Подготовка ребёнка к усвоению ритмической структуры слова (на невербальном материале).
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
В работе рассматривается методика подготовки детей к освоению ритмической структуры слова через систему упражнений с использованием невербального материала. В основе лежит поэтапная работа над развитием слухового внимания, чувства ритма и координационных навыков через игровые упражнения с неречевыми звуками, отхлопывание ритмов, работу с музыкальными инструментами и двигательные практики. Особое внимание уделяется формированию у детей способности к восприятию и воспроизведению ритмических структур, что создаёт необходимые предпосылки для последующего освоения вербального материала и успешного обучения речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание по предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков). Игра "Послушай и покажи, что звучало" Для игры можно использовать музыкальные инструменты или игрушки, которые могут издавать звук. Задания: "Покажи, что звучало", "Расположи предметы так, как они звучали", Послушай и скажи, сколько звуков звучало"
Воспроизведение ритмического рисунка в различных комбинациях Используем хлопки, постукивание и т.д. Можно варьировать силу хлопков, имитируя чередование сильных и слабых слогов. Удары чередуем тихий, сильный (хлопок, топот, стучать в барабан и т.д.). Добавляем кружочки. Ребенок должен с помощью кружков составить ритмический рисунок услышанных звуков. Сильный удар – большой кружок, слабый удар – маленький кружок. Также вместо кружков можно использовать картинки предметов, жучков и т.д. Воспроизведение ритмического рисунка в различных комбинациях музыкальных звуков (длинных и коротких) Например: длинный - дудочка, короткий - стук барабана. При составлении схемы для длинных звуков можно использовать прямоугольники, для коротких – кружки, или длинный звук – гусеница, жучок – короткий звук. «Гусеница длинная – и звук вот какой длинный».
Восприятие и воспроизведение ритма стихотворения. Движениями показываем ритм стихотворения. Делаем движения не по слогам, а по стихотворному ритму. Движения: наклоны корпуса в стороны, махи руками над головой, наклоны головы в сторону, повороты кулачков, жимы пальчиками обеих ладоней. Взрослый показал один раз, затем ребенок делает самостоятельно. Ребенок слушает стих и делает движения в так стихотворному ритму. Игра «Кулачки — ладошки» Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе: Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук — стук, стук — стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук — стук — стук, стук — стук — стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп
Развитие зрительного линейного восприятия Берем 2-3 изображения домиков или птичек, собачек, выкладываем линейную последовательность: например, домик, птичка, собачка. Закрываем их, и просим ребенка выполнить данную последовательность. Затем меняем последовательность картинок. Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), Игра «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
Отстучать ритм по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) Взрослый отстукивает простой ритм: / //; // /; // //; / // / Ребенок повторяет. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку Танец веселых утят. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального занятия в логопедической группе по практическому усвоению слоговой структуры слова.
На занятии дети составляют прямые слоги, слоги со стечением согласных, придумывают слова, начинающиеся на заданный слог, учатся составлять сложные слова. Уточняется словарь по теме "Профессии", закреп...

Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова "Звуки и буквы"
Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова , автор пособия Н.П. Кочугова...

Опыт работы по теме:«Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова»
Содержание работы:Введение1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР1.2. Обследование сл...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова"
Методическая разработка"Развитие чувства ритма на невербальном материалев процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова"...

Статья "Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией"
Данная статья затрагивает один из вопросов, относящихся к проблеме формирования произношения, а именно вопрос об овладении произношением слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитие...

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры
Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове. Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре си...

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР
Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.Отклонения в воспроизве...