Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте
методическая разработка по логопедии
Программа «Обучение чтению» по методике Н.А. Зайцева сочетается с многообразными методическими приемами, кроме обучения чтению ребенок учится грамотному письму; вследствие постоянного повторения складов, ребенок начинает чище и отчётливее говорить; увеличивается словарный запас; стимулируется развитие логики; вырабатывается самостоятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 901.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1
Комплекс основных характеристик Программы.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте» (далее Программа) имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитанная на детей дошкольного возраста, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития) (далее – ОВЗ).
Программа разработана на основании нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р);
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
5. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015год № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года».
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность Программы: социально-гуманитарная, так как ориентирована на социальную адаптацию (в том числе детей с ОВЗ), на повышение уровня готовности к школе, взаимодействию в социуме (взрослыми, сверстниками).
Новизна Программы основана на комплексном подходе: интеграция элементов технологии Н.А. Зайцева с другими методиками и формами работы для более эффективного обучения грамоте; адаптация технологии к нуждам детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР): Программа адаптирует методику Зайцева с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая индивидуальный подход и доступность обучения; использование современных образовательных технологий: применение интерактивных средств обучения, мультимедийных материалов и цифровых ресурсов для повышения мотивации и вовлеченности детей в процесс обучения.
Актуальность Программы определяется запросом со стороны родителей, так как заинтересованы тем, чтобы ребёнок научился читать и писать как можно раньше. Раннее обучение чтению и письму способствует общему интеллектуальному развитию ребенка, формированию познавательного интереса и успешной адаптации к школе. Программа является эффективным и игровым методом обучения грамоте, который учитывает индивидуальные особенности детей, адаптирована для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР), обеспечивая доступность и комфорт обучения.
Отличительные особенности
В ходе разработки была использована программа «Обучение чтению по кубикам Н.А. Зайцева», автор Н.А. Зайцев.
Отличительные особенности в том, что в Программе адаптированный и расширенный вариант традиционной технологии Н.А. Зайцева, учитывающий особенности развития детей с ОВЗ, современные требования к дошкольному образованию и современные методические разработки.
Адресат Программы:
данная Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет, в том числе дети с ОВЗ (ТНР, ЗПР). Возраст ребенка влияет на обучение чтению по методике Н.А. Зайцева. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5-6 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Количество обучающихся в группе от 15 до 20 человек включительно.
Форма обучения по данной Программе – очная; группа сформирована по возрасту. Основной формой работы с детьми являются фронтальные занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Форма проведения занятий на протяжении учебного года разные: игровые занятия с использованием кубиков Зайцева, таблиц, аудио- и видеоматериалов, дидактические игры и упражнения, творческие задания, физкультминутки и динамические паузы.
Срок реализации Программы и объем учебных часов: 1 год, 32 часа, 32 недели.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (академический час 25 минут).
- Цель и задачи Программы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ грамотности и предпосылок к успешному обучению в школе с использованием технологии Н.А. Зайцева, с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Образовательные задачи посредством чтения и «письма»: формировать у детей интерес к чтению и письму; формировать у детей чтение складов и слов с использованием кубиков Н.А. Зайцева; систематизировать навыки письма печатными буквами.
Развивающие задачи посредством пропевания «попевок», кубиков и таблиц: развивать фонематический слух и умения различать звуки речи; развивать мелкую моторику рук и координацию движений; развивать познавательные процессы: внимания, памяти, мышления, речи; обеспечить индивидуальный подход к детям с ОВЗ (ТНР, ЗПР), учитывая их особые образовательные потребности.
Воспитательные задачи: воспитывать положительные отношения к обучению и уверенности в своих силах; воспитывать самостоятельность.
1.3. Содержание Программы
Учебный план
№ п.п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | теория | Практика | ||||
1 | Водное занятие. Знакомство с кубиками и таблицами Зайцева | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
2 | Изучение гласных звуков и букв | 8 | 1 | 7 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
3 | Изучение согласных звуков и букв | 5 | 1 | 4 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
4 | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Наблюдение за практической работой | |
5 | Чтение слогов | 4 | 1 | 3 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
6 | Чтение простых слов | 5 | 1 | 4 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
7 | Развитие фонематического слуха и звукового анализа | 3 | 1 | 2 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
8 | Закрепление и повторение изученного материала | 3 | - | 3 | Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей | |
9 | Итоговая аттестация | 1 | - | 1 | Наблюдение за практической деятельностью | |
Итого часов | 32 | 6 | 26 | |||
1.4. Содержание учебного плана Программы
1. Вводное занятие. Знакомство с кубиками и таблицами Зайцева.
Теория (1ч): знакомство с правилами поведения на занятиях. Знакомство с кубиками Зайцева: внешний вид, особенности.
Практика (1): игры на знакомство и создание положительного эмоционального настроя.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания.
2. Изучение гласных звуков.
Теория (1): знакомство с гласными звуками, буквами и их произношением.
Практика (7): игры с кубиками Зайцева для запоминания гласных звуков и букв. Пропевание гласных звуков. Работа с таблицами гласных звуков.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания.
3. Изучение согласных звуков.
Теория (1): знакомство с согласными звуками, буквами и их произношением.
Практика (4): игры с кубиками Зайцева для запоминания согласных звуков и букв. Дидактические игры на дифференциацию согласных звуков. Работа с таблицами согласных звуков.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания, промежуточная аттестация.
4. Чтение слогов.
Теория (1): знакомство со слогом.
Практика (3): составление слогов из кубиков Зайцева. Чтение слогов по таблицам. Игры на чтение слогов.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания.
5. Чтение простых слов.
Теория (1): знакомство со словом.
Практика (3): составление слов из кубиков Зайцева. Чтение простых слов по таблицам. Упражнения на составление простых слов из слогов. Игры на чтение слов.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания.
6. Развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Теория (1): обучение звуковому анализу слова.
Практика (2): игры на определение места звука в слове (начало, конец).Упражнения на деление слов на слоги. Игры на подбор слов с заданным звуком.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания.
7. Закрепление и повторение изученного материала.
Практика (2): игры и викторины на повторение изученных букв, звуков и слогов, составление рассказов, рисунков.
Форма контроля: устный опрос, игровые задания, творческие задания, итоговая аттестация.
1.5. Планируемые результаты Программы
Личностные результаты: развиты познавательные интересы, мотивации к обучению и позитивного отношения к учебе; сформированы ценностные отношения к родному языку; развиты самостоятельность и личная ответственность; развиты коммуникативные навыки; сформированы позитивная самооценка и уверенность в себе.
Для детей с ОВЗ :развиты компенсаторные механизмы, направленные на преодоление трудностей в обучении; повышена уверенность в своих возможностях и снизилась тревожность, связанная с обучением.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, работать по инструкции; способны к самоконтролю и оценке результатов; умеют концентрировать внимание на задаче.
Познавательные: развиты умения сравнивать, анализировать, обобщать информацию; сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи; развит познавательный интерес к изучению грамоты.
Коммуникативные: умеют взаимодействовать в группе, договариваться, слушать и понимать других; умеют выражать свои мысли устно и письменно; развиты навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Для детей с ОВЗ: развиты навыки коммуникации и социального взаимодействия; преодолены трудности в обучении чтению и письму; повышена мотивация к обучению.
Предметные результаты:
Различение звуков речи: умеют выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность.
Слияние звуков в слоги и слова: развит навык чтения простых слогов и слов.
Осознание структуры слова: развито понимание, что слова состоят из слогов и звуков.
Развитие фонематического слуха: сформирована способность слышать и различать фонемы (звуки).
Интерес к чтению: сформировано положительное отношение к процессу чтения.
Навыки письма (подготовка): развита мелкая моторика и координация движений руки, необходимых для письма.
Расширение словарного запаса: сформирован активный и пассивный словарный запас.
Для детей с ОВЗ: повышена мотивация к обучению.
Раздел 2
Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учеб. недель | Кол-во учеб. дней | Кол-во учеб часов | Режим занятий | Срок проведения промежуточной и итоговой аттестации |
1 | 2025-2026 | Октябрь, 2025 | Май, 2026 | 32 | 32 | 32 | 1 раз в неделю, по 1 часу | январь, 2026 |
2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение.
Помещение для занятий просторное, светлое и хорошо проветриваемое, оборудованное столами, стульями, ковром (для игр на полу), магнитной доской (для работы с таблицами).
Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента: кубики, таблицы, складовые картинки.
Набор кубиков состоит из 54 деталей и выполнен, как и таблица по складовому типу - согласный плюс гласный, то есть складом. Есть разные кубики, в них различаются по: наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету. Рядом с кубиками - указка, чтобы дети могли свободно показывать, водить и читать по кубикам.
В комплект входят 2 таблицы с плоским изображением куба и его элементов в заданном порядке: «деревянные», «железные», «золотые». Здесь склад делится на столбцы, в которых прочитываются и поются по установленной схеме снизу вверх - ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. По вертикали чтение (пение), как правило, происходит с левой, а также с правой стороны на мелодии разных детских музыкальных произведений. Таблицы расположены на высоте для профилактики нарушений зрения и осанки детей. Под таблицей вешается полка, на которой можно составить слова и предложения из кубиков.
Помимо таблицы и кубиков в дидактическое содержание работы включены складовые картинки, они представляют собой карточки, на которых изображен предмет и написано ее название с помощью печатных букв. Для того чтобы написать слово на складских картинках используется такой способ выделения ударного склада, как черный цвет. Изображение на складе может быть как цвета или силуэта, так и цветовым, что способствует развитию восприятия зрительного представления и наглядно – образной мысли.
Информационное обеспечение: попевки к кубикам Зайцева: https://vk.com/music/playlist/-144430582_1, уроки попевки: https://yandex.ru/video/preview/5682828966052761288, https://rutube.ru/video/934deb82556a675bee4daef031576c17/, https://rutube.ru/video/0e1cb1adcbc33b54d04e92d57530e327/, https://rutube.ru/video/8ca1dfed2d71edf2982dd5228431218a/.
Кадровое обеспечение:
Педагог, владеющий технологией Н.А. Зайцева и имеющий опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, знающий специальную педагогику и психологию, умеющий адаптировать методику Зайцева к индивидуальным потребностям детей с ОВЗ.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для определения результативности освоения Программы с целью отражения достижений цели и задач, проводятся промежуточная и итоговая аттестации. Дети, обучающиеся по данной Программе, проходят аттестацию два раза в год:
- аттестация в середине образовательного процесса (январь);
- аттестация по завершению Программы (май).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Контроль за усвоением Программы осуществляется путем оценивания практических заданий обучающихся, журнал посещаемости, грамоты, фотографии, отзывы детей и родителей, устный опрос, перечень готовых работ, материал входной диагностики, листы промежуточной и итоговой аттестаций.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Презентация достижений детей: представление результатов обучения в виде презентации, видеоролика, отчета, где показаны успехи детей в чтении, письме, развитии речи.
Отзывы родителей и педагогов: сбор и представление отзывов родителей и педагогов о программе, ее эффективности, влиянии на развитие детей.
Участие в конкурсах и конференциях: представление Программы на конкурсах и конференциях для обмена опытом с другими педагогами и получения экспертной оценки.
Оценочные материалы.
Итоговые и промежуточные аттестации могут быть представлены в виде общего балла (низкий-1 балл, средний - 2 балла, высокий - 3 балла).
Результаты аттестации отражаются в аттестационных листах.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью проведения тестов, творческих и практических работ. Уровень усвоения детьми знаний по Программе определяется с помощью критериев оценки (анализа продуктов деятельности).
Этапы педагогического наблюдения по Программе
№ | Вид | Цель | Содержание | Форма проведения | Критерии |
Промежуточная аттестация (Приложение 1) | Цель: отследить динамику развития каждого ребенка и вовремя скорректировать программу | Узнавание звуков и букв, (Для детей с ОВЗ) - Отслеживание индивидуального прогресса с учетом особых образовательных потребностей. | Практическая работа | высокий – 3 средний – 2 низкий – 1 | |
Итоговая аттестация (Приложение 2) | Цель: оценить общий уровень развития ребенка и определить, насколько успешно он освоил программу. | Чтение, письмо, звуковой анализ, словарный запас, интерес к чтению книг. (Для детей с ОВЗ) - Отслеживание индивидуального прогресса с учетом особых образовательных потребностей. | Практическая работа | высокий – 3 средний – 2 низкий – 1 |
Формы контроля могут быть индивидуальными или групповыми: непосредственное наблюдение, анализ свободной деятельности, чтение складов, составление слов, диктант складов/слов, нахождение складов, игры с кубиками.
Учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ: при проведении мониторинга необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка с ОВЗ, его возможности и ограничения; задания должны быть адаптированы к возможностям ребенка, оценка должна быть направлена на выявление прогресса в развитии ребенка, а не на сравнение его с другими детьми.
2.4. Методические материалы
Организация образовательного процесса проходит в очной форме обучения. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в тесной взаимосвязи.
Методы обучения.
Наглядный: кубики и таблицы Зайцева, предметные картинки.
Словесный: объяснение, беседа, чтение педагогом.
Практический: работа с кубиками, работа с таблицами, игры с карточками.
Объяснительно-иллюстративный: показ и объяснение, прослушивание аудиозаписей.
Репродуктивный: повторение за педагогом, выполнение заданий по образцу.
Частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, ответы на проблемные вопросы.
Игровой: дидактические и подвижные игры.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Особенности применения методов для детей с ОВЗ: индивидуальный подход, упрощение заданий, использование сенсорных материалов, повторение и закрепление, постепенное усложнение, создание комфортной атмосферы.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: при реализации данной Программы используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются различные методы организации деятельности обучающихся: наблюдение, лекция-практикум, диктант, игры, соревнования, викторины, обобщения, путешествия.
Педагогические технологии: при реализации Программы используются современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая технология (поиск детьми ответов на поставленные вопросы в диалоге со сверстниками и взрослыми), ИКТ (использование интерактивных игр, прослушивание попевок в аудиозаписи), игровая технология (использование игр и игровых упражнений), здоровьесберегающая (методика обеспечивает профилактику нарушения зрения и осанки, т. к. ребенку не приходится сидеть, согнувшись, над книжкой, разбирая мелкие буковки, он видит большие буквы с дальнего расстояния, выпрямив спину и держа прямо голову; все задания подразумевают движение, нет длительного сидения в статичной позе).
Алгоритм учебного занятия по Программе :приветствие и мотивация, знакомство с темой занятия; практическая деятельность обучающихся по теме; подведение итогов занятия.
Дидактические материалы: Н.А. Зайцев «Учебник для родителей, воспитателей, учителей «Кубики Зайцева»; карточки с тестовыми заданиями для аттестации учащихся; набор карточек с картинками и словами; алфавиты «Читай и пой»; дидактическое пособие «Лото» с картинками и словами; игротека.
2.5. Используемый список литературы
Литература для педагогов, детей и родителей
- Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- DVD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению».
- Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
- Методики Зайцева. Марки: собаки и кошки. Издат. Дом «Нева», 2004.
- Н.А.Зайцев Методика обучения чтению. «Кубики Зайцева», Санкт-Петербург, 2012
- Н.Пятибратова. «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», М.: ИФ «Унисерв», 2013
- Н.Зайцев, Г.Струве. «Читай и пой. Детям вместо букваря», С.Петербург.
Приложение 1
Рабочая программа на учебный год
№ п/п | Раздел/ Тема | Всего часов | Дата занятия | Форма занятий | Форма контроля | Планируемые результаты | |
по плану | по факту | ||||||
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с кубиками и таблицами Зайцева (2 часа) | |||||||
1. | Знакомство с правилами поведения на занятиях. Знакомство с кубиками и таблицами Зайцева: внешний вид, особенности. | 1 | 08.10. 2025 г. | Лекция-практикум | Устный опрос | Обучающиеся знакомятся с правилами поведения на занятиях; знакомятся с кубиками и таблицами. | |
2. | Игры с кубиками: постройки, дорожки, башни. | 1 | 15.10. 2025 г. | Игра, обобщение | Наблюдение за деятельностью детей | Научатся узнавать и называть особенности кубиков. | |
Раздел 2. Изучение гласных звуков(8 часов) | |||||||
3 | Знакомство с гласными звуками и буквами, их произношением. | 1 | 22.10. 2025 г. | Лекция-практикум | Устный опрос | Обучающиеся знакомятся с гласными звуками и буквами. | |
4 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами А, Я). Пение песенок по таблице | 1 | 29.10. 2025 г. | Игра | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [А, Я], умеют петь песенку по таблице. | |
5 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами О, Ё). Пение песенок по таблице | 1 | 05.11. 2025 г. | Игра | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [О, Ё], умеют петь песенку по таблице. | |
6 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами У, Ю). Пение песенок по таблице | 1 | 12.11. 2025 г. | Игра | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [У, Ю], умеют петь песенку по таблице. | |
7 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы, И). Пение песенок по таблице | 1 | 19.11. 2025 г. | Игра | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [Ы, И], умеют петь песенку по таблице. | |
8 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э, Е). Пение песенок по таблице | 1 | 26.11. 2025 г. | Игра | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [Э, Е], умеют петь песенку по таблице. | |
9 | Составление «поездов» с изученными буквами. Пение «песенок» | 1 | 03.12. 2025 г. | Игра | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят гласные звуки и буквы, умеют петь песенку по таблице. | |
10 | Упражнения на закрепление знаний складов | 1 | 10.12. 2025 г. | Соревнование | Анализ детской деятельности | Обучающиеся различают, узнают и произносят гласные звуки и буквы. | |
Раздел 3. Изучение согласных звуков. (5 часов) | |||||||
11 | Знакомство с согласными звуками и буквами, их произношением. | 1 | 17.12. 2025 г. | Лекция-практикум | Устный опрос | Обучающиеся знакомятся с согласными звуками и буквами. | |
12 | Пение «песенок» о членах семьи (м,л,б,д,с) | 1 | 24.12. 2025 г. | Игра-путешествие | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [М, Л, Б, Д, С], умеют петь песенку по таблице. | |
13 | Пение «песенок» о животных (в,г,з,к,л) | 1 | 14.01. 2026 г. | Игра-путешествие | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [В, Г, З, К, Л], умеют петь песенку по таблице. | |
14 | Пение «песенок» о животных (н,р,т,х) | 1 | 21.01. 2026 г. | Игра-путешествие | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся различают и произносят звуки и буквы [Н, Р, Т, Х], умеют петь песенку по таблице. | |
15 | Пение «песенок» (закрепление) | 1 | 28.01. 2026 г. | Викторина | Анализ детской деятельности | Обучающиеся различают и называют звуки и буквы, умеют петь песенку по таблице. | |
16 | Промежуточная аттестация | 1 | 04.02. 2026 г. | Практическая работа | Наблюдение за практической работой | Выявление уровня усвоения учебного материала с помощью практической работы. | |
Раздел 4. Чтение слогов.(4 часа) | |||||||
17 | Знакомство со «слогом». Поиск слогов по таблице и по кубикам | 1 | 11.02. 2026 г. | Лекция – практикум | Устный опрос | Обучающиеся знакомятся со «словом», составляют односложные слова из кубиков. | |
18 | Игра «Найди нужный слог» по кубикам Игра «Есть ли в слове слог…» | 1 | 18.02. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют односложные и двусложные слова из кубиков. | |
19 | Упражнения на закрепление. Печатание слогов в тетради в крупную клетку | 1 | 25.02. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют слова по таблице, из кубиков, печатают слова в тетради. | |
20 | Упражнения на закрепление. Чтение слогов по карточкам. Печатание. | 1 | 04.03. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют слова по «Складовым картинкам» - игра «Магазин». Печатают слова в тетради. | |
Раздел 5. Чтение простых слов.(5 часов) | |||||||
21 | Знакомство со «словом». Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков | 1 | 11.03. 2026 г. | Лекция – практикум | Устный опрос | Обучающиеся знакомятся с «предложением». Составляют короткие предложения по таблице. | |
22 | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков | 1 | 18.03. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют простые предложения из кубиков и по таблице. | |
23 | Упражнения на закрепление. Печатание слов в тетради в крупную клетку | 1 | 25.03. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют короткие предложения из кубиков и читают с помощью педагога. | |
24 | Упражнения на закрепление. Чтение слов на «Складовых картинках». Печатание. | 1 | 01.04. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют и читают короткие предложения с использованием карточек и таблиц. | |
25 | Игры на внимание и понимание прочитанного. | 1 | 08.04. 2026 г. | Викторина | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся читают короткие предложения по таблице и объясняют прочитанное. | |
Раздел 6. Развитие фонематического слуха и звукового анализа.(3 часа) | |||||||
26 | Игры на определение места звука в слове (начало, конец). | 1 | 15.04. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся определяют места звука в слове. | |
27 | Упражнения на деление слов на слоги | 1 | 22.04. 2026 г. | Игровое упражнение | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся делят односложные и двусложные слова на слоги. | |
28 | Игры на подбор слов с заданным звуком. | 1 | 29.04. 2026 г. | Соревнования | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся подбирают слова на заданный звук. | |
Раздел 7. Закрепление и повторение изученного материала.(2 часа) | |||||||
29 | Игры на повторение изученных звуков, букв и слогов. | 1 | 06.05. 2025 г. | Путешествие | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся узнают и воспроизводят изученные звуки, буквы и слоги. | |
30 | Игры на повторение изученных звуков, букв и слогов. | 1 | 13.05. 2026 г. | Соревнование | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся узнают и воспроизводят изученные звуки, буквы и слоги. | |
31 | Игры на повторение изученных звуков, букв и слогов. | 1 | 20.05. 2026 г. | Викторина | Наблюдение за деятельностью детей | Обучающиеся составляют рассказы и рисунки к рассказу. | |
32 | Итоговая аттестация | 1 | 27.05. 2026 г. | Практическая работа | Наблюдение за практической работой | Проверка теоретического и практического материала | |
Итого: | 32 часа | ||||||
Приложение 2
Промежуточная аттестация
Цель промежуточной аттестации: оценить прогресс в узнавании звуков и букв.
Материалы: кубики и таблицы Зайцева; карточки с отдельными буквами; предметные картинки (названия которых начинаются на разные буквы); игрушки или предметы, издающие различные звуки (колокольчик, барабан, дудочка и т.д.); протокол обследования для записи результатов на каждого ребенка.
Протокол обследования
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________________________
Задания | Оценки | Балл высокий – 3 средний – 2 низкий – 1 |
УЗНАВАНИЕ ЗВУКОВ | ||
Задание 1.Воспроизведение звуков: Педагог произносит отдельные звуки (гласные и согласные). Ребенок повторяет звук. | Произносит правильно Произносит с ошибками Не знает | |
Задание 2.Соотнесение звука с предметом: Педагог называет предметную картинку или показывает предмет. Ребенок называет первый звук в слове. | Соотносит правильно Соотносит с ошибками Не соотносит | |
Задание 3.Определение наличия звука в слове: Педагог называет слово и просит ребенка определить, есть ли в этом слове заданный звук (например, "Есть ли звук [а] в слове 'мама'?") | Определяет правильно Определяет с ошибками Не определяет | |
Задание 4.Имитация звуков (игра "Угадай, кто говорит"): Педагог имитирует голоса животных или другие звуки. Ребенок отгадывает, кто или что издает этот звук. | Определяет правильно Определяет с ошибками Не определяет | |
УЗНАВАНИЕ БУКВ | ||
Задание 5.Показ букв на кубиках Зайцева: Педагог показывает букву на кубике. Ребенок называет букву (звук). | Называет правильно Называет с ошибками Не называет | |
Задание 6.Показ букв на таблицах Зайцева: Аналогично предыдущему заданию, но используется таблица. | Называет правильно Называет с ошибками Не называет | |
Задание 7.Нахождение буквы по названию: Педагог называет букву. Ребенок находит её на кубиках или в таблице. | Находит правильно Находит с ошибками Не находит | |
Задание 8.Игра "Найди пару": На столе разложены карточки с буквами вперемешку. Ребенку предлагается найти парные карточки. | Находит пары правильно Находит с ошибками Не находит | |
Уровни усвоения Программы
Уровни | Результаты обследования | ||||||||
Задания 1 | Задания 2 | Задания 3 | Задания 4 | Задания 5 | Задания 6 | Задания 7 | Задания 8 | % | |
Высокий | |||||||||
Средний | |||||||||
Низкий | |||||||||
Всего | |||||||||
Приложение 3
Итоговая аттестация
Материалы: кубики Зайцева; карточки со слогами, словами и предложениями; тетради или листы бумаги; карандаши или ручки; картинки с изображением знакомых предметов и явлений.
Протокол обследования
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________________________
Задания | Оценка | Балл высокий – 3 средний – 2 низкий – 1 |
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ | ||
Задание 1.Чтение слогов на кубиках: Педагог показывает слоги на кубиках. Ребенок читает слог. | Читает правильно Читает с ошибками Не читает | |
ЧТЕНИЕ ПРОСТЫХ СЛОВ | ||
Задание 2.Педагог показывает простые слова на кубиках. Ребенок читает слова. | Читает правильно Читает с ошибками Не читает | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ | ||
Задание 3.Определение первого и последнего звука в слове: Педагог называет простые слова и просит ребенка назвать первый и последний звук. Какой первый звук? Какой последний звук?" | Называет правильно Называет с ошибками Не называет | |
Задание 4.Определение количества слогов в слове: Педагог называет слова и просит ребенка определить количество слогов. | Называет правильно Называет с ошибками Не называет | |
Задание 5.Определение гласных и согласных звуков в слове: Называйте слово и просите ребенка назвать все гласные или согласные звуки в этом слове. Какие гласные звуки? Какие согласные звуки?" | Называет правильно Называет с ошибками Не называет | |
Уровни усвоения Программы
Уровни | Результаты обследования | |||||
Задания 1 | Задания 2 | Задания 3 | Задания 4 | Задания 5 | % | |
Высокий | ||||||
Средний | ||||||
Низкий | ||||||
Всего | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте старших дошкольников в соответствие с ФГОС
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте
quot;Кот Грамот" - дополнительная образовательная программа учителя-логопеда по обучению грамоте...
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению для детей дошкольного возраста изобразительной деятельности
Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО.Старшая группа....
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по обучению в сенсорной комнате "Под дождем"
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по обучению в сенсорной комнате "Под дождем"...

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв»
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв» является универсальной и может использоваться, как для подготовки к обучению...

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению чтению детей 6-7 лет .
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению детей чтению направлена на формирование первоначальных навыков слогового чтен...
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению исследовательской деятельности «Юный исследователь»
Дополнительная программа по обучению дошкольников исследовательской деятельности направлена на то, что мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окр...

