Конспект занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по теме:
«Творительный падеж множественного числа существительных»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с ОНР III уровня 6-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Конспект занятия по теме:
«Творительный падеж множественного числа существительных»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с ОНР III уровня 6-7 лет
Подготовила:
учитель-логопед
Червева Э.В.
город Рубцовск, 2025
Конспект занятия
Образовательная область: Речевое развитие.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
Тема занятия: Творительный падеж множественного числа существительных. Лексическая тема «Перелетные птицы».
Цель: Формирование умения употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного. Закрепление навыка согласования числительных с существительными.
Обучающие задачи:
- Формировать умение употреблять имена существительные в творительном падеже множественного числа;
- Формировать умение согласования существительных в творительном падеже множественного числа с глаголом;
- Формировать развитие навыка языкового анализа и синтеза на уровне предложения;
- Упражнять в умении делить слова на слоги;
- Активизировать словарный запас по лексической теме «Перелетные птицы».
Развивающие задачи:
- Развивать память, зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание заниматься, инициативность, ответственность.
2. Прививать любовь к птицам.
Словарь:
Существительные: птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, перо, оперение, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет.;
Прилагательные: перелетная, водоплавающая, крупная, мелкая, красивая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная, голодная, сытая, заботливая, осторожная, ловкая, юркая, певчая, черная, белая, серая, пестрая, быстрая;
Глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить, охранять.
Демонстрационный материал: картинки перелётных и зимующих птиц, картинный материал для игр, индивидуальные картинки-подарки, мяч.
Организационный момент. Цель:– увлечь детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. | ||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога. | Примечания. | ||||
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня на занятии вас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! - А сейчас повторяем за мной четко и громко: Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим, И тихонечко сидим. | Дети повторяют за педагогом и садятся за столы. | |||||
Основная часть занятия. Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности. | ||||||
Дети отгадывают загадки. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедями (за цаплями, за журавлями, за совами, за голубями). Дети называют какая птица лишняя и почему. Примерные ответы детей: Воробьи питаются зернами. Цапли питаются лягушками. Ласточки питаются насекомыми. Голуби питаются хлебными крошками. Соловьи питаются ягодами рябины. Кукушки питаются червями. И т.д. |
- Ребята, отгадайте загадки: Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто же это? (воробей) Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Кто она? (ворона) Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин (журавли) Верещунья, белобока, И зовут её … (сорока) Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовётся птица … (грач) - О ком мы будем сегодня говорить? - Вы правильно, догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают? - Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Какие птицы зимующие, а какие перелетные в наших загадках? - А сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Игра «Составь предложение». Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за какими птицами ухаживает дедушка Коля? - А сейчас я хочу проверить, какие вы внимательные. Игра «Четвёртый лишний» - Назовите, какая птица лишняя. Почему? Воробей, сорока, журавль, синица; голубь, дятел, ворона, грач; скворец, снегирь, журавль, утка; галка, сорока, ворона, цапля; воробей, ворона, сова, голубь. - Давайте с вами немного разомнемся. Физкультминутка. «Аист» (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой. Игра «Чем питаются птицы». Демонстрируются картинки, на которых изображены птицы, а в центре корм, которым они питаются в разное время года. - Выберите корм, каким питается каждая птица. -Давайте с вами поиграем. Но не просто в мяч, а вы еще будете отвечать на мои вопросы. Игра с мячом. Чем смотрят? Чем топают? Чем слушают? Чем хлопают? Чем кусаются? Чем пожимают? Чем царапаются? Чем улыбаются? Чем ходят? Чем хмурятся? Чем прикрываются глаза? Чем видят? Игра «Слоги» - А сейчас вам нужно будет определить, сколько слогов в названии птиц и необычным способом нам это показать. Вы можете - прохлопать, протопать, подпрыгнуть, повернуться вокруг себя или еще придумать какой- либо способ. Слова: УТ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА, ГРАЧ, ЛЕ-БЕДЬ, КУ-КУШ-КА, СО-ЛО-ВЕЙ, А-ИСТ. | После каждой отгаданной загадки на доску вывешивается картинка птиц. На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. (Дети должны отвечать полным предложением) Дети повторяют за педагогом стихотворение и выполняют движения. Педагог задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и бросает обратно мяч педагогу. Педагог проговаривает название птиц. Дети делят слова на слоги, демонстрируя это необычным способом (подпрыгнуть, отжаться, покачать головой и т.д.). | ||||
Заключительная часть занятия. Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, поощрение участия детей в совместных играх. | ||||||
Ответы детей Дети дают оценку. | Молодцы, сегодня на занятии вы хорошо потрудились, и я вам хочу подарить картинку с птицей. Нужно обвести картинку по точкам, и вы догадаетесь, какая перелетная птица изображена у вас на картинке. Но это задание вы будете выполнять чуть позже, с воспитателем. Рефлексия. - А сейчас каждый из вас оценит, как ему понравилось на занятии, сложно ли было выполнять задания. - Возьмите каждый по лучику от солнышка и прикрепите этот лучик к веселому солнышку, если вам все понравилось или к грустному солнышку, если вам было сложно выполнять задания. | Педагог раздает каждому ребенку картинку-подарок. (задания выполняются после занятия) На доску выставляются два солнышка, одно веселое, второе грустное. | ||||
Источник:
1.Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи.- М.: Эксмо, 2017.
2.https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/211-pro-ptits
3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/12/organizatsionnye-momenty-k-zanyatiyam-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»
Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"
конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Материал для родителей - Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных
Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных...

Употребление именительного падежа множественного числа существительных
Педагогические ориентиры:- употребление именительного падежа множественного числа существительных;- обучение правильной постановке вопросов и ответов на них;- согласование глаголов третьего лица с сущ...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Именительный падеж множественного числа существительных»
Учить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа...
Конспект логопедического занятия "Предложный падеж множественного числа существительного"
Конспект логопедического занятия. Падежные конструкции: предложный падеж множественного числа имен существительныхТЕМА ЗАНЯТИЯ: Падежные конструкции.Предложный падеж множественного числа сущ...
