Логоритмика в речевом и физическом развитии ребенка
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Преимуществом методики является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика в речевом и физическом развитии ребенка
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Преимуществом методики является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей.
В настоящее время метод представляет собой комплекс лечебно-педагогических мер, применение которого реально, когда коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста проводится в условиях специального детского сада.
Речедвигательные игры и упражнения. Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения — понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии.
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.
Речедвигательные упражнения
«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»
«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»
Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«ЧУДАК»
Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.
Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
«КРИЧАЛКИ»
Дидактические задачи: развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение голосового аппарата.
Игровой материал: ударные музыкальные инструменты.
Методика проведения. Перед началом игры педагог просит детей назвать слова по изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговаривать «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
Первый вариант.
Звучание ударного инструмента сопровождается одновременным проговаривание слов. Громкость произношения определяет сила звучания инструмента.
Второй вариант.
Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх — звук усиливается, когда руки опускаются вниз — звук становится тише, когда руки сжаты «в замок» — тишина.
Можно разделить детей на группы, поставив одну слева, другую справа от педагога. Таким образом, группы детей будут ориентироваться на левую и на правую руку педагога.
«МАШИНКИ»
Дидактические задачи: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции.
Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и».
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
«МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА»
Дидактические задачи: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций.
Методика проведения. Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.
Здесь живет Хмурилка, | Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей. |
Здесь живет Дразнилка, | Упражнение «Буратино», ребенок показывает язык. |
Здесь живет Смешилка, | Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается. |
Здесь живет Страшилка. | Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. |
Это носик Бибка! | Указательные пальцы сведены на кончике носа. |
А где твоя улыбка? | Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога. |
«ЧТО?», «ГДЕ?»
Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.
Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.
Вот глаза у нас какие: Голубые-голубые, | Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза. |
Носик — пуговкой у нас, | Указательный палец поста вить на кончик носа, медлен но приблизить к нему глаза. |
Брови — ниточкой у глаз. | Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой — левую. |
Ушки маленькие, | Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей. |
Губки аленькие, | Облизываем губы по часовой стрелке. |
Щечки, шейка, | Мягкие поглаживания по щекам; обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника. |
Лобик, | Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны. |
Рот | Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке. |
И наш пухленький живот! | Поглаживание по часовой стрелке. |
«ЧЕРЕПАХА»
Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.
Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.
Шла купаться черепаха | Похлопывание по спине собранными пальцами (чашечка) сверху вниз. |
И кусала всех со страха: | Энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине. |
«Кусь-кусь-кусь, Кусь-кусь-кусь, | Медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами. |
Никого я не боюсь. У-У!» (быстро повернуться и испугать партнера). | Изобразить испуг (откинуться назад). |
«ДОЖДИК»
Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.
Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.
Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь? | Постукивание пальцами по спине сверху вниз, затем снизу вверх. |
Грянул гром, как из пушек, | Мягкое поколачивание кулаками по рукам (от плеч к кистям). |
Будет праздник у лягушек, | Пощипывание от кистей рук к плечам. |
А мы под крышами сидим и молчим! | Соединить ладони над головой, сжать губы, затем улыбнуться, расслабиться. |
Танцевально-ритмические упражнения
Игрогимнастика
«ХОДЬБА»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в умеренном темпе.
Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе.
«ВЕТЕР И ВЕТЕРОК»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Игровой материал: деревянные палочки (прутики).
Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.
Методика проведения. Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер».
Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой.
«У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ…»
Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.
Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места,
Ну-ка, быстро повторите так,
Как покажу вам я!
После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:
руки перед собой округлые — в круг,
руки в стороны на уровне плеч — в шеренгу,
две вытянутые перед собой руки — в колонну.
«ЗАМРИ»
Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации.
Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в различных позах.
Музыкальный материал. «Марш», музыка И. Кишко[1] (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе.
Методика проведения. Педагог предварительно разъясняет детям схемы, изображающие позы человека. Задание выполняется в два этапа.
Первый этап.
Ребенок воспроизводит перед зеркалом статическую фигуру, изображенную на схеме, и сам оценивает правильность выполнения.
Второй этап.
Звучит марш. Дети двигаются по залу, по окончании музыки замирают в позе, соответствующей схеме, предъявленной педагогом. (Как вариант, дети могут двигаться не под музыку, а под стихотворную форму с четкой ритмической структурой.)
«ЗМЕЙКА»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, воображения.
Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4 или 4/4.
Методика проведения. Дети идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По сигналу педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним ребенок становится новым ведущим.
«РЕГУЛИРОВЩИК»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.
Игровой материал: свисток.
Музыкальное сопровождение: «Автомобиль», музыка М. Раухвергера[2]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.
«ПОЛЕТАЕМ НА САМОЛЕТЕ»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия.
Музыкальный материал: «Самолет», музыка Л. Банниковой[3]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Дети выполняют движения, слушая запись звучания полета:
— Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях.
— Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками.
— Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.
Игроритмика
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона.
Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс». Ч. 1, музыка Д. Шостаковича[4]. «Дождик». Ч. 2, музыка А. Александрова[5]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях:
— в движении;
— в игре на музыкальных инструментах;
— в вокальных импровизациях.
Педагог:
Светит солнышко в окошко,
Не промочите вы ножки,
Выходите погулять,
Порезвиться, поиграть!
Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией.
Педагог:
По деревьям и по крышам
Дождик прогуляться вышел!
Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Другие варианты проведения игры:
1. Под музыку, имитирующую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлепают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, изображающие теплые «лучи солнца».
2. Импровизированный танец (вальс) «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета.
3. Сочетание танцевальной импровизации «лучей солнца» с инструментальным вариантом «капелек».
«АВТОБУСНАЯ ЭКСКУРСИЯ»
Дидактические задачи: развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, познавательного интереса.
Игровой материал: иллюстрации с видами Москвы (Кремль, царь-колокол, царь-пушка, храм Христа Спасителя) или Санкт-Петербурга (набережная Невы, Петропавловская крепость, памятник Петру I, Адмиралтейство, Дворцовая площадь).
Музыкальный материал: «Москва», музыка О. Газманова (1-й куплет), или любая ритмичная музыка.
Методика проведения. Педагог: «Давайте сядем в автобус и совершим экскурсию по Москве (Санкт-Петербургу)».
Дети чередуют хлопки в ладоши и удары по коленкам — «озвучивают» ритм движения автобуса под музыку. Слева, справа, прямо перед детьми расположены иллюстрации с видами города. Педагог: «Посмотрите, пожалуйста, направо (дети должны повернуть голову вправо). Перед вами Кремль (Дворцовая площадь)».
«СКОРО ПОЕЗД ОТОЙДЕТ»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков.
Музыкальный материал: польская народная мелодия «Скоро поезд отойдет».
Методика проведения. Дети поют и выполняют движения по образцу ведущего.
Тут и там, тут и там На перроне шум и гам. | 1—7-й такты: ведущий двигается по кругу топающим шагом, изображая паровоз. 8-й такт: останавливается перед выбранным партнером. |
Вот гудок в путь зовет, Скоро поезд отойдет. | 9—15-й такты: ведущий хлопает в ладоши, партнер повторяет движения. 16-й такт: партнер становится сзади ведущего и кладет ему руки на плечи. |
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся в этой цепочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей инструктора по физической культуре по теме "Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ"
Практикум для родителей инструктора по физической культуре, целью которого является обучение родителей играм, направленным на формирование правильной осанки и на профилактику плоскостопия....
Рекомендации по физической культуре для родителей «Физическое развитие ребенка: с чего начать?»
Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться им...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».
laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию речевых физминуток. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха...


