на основе сравнения слов с одинаковой морфемой и её значением, или родственных слов
7. Использование слов в словосочетании, предложении.
5. Структура ЛГ занятия:
1. Орг момент: лексические упр, связанные с темой занятия, Наблюдение за исходной формой слова.
2. Объяснение нового материала: работа над пониманием грамматической категории, преобразование слова, сравнение с исходной формой
3. Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале
4. Динамическая пауза, связанная с темой
5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном раздаточном материале в словосочетаниях, предложениях
6. Итог занятия.
6. Практикум.
Оцените план ЛГ занятия с точки зрения правильности его построения.
I.Тема: «Овощи»
Задачи:
-обогащать словарь по теме
-учить подбирать относительные прилагательные
План занятия:
1. Организационный момент. (Загадки про овощи и огород).
1. Игра «Что где растёт» (Употребление предлогов В НА ПОД ИЗ с существительным «земля»).
2. Игра «Урожай» (Согласование прилагательных, обозначающих цвет с существительными в роде по лексической теме «Овощи»).
3. Игра «Поможем бабушке делать заготовки» (Подбор относительных прилагательных к существительным, согласование их в роде: морковный сок, кабачковая икра).
4. Игра «Приготовим огород к зиме» (Образование приставочных глаголов при помощи разных приставок из слова «копать»)
5. Итог: (Где были, что делали, какие овощи запомнили?)
II.Тема: «Приставочные глаголы».
Цель: Практическое использование в речи, приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.
Задачи:
-воспитывать у детей внимания и памяти
-активизировать словарный запас
-познакомить с маленькими частями слов, выражающими различные оттенки действий.
-учить слушать звучание слов, близких по значению, но разных по смыслу, составлять предложения с этими словами по демонстрации действий и по набору предметных картинок.
-учить определять на слух правильное и неправильное употребление глагола по смыслу, стимулировать сознательное употребление глаголов с разными приставками
План занятия
1. Предварительная беседа (кто готовит в детском саду, что дети едят на первое и пьют на третье).
2. Организационный момент (Игра «Повтори 3 слова». Лексика: супы, напитки)
3. Сообщение цели занятия.
4. Составление предложений по демонстрации действий с предметами по заданию логопеда (вылей- налей воду, молоко, чай)
5. Сравнение действий и слов наливает-выливает-поливает.
Объяснение их лексического значения и значения маленьких частей НА ВЫ ПО.
Уточнение семантики слов и составление предложений по вопросам (Во что можно налить? Из чего вылить? Что наливает повар, врач, шофёр? Что поливает садовник, дворник?)
6. Игра «Кто самый внимательный? » (Поднять сигнал, если слышат НА, ПО или ВЫ).
7. Игра «Исправь ошибку» (Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко).
5. Составление предложений по двум картинкам с использованием слов наливает, выливает, поливает (пары картинок: шофер — канистра, садовник— цветы, папа — вода).
6. Итог занятия. (Что мы делали ? Какие действия выполняли? Что вы наливали? Аналогично с частью по, вы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражненийя для закрепления лексико-грамматических категорий на занятиях по математике в группах компенсирующей направленности.
Использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления лексико-грамматических категорий на занятиях по математике в группах компенсирующей направленности.В дошкольном учреждении развиваю...
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР на логопункте....

КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».
КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
В дошкольном учреждении развивают все детские способности и наклонности, в том числе и способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка дол...
Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий
Презентация к выступлению на методическом объединении логопедов "Структура индивидуальных и подгрупповых занятий"...
- Мне нравится (1)
