Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гусева Наталья Павловна

 

Взаимодействие специалистов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Успешная коррекционная работа в МДОУ может осуществляться только при наличии достаточно высокого уровня сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

С этой целью в нашем детском саду была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая включала:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского персонала) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

Предлагаемый тематический план взаимодействия специалистов предназначен для подготовительной логопедической группы и рассчитан на год. Основное назначение тематического плана – комплексное воздействие на детей, направленное на подготовку их к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

С помощью блочно-тематического материала мы не только обогатили лексику детей, сделали их речь грамматически правильной, но и способствовали развитию и повышению интереса к родному языку, раскрыли его многообразие и богатство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на учебный год

( подготовительная логопедическая группа «Одуванчик»)

 

Месяц

№ занятия

Тема

Воспитатели

Логопед

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Сентябрь

3

Овощи

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрукты

Овощная ярмарка. Огород на целый год. Цель: закрепление знаний об овощах.

Рисование «Натюрморт с овощами»

Лепка «Овощи»

Слова – признаки “Овощи”.

Цель: знакомство со словами-признаками предметов.

 

1.Ю Слонова “Здравствуй, осень”

2.Общеразвивающие упражнения «Овощи»

3.Пальчиковая гимнастика «По грибы»

П/и «Лягушки и цапли» (на фитболах)

4

Беседа «Наш сад»

Аппликация «Ваза с фруктами»

Предложение “Сад”, “Огород”

Цель: ознакомление с понятием “предложение”

1.Немецкий хоровод «Времена года»

2.Пальчиковая игра «Пирог»

3. Слушание музыки “Осень” из цикла “Времена года” П.Чайковского

 

 

Упражнения на осанку №3

октябрь

1

Хлеб - всему голова

Беседа “Хлеб - наше богатство”

Д/и “Что вырастили люди?”

Рисование “Урожай ”.

 Цель: развитие у детей интереса к труду хлеборобов; развитие творческих способностей

Лепка «Хлебное поле»

Придумывание сказки “Я – колосок”.

Цель: развитие связной речи

1.Танец с колосками. Муз. М. Блантера

2.Динамическая пауза «Посевная»

3.Упр. на развитие координации «Колоски»

Логоритмика

 

П/и «Быстро возьми, быстро положи»

2

Человек и тело 

Рисование «Мальчик делает зарядку»

Придумывание рассказа «Если бы я слал взрослым»

1.Игровой массаж «ЧТО? ГДЕ?» 2.Вокальные упражнения для развития голоса

3.Пальчиковая игра «Аты – баты»

 

П/и «Колдун»

3

 Ранняя осень

Комплексное занятие “Интервью у осени”. Цель: систематизация знаний по теме “Осень”

Составление рассказа “Здравствуй, осень золотая”.

Цель: обучение составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на предметные картинки.

Рисование «Золотая осень»

Аппликация «Ветка с осенними листьями»

Рассказывание по картине И. Левитана “Золотая осень”.

Цель: активизация словаря по теме; развитие монологической речи; закрепление навыка словоизменения.

“Прогулка в осеннем лесу”

 

Цель: составление коллективного рассказа “Прогулка в лес”

1.Логоритмика

2.“По грибы” Муз. В Герчик

3.Этюд “На осенней полянке”

П/и «Стой»

4

Деревья. Лес.

Грибы.

Пересказ худ. произведения Я.Тайц “По грибы”

Беседа “Что такое дерево?”

Рисование «Осенняя берёза»

Лепка «Кисть рябины»

Лепка “На грибной поляне”. Цель: обучение приемам лепки разных видов грибов

Аппликация «Осенний ковер»

Слово и Предложение “По грибы мы в лес пойдем”.

Цель: дифференциация понятий “Слово” и “Предложение”

В гостях у “нашего дерева”. Цель: закрепление и обобщение знаний детей о хвойных деревьях

Описательный рассказ по предметной картинке “Ель”, “Сосна”

 

1.Игра «Деревья» по Д. Бину, А. Оулдфилду

2.Русский хоровод «На горе-то калина»

3.Танец импровизация «Падают листья»

 

П/и «Дракон»

ноябрь

1

Одежда

Рисование «Роспись сарафана»

Лепка «Барышня»

Составление описательного рассказа “Ласточка” по предметной картинке. Цель: обучение составлению описательного рассказа по плану

1.Речевая игра «Иголочка»

П/и «Перелёт птиц»

2

 Обувь. Головные уборы

«Зачем нужна обувь и головные уборы»

Рисование «Шляпа»

Составление рассказа «Обувной магазин»

 1.Упражнение на коррекцию речи с движениями «Башмачок»

2.Польская народная игра «Сапожник»

3.Креативный тренинг «Шляпы»

П/и «Пятнашки»

3

Посуда

Рисование «Роспись посуды»

Лепка «Блюдо»

Составление описательного рассказа по картине “Посуда”

1.Упражнения для развития творческого воображения «Чайник»

2.Логопедическая гимнастика «Чашка»

П/и «Горелки»

4

Продукты питания

Рисование «Натюрморт»

Лепка «Испечём вкусный торт» (из слоёного теста)

Загадки художника (Итоговое занятие). Цель: обобщение представлений о типичных осенних явлениях в природе

!. «Шоколадный поезд»

Муз. Г. Анисимовой

2.Пальчиковая игра «Пирог»

3.Русский хоровод «Каравай»

П/и «Пятнашки»

декабрь

1

Бытовые приборы

Познавательное занятие “Здравствуйте, помощники!”. Цель: систематизация знаний детей о бытовых приборах

Беседа о назначении бытовых приборов

1.Инструментальное музицирование «Телевизор»

П/и «Попрыгунчики – воробушки»

2

Семья

Беседа «Семья, в которой я родился»

Рисование «Моя семья»

«Я и мои близкие» Составление рассказа

1.«Папа может» Муз. В. Шаинского

2. «Мама» Муз. М. Парцхаладзе

3.Слушание П. Чайковский «Молитва»

П/и «У ребят порядок строгий»

3

Комнатные растения

«Игры и шутки для друзей Анютки»

Рисование «На окне»

Аппликация «Хлорофитум»

Составление Рассказа «На окне»

1. «Кактус – ёжик» Муз. Еремеевой

П/и «Бег сороконожек»

(с длин. верёвкой)

4

 Новый год

Творческое рассказывание “Сочиняем сказку про Деда Мороза”.

Викторина Праздник сказки

Аппликация “Новогоднее веселье”

Рисование декоративное “Моя любимая снежинка”

Конструирование “Сказочный бал”. Цель: расширение представлений о скульптуре

Письмо слов и коротких предложений “Письмо Деду Морозу”.

Пересказ р.н.сказки “В гостях у дедушки Мороза”

 

Новогодний бал-маскарад

П/и «Два Мороза»

январь

3

 Зимние забавы

Итоговая беседа о зиме “Зимушка хрустальная”

Работа по картинно-графическому плану “Зимние развлечения” Творческое рассказывание “Как мы на бал собирались”

“Зима”. Цель: упражнение в составлении предложений о зиме

Рассказывание из личного опыта “Как мы играли зимой на участке”

Развлечение “Коляда на кануне Рождества”

П/и «Удочка»

4

Домашние птицы.

 

 

Зимующие птицы

Энциклопедическое познавательное путешествие в Мир домашних птиц

 

Пересказ “Дятел” М. Пришвина. Цель: закрепление представлений о зимующих птицах

Аппликация (коллективная) “Кормушка для птиц”. Цель: обучение детей вырезыванию образа зимующих птиц

 

Составление описания петуха и утки

 

 

 

 

 

 

Составление описания снегиря и синицы по предметной картинке

1.Упражнения на развитие дыхания «Перекличка птиц»

2.Логоритмика «Птицы зимой», «Синичкины заботы»

П/и «Не намочи ног»

февраль

1

Домашние животные

Путешествие на скотный двор

Рисование «Собака»

Энциклопедическое познавательное путешествие в Мир животных

“Зимняя поездка в Простоквашино”

1.«Кот – сапожник»

Сл. И муз. Г. Анисимовой

 2.«Пёс Шарик» Сл. И муз. Г. Анисимовой

П/и «Не попадись»

2

Дикие животные

Путешествие в мир животных “Как звери готовятся к зиме”

Пересказ

И.Соколова-Микитова “В берлоге”

Лепка “Медвежья семья”

Рисование “Тюлени на льдинах”

Составление описаний Северных зверей по плану

Составление описания зайца

 

1.Пение с игровыми действиями «Слонёнок»

Сл. И муз. Г. Анисимовой

2.Финская народная песня «У оленя дом большой»

П/и «Бросить и поймать»

3

День Защитника Отечества

Беседа о Защитниках Отечества

Рисование «Подарок ПАПЕ»

Беседа о Защитниках Отечества

 

1.Слушание П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

2.Попевка «Труба»

Встречные перебежки

(осанка)

4

 Перелётные птицы

Пересказ Е. Чарушина “Грач”. Цель: обучение самостоятельному пересказу текста

Познавательное занятие “Пернатые друзья” Цель: знакомство с перелетными птицами

Аппликация по сюжету рассказа Н. Сладкова “Птицы весну принесли”.

Пересказ рассказа “Грачи открыли весну”

 

Интегрированное занятие “Перелетные птицы”. Цель: активизация знаний о жизни птиц Связная речь. Придумывание конца к рассказу Н. Сладкова “Птицы весну принесли”.

 

1.Логоритмика «Птичьи голоса»

2.Слушание «Птицы нашего леса», «Полёт птиц» К.Вебер

П/и «Коршун и наседка»

март

1

Весна. День 8 Марта

Беседа “Мамин труд всегда в почете”

Рисование портрета “Мамочка милая, мама моя”

8 Марта. Рассказы детей “Как я помогаю маме, бабушке”

Утренник “Мамин день”

П/и «Кто скорее до флажка»

2

Профессии

«Кем быть?» (по мотивам стих-я В. Маяковского)

Рисование “Профессия, которая мне нравится”

Составление рассказа “Кем хочу стать”

1.Логоритмика “Строители”

2.Музыкальная инсценировка по произведению “Кем быть?” В. Маяковского

П/и «Второй лишний»

3

Инструменты

Беседа «Кому что нужно?»

Рисование «Вовчик в тридевятом царстве»

Лепка «Мои инструменты»

Составление своей сказки «Вовчик в тридевятом царстве»

1.Упражнения на развитие боковых мышц «Пильщики»

2.Ритмическая игра «Молоточки»

П/и «Зайцы и медведь»

4

 Дом.Улица

Рисование “Вот эта улица, вот этот дом…”

Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова “Грачи прилетели”

1.Игроритмика «автобусная экскурсия»

2.Игрогимнастика «Регулировщик»

П/и «Белые медведи»

апрель

1

 

Мебель

 

 

 

Космос

Познавательное развитие «Мир мебелм»

Составление описания предмета мебели по предметной картинке

 

П/и «Накинь кольцо»

2

Рисование “Звездное небо”

 

 

 

 

Наши космонавты

Логоритмика «Космонавтом быть хочу»

П/и «Кто скорее снимет ленту»

 

3

Город. Транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

 

Скоро в школу

 

Рассказывание по картине “Дети Саратова”

Рисование «Автомобиль будущего»

Лепка «Моя машина»

 

Путешествие по Саратову.

Составление описательного рассказа с опорой на схему «Транспорт»

1.Игроритмика «автобусная экскурсия»

2.Игрогимнастика «Регулировщик»

П/и «Ловишки, бери ленту»

4

 

 

 

 

5

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского “Утренние лучи”

 

 

 

Экскурсия в школу

Рассказывание по картине “В школу”

 

Аппликация “Приглашение на праздник”.

Рисование “Рисуем рекламу магазина “У Знайки””

Составление описательного рассказа о рыбы по схемам

 

 

 

Рассказывание о школьных принадлежностях.

 Реклама магазина “У Знайки”. Цель: совершенствование структуры простых и сложных предложений

1.Слушание Н. Римский-Корсаков «Море»

2.Слушание Н. Римский-Корсаков отрывок из оперы «Садко», «Рыба- Золотое перо»

 

Встреча в музыкальной гостиной. Тема: “Школа”

П/и «Караси и щука»

май

1

 

 

 

Праздник Победы

 

 

 

 

Насекомые. Цветы

 

 

 

 

 

 

 

Лето

 

 

 

 

 

 

Подготовка к празднику

Беседа о Празднике Победы

Подготовка к празднику

Праздник 9 Мая

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

Беседа: “Какие бывают насекомые”

Рисование “Не обижайте муравья!”

Конструирование “Бабочка”. Цель: знакомство детей с методом оригами

 

 

 

Творческое рассказывание “Интервью у лета”

 

 

 

 

 

Подготовка к празднику

Придумывание сказки “День рождения Мухи-Цокотухи”

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа о лете

 

 

 

 

 

 

Повторение пройденных тем

1..Упражнения на координацию движений «Цветок»

2.Логоритмика «Утренние лучи» (Тема «Насекомые»)

 

1.Немецкий хоровод «Времена года»

2.Русская народная закличка с движениями «Солнышко»

Праздник «До свиданья, детский сад!»