Перспективно-тематический план
методическая разработка по логопедии

Гринина Татьяна Андреевна

Данный перспективно-тематический план разработан для организации систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в детском саду на учебный год. План определяет темы занятий, цели и задачи по каждому направлению логопедической работы (формирование произносительной стороны речи, развитие фонематического восприятия, обогащение лексического запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи). В плане отражена последовательность изучения тем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также взаимосвязь с образовательной программой детского сада. План позволяет обеспечить комплексный подход к коррекции речевых нарушений и способствует повышению эффективности логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivno-tematicheskiy.docx337.47 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_20231031_110122.jpg

Перспективно-тематический план учителя-логопеда.

Вторая младшая групп па.

Обследование детей (октябрь)

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения

(октябрь)

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху (не надувая щек).
  3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Развитие импрессивной речи

  1. Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
  2. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.
  3. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).
  4. Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам.
  2. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.
  3. Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.
  4. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).
  5. Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Развитие фонематической системы речи

  1. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.
  2. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Развитие фонетической стороны языка

  1. Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.
  2. Развивать длительность речевого выдоха.
  3. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

  1. Воспитывать потребность в речевом общении.
  2. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.
  3. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам 1 периода).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

II период обучения.

(ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Развитие импрессивной речи

  1. Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать — снимать, завязывать — развязывать; большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий). Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).
  2. Формировать различение количественных числительных (один, два, три).
  3. Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).
  2.  Формирование и совершенствование грамматического строя речи Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги).
  3. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).
  4. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительноласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).
  5. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).

Развитие фонематической системы речи

  1. Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.
  2. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска).

Развитие фонетической стороны языка

  1. Развивать подражание речевым звукам.
  2. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

  1. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.
  2. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам 1 периода).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

III период обучения

(март, апрель, май)

           Общие речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Развитие импрессивной речи

  1. Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет — играют, спит — спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел — сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает — умывается). Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).
  2. Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.
  3. Формировать умение вслушиваться в речь.
  4. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).
  2. Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).
  3. Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).
  4. Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).
  5. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.
  6. Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.)
  7. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

Развитие фонематической системы речи

  1. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.
  2. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Развитие фонетической стороны языка

  1. Воспитывать правильный, умеренный темп речи.
  2. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

  1. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.
  2. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам 1 периода).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц (старшая логопедическая группа «Одуванчик»)           Месяц Недели Лекси...

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на учебный год

Взаимодействие специалистов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Успешная коррекционная работа в МДОУ может осуществляться только п...

Перспективно-тематический план по формированию связной речи детей с ОНР (старшая группа).

Примерное перспективно-тематическое планирование по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Перспективно-тематический план работы по подготовке к празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ.

Нельзя  быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли её наши отцы и деды. И нет сомнений, что уже  детском саду в результате систематической, целенаправленн...

перспективно-тематический план

план работы взаимодействия с узкими специалистами детского сада...

Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР

Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР на логопункте....

Перспективно - тематический годовой план для детей 3-4 лет

Перспективное планирование занятий на учебный год для младшей группы....