Структура лексико-грамматического подгруппового занятия с детьми ОНР.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ермолаева Лариса Вячеславовна

В презентации представлены: структура лексико-грамматического логопедического занятия, его отличительные специфические особенности, методические рекомендаци к подготовке и проведению.

В комплекте памятка с тезисами для подготовки к лексико-грамматическому занятию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Структура подгруппового лексико-грамматического занятия с детьми с ОНР». Учитель-логопед Ермолаева Лариса Вячеславовна. Школа № 1253 г. Москва.

Слайд 2

Формулировка темы ЛГ занятия. *Интегрированные занятия нежелательны: многозадачность работы над всеми компонентами речи объединена лексической темой, ограничена лексика, распыляется внимание, не выдерживаются временные рамки; *Совмещение работы над ЛГ категорией и связной речью нецелесообразно: усилия смещаются с освоения грамматической категории на формирование связной речи; Лексическая тема не может быть темой ЛГ занятия, она служит для обогащения лексики детей воспитателем: ограничивает подбор лексики, не позволяет сосредоточиться на освоении грамматической формы; Тему занятия логопед формулирует грамматическую , опираясь на подготовленную воспитателем лексику; Тема и содержание занятия включает одну грамматическую категорию , подлежащую освоению. Пример: «Существительные с суффиксом –НИЦА- в значении вместилища».

Слайд 3

2. Формулировка цели ЛГ занятия. Цель содержит указание на : *формируемое у детей умение; *степень самостоятельности (с помощью, с частичной помощью, самостоятельно); *способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по воображению, по словесной инструкции); Пример: образование существительных при помощи суффикса –НИЦА- по образцу логопеда, с опорой на демонстрацию действий, употребление их в предложении, составленном по сюжетным картинкам.

Слайд 4

3. Формулировка задач. *Формировать/развивать/закреплять/упражнять/совершенствовать/стимулировать *Умение : подбирать/изменять/образовывать/употреблять/перечислять/называть/ классифицировать/объяснять/анализировать… *КАК: самостоятельность, способ выполнения, используемый прием Пример: -формировать умение образовывать существительные при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий; -упражнять в употреблении их в предложении, составленном по сюжетным картинкам в процессе дидактической игры;…

Слайд 5

4. Методические рекомендации. * Программой предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию ЛГ строя и связной речи. В I периоде обучения, в основном, ЛГ занятия с целью накопления речевого материала и подготовка диалога. Во II - III периодах -увеличение в сторону занятий по формированию связной речи. *ЛГ занятия должны обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств , к диалогу и монологу . *На ЛГ занятиях организуется речевая практика на основе практических действий с предметами , участия в различных видах деятельности, активных наблюдений за жизненными и языковыми явлениями. * На ЛГ занятиях не является обязательным работа над звукопроизношением и слоговой структурой , лексика подбирается с правильно произносимыми звуками.

Слайд 6

4. Методические рекомендации. * Работа над словообразованием и словоизменением включает: 1. Сравнение слов с одинаковой морфемой сходного значения (косичка, лисичка) или родственных слов. 2. Выделение общности значения слова, вносимого этой морфемой. 3. Выделение сходного звучания слов и морфем. 4. Закрепление связи значения и звучания морфемы(- ик -значение уменьшительности). 5. Анализ звукового (буквенного)состава выделенной морфемы. 6. Самостоятельное образование слов с данной флексией. 7. Использование новых слов в словосочетании, предложении. * Основныме задачи ЛГ занятий: -р азвитие понимания речи; -воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; -формирование обобщений; - формирование практических навыков словообразования и словоизменения; - формирование умения употреблять грамматические формы слов в разных видах синтаксических структур.

Слайд 7

5. Структура ЛГ занятия: Орг момент: лексические упражнения, связанные с темой занятия, наблюдение за исходной формой слова. 2. Объяснение нового материала: работа над пониманием грамматической категории, преобразование слова, сравнение с исходной формой 3. Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале 4. Динамическая пауза , связанная с темой 5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном раздаточном материале в словосочетаниях, предложениях 6. Итог занятия.

Слайд 8

Список литературы: 1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. 2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993 3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) М.: Альфа, 1993 4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи . –– М., 1991.

Слайд 9

Спасибо за внимание .



Предварительный просмотр:

Практикум.

 

Тема:

Структура лексико-грамматического занятия с детьми с ОНР.

Учитель-логопед

Ермолаева Лариса

Вячеславовна.

Школа 1253 г. Москва

.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Формулировка темы ЛГ занятия.

* Лексическая тема не может быть темой лексико-грамматического занятия. Она ограничивает в подборе пассивной и активной лексики и  не позволяет целиком сосредоточиться на освоении грамматической формы;

*Совмещение работы над лг категорией и св речью нецелесообразно, тк усилия смещаются с освоения г категории на формирование связной речи;

* Интегрированное занятие, где используется работа над всеми компонентами речи, распыляют внимание детей, не  выдерживает временные рамки, всё множество задач объединяются лексической темой и ограничивают в подборе лексики;

*Лексическая тема служит для обогащения лексики детей воспитателем;

* Логопед опирается на подготовленную воспитателем лексику по лексической теме;

* Нельзя объединять несколько грамматических категорий в одно занятие. Тема ЛГ занятия содержит одну грамматическую категорию, подлежащую освоению.

Например: «Существительные с суффиксом –НИЦА- в значении вместилища».

2. Формулировка цели ЛГ занятия.

Цель содержит указание на :

*формируемое у детей умение;

*степень самостоятельности (с помощью, с частичной помощью, самостоятельно)

*способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по воображению, по словесной инструкции).

Например: образование существительных при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий,  употребление их в предложении, составленном по сюжетным картинкам.

3. Формулировка задач.

*Формировать/развивать/закреплять/упражнять/совершенствовать/стимулировать

*Умение:подбирать/изменять/образовывать/употреблять/перечислять/называть/ классифицировать/объяснять/анализировать…

*КАК:самостоятельность, способ выполнения, используемый прием

Пример: Формировать умение образовывать существительные при помощи суффикса –НИЦА- по образцу с опорой на демонстрацию действий;  

упражнять в употреблении их в предложении, составленном по сюжетным картинкам в процессе дидактической сюжетной игры;…

4. Методические рекомендации.

*Программой предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию лексико-грамматического строя и связной речи. В первом периоде обучения проводятся, в основном, лексико-грамматические занятия с целью накопления речевого материала и  подготовка диалога. В следующих периодах идёт увеличение в сторону занятий по формированию связной  речи.

*Основная цель— обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, от диалога к монологу.

*Основными задачами этих занятий являются:

Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; формирование обобщений; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

*На лексико-грамматических занятиях организуется устная речевая практика на основе практических действий с предметами, участия в различных видах деятельности, активных наблюдений за жизненными и языковыми явлениями.

Работа над словообразованием и словоизменением включает:

1. Сравнение слов с одинаковой словообразующей морфемой сходного значения. (косичка, лисичка).

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в группе слов сходного звучания.

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (-ик вносит значение уменьшительности).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом на основе сравнения слов с одинаковой морфемой и её значением, или родственных слов

7. Использование слов в словосочетании, предложении.

5. Структура  ЛГ  занятия:

1. Орг момент: лексические упр, связанные с темой занятия, Наблюдение за исходной формой слова.

2. Объяснение нового материала: работа над пониманием грамматической категории, преобразование слова, сравнение с исходной формой

3. Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале

4. Динамическая пауза, связанная с темой

5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном раздаточном материале в словосочетаниях, предложениях

6. Итог занятия.

6. Практикум.

Оцените план ЛГ занятия с точки зрения правильности его построения.

I.Тема: «Овощи»

Задачи:

-обогащать словарь по теме

-учить подбирать относительные прилагательные

План занятия:

1. Организационный  момент.  (Загадки про овощи и огород).

1. Игра «Что где растёт»  (Употребление предлогов  В НА ПОД ИЗ с существительным «земля»).

2. Игра «Урожай» (Согласование прилагательных, обозначающих цвет с существительными в роде по лексической теме «Овощи»).

3. Игра «Поможем бабушке делать заготовки»  (Подбор относительных прилагательных  к существительным, согласование их в роде: морковный сок, кабачковая икра).

4. Игра «Приготовим огород к зиме»  (Образование приставочных глаголов при помощи разных приставок из слова «копать»)

5. Итог:  (Где были, что делали, какие овощи запомнили?)

II.Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: Практическое использование в речи, приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.

Задачи:

-воспитывать у детей внимания и памяти

 -активизировать словарный запас

-познакомить с  маленькими частями слов, выражающими  различные оттенки действий.

-учить слушать звучание слов, близких по значению, но разных по смыслу, составлять предложения с этими словами по демонстрации действий и по набору предметных картинок.

-учить определять на слух правильное и неправильное употребление глагола по смыслу, стимулировать  сознательное употребление глаголов с разными приставками

 План занятия

1. Предварительная беседа  (кто готовит в детском саду, что дети едят на первое и пьют на третье).

2. Организационный момент  (Игра «Повтори 3 слова». Лексика: супы, напитки)

3. Сообщение цели занятия.

4. Составление предложений  по демонстрации действий с предметами по заданию логопеда (вылей- налей воду, молоко, чай)

5. Сравнение действий и слов наливает-выливает-поливает.

Объяснение их лексического значения и значения маленьких частей НА ВЫ ПО.

Уточнение семантики слов и составление предложений по вопросам (Во что можно налить?  Из чего вылить?  Что наливает повар, врач, шофёр?  Что поливает садовник, дворник?)

 6. Игра «Кто самый внимательный? » (Поднять сигнал, если слышат НА, ПО или ВЫ).

7. Игра «Исправь ошибку» (Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко).

5. Составление предложений по двум картинкам с использованием слов наливает, выливает, поливает (пары картинок: шофер — канистра, садовник— цветы, папа — вода).

6. Итог занятия. (Что мы делали ? Какие действия выполняли? Что вы наливали? Аналогично с частью по, вы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражненийя для закрепления лексико-грамматических категорий на занятиях по математике в группах компенсирующей направленности.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления лексико-грамматических категорий на занятиях по математике в группах компенсирующей направленности.В дошкольном учреждении развиваю...

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...

Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР

Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР на логопункте....

КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».

КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

В дошкольном учреждении развивают все детские способности и наклонности, в том числе и способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка дол...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий

Презентация  к выступлению на методическом объединении логопедов "Структура индивидуальных и подгрупповых занятий"...