Конспект занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Черева Элеонора Владимировна

Конспект занятия по теме:

«Творительный падеж множественного числа существительных»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

для детей с ОНР III уровня 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Конспект занятия по теме:

«Творительный падеж множественного числа существительных»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

для детей с ОНР III уровня 6-7 лет

Подготовила:

учитель-логопед

Червева  Э.В.

город Рубцовск, 2025

Конспект занятия

Образовательная область: Речевое развитие.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Тема занятия: Творительный падеж  множественного числа существительных.  Лексическая тема «Перелетные птицы».

Цель: Формирование умения употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного. Закрепление навыка согласования числительных с существительными.

Обучающие задачи:

  1. Формировать умение употреблять имена существительные в творительном падеже множественного числа;
  2. Формировать умение согласования существительных в творительном падеже множественного числа с глаголом;
  3. Формировать развитие навыка языкового анализа и синтеза на уровне предложения;
  4. Упражнять в умении делить слова на слоги;
  5. Активизировать словарный запас по лексической теме «Перелетные птицы».

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, зрительное внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание заниматься, инициативность, ответственность.

  2. Прививать любовь к птицам.

Словарь: 

Существительные: птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, перо, оперение, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет.;

Прилагательные: перелетная, водоплавающая, крупная, мелкая, красивая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная, голодная, сытая, заботливая, осторожная, ловкая, юркая, певчая, черная, белая, серая, пестрая, быстрая;

Глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить, охранять.

Демонстрационный материал: картинки перелётных и зимующих птиц, картинный материал для игр, индивидуальные картинки-подарки, мяч.

Организационный момент.

Цель:– увлечь детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога.

Примечания.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня на занятии вас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! 

- А сейчас повторяем за мной четко и громко:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Дети повторяют за педагогом и садятся за столы.

Основная часть занятия.

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности.

Дети отгадывают загадки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедями (за цаплями, за журавлями, за совами, за голубями).

Дети называют какая птица лишняя и почему.

Примерные ответы детей:

Воробьи питаются зернами. Цапли питаются лягушками. Ласточки питаются насекомыми. Голуби питаются хлебными крошками. Соловьи питаются ягодами рябины. Кукушки питаются червями. И т.д.

 

- Ребята, отгадайте загадки:

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто же это? (воробей)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин (журавли)

Верещунья, белобока,

И зовут её … (сорока)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица … (грач)

- О ком мы будем сегодня говорить?

- Вы правильно, догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают?

- Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улицах нашего города.

Какие птицы зимующие, а какие перелетные в наших загадках?

- А сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.

Игра  «Составь предложение».

Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за какими птицами ухаживает дедушка Коля?

- А сейчас я хочу проверить, какие вы внимательные.

Игра «Четвёртый лишний»

- Назовите, какая птица лишняя. Почему?

Воробей, сорока, журавль, синица;

голубь, дятел, ворона, грач;

скворец, снегирь, журавль, утка;

галка, сорока, ворона, цапля;

воробей, ворона, сова, голубь.

- Давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка. «Аист»

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

Игра «Чем питаются птицы».

Демонстрируются картинки, на которых изображены птицы, а в центре корм, которым они питаются в разное время года.

- Выберите корм, каким питается каждая птица.

-Давайте с вами поиграем. Но не просто в мяч, а вы еще будете отвечать на мои вопросы.

Игра с мячом.

Чем смотрят?

Чем топают?

Чем слушают?

Чем хлопают?

Чем кусаются?

Чем пожимают?

Чем царапаются?

Чем улыбаются?

Чем ходят?

Чем хмурятся?

Чем прикрываются глаза?

Чем видят? 

Игра «Слоги»

- А сейчас вам нужно будет определить, сколько слогов в названии птиц и необычным способом нам это показать. Вы можете - прохлопать, протопать, подпрыгнуть, повернуться вокруг себя или еще придумать какой- либо способ.

Слова: УТ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА, ГРАЧ, ЛЕ-БЕДЬ, КУ-КУШ-КА, СО-ЛО-ВЕЙ, А-ИСТ.

 После каждой отгаданной загадки на доску вывешивается картинка птиц.

На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. (Дети должны отвечать полным предложением)

Дети повторяют за педагогом стихотворение и выполняют движения.

Педагог задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос  и бросает обратно мяч педагогу.

Педагог  проговаривает название птиц. Дети делят слова на слоги, демонстрируя это необычным способом (подпрыгнуть, отжаться, покачать головой и т.д.).

Заключительная часть занятия.

Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности,  поощрение участия детей в совместных играх.

Ответы детей

Дети дают оценку.

Молодцы, сегодня на занятии вы хорошо потрудились, и я вам хочу подарить картинку с птицей. Нужно обвести картинку по точкам, и вы догадаетесь, какая перелетная птица изображена у вас на картинке. Но это задание вы будете выполнять чуть позже, с воспитателем.

Рефлексия.

- А сейчас каждый из вас оценит, как ему понравилось на занятии, сложно ли было выполнять задания.

- Возьмите каждый по лучику от солнышка и прикрепите этот лучик к веселому солнышку, если вам все понравилось или к грустному солнышку, если вам было сложно выполнять задания.

Педагог раздает каждому ребенку картинку-подарок. (задания выполняются после занятия)

На доску выставляются два солнышка, одно веселое, второе грустное.

Источник:

1.Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи.- М.: Эксмо, 2017.

2.https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/211-pro-ptits

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/12/organizatsionnye-momenty-k-zanyatiyam-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"

конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Материал для родителей - Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных

Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных...

Употребление именительного падежа множественного числа существительных

Педагогические ориентиры:- употребление именительного падежа множественного числа существительных;- обучение правильной постановке вопросов и ответов на них;- согласование глаголов третьего лица с сущ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...

Конспект логопедического занятия "Предложный падеж множественного числа существительного"

Конспект логопедического занятия. Падежные конструкции: предложный падеж множественного числа имен существительныхТЕМА ЗАНЯТИЯ: Падежные конструкции.Предложный падеж множественного числа сущ...