Опыт работы по теме:«Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова»
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Николаевская Софья Николаевна

 

Содержание работы:

Введение

1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста

1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР

1.2. Обследование слоговой структуры слова у детей с ТНР

2. Организация коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова у детей с ТНР

2.1. Этапы работы над слоговой структурой слова

2.1.1. Подготовительный этап

2.1.2. Коррекционный этап

Заключение 

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы42.25 КБ
Файл Титульный лист, оглавление14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка.

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, такими как ОНР, учителя – логопеды сталкиваются с проблемой в формировании слоговой структуры слова у детей, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой, а так же дальнейшего успешного обучения ребенка. 

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для детей особенно большую трудность и требует специального внимания учителя - логопеда.

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [8].

Работа над формированием слоговой структуры слова достаточно сложный и трудоёмкий процесс, который проходит в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Для организации и проведения коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова у детей с ОНР можно использовать методики Филичевой Т.Б., Жуковой Н.С., Агранович З.Е., Четвертушкиной Н.С., Ткаченко Т.А., Марковой А.К.

Работу над коррекцией слоговой структуры слова целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.

 Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста

1.1. Нарушения слоговой структуры слова у детей с ТНР

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой

структуры слова.

Слоговая структура слова – это определенная артикуляционная программа, основанная на способности плавно переключаться с одного слога на другой, т.е. правильно произносить слова различных слоговых классов (разной степени сложности). Эта программа характеризуется ударностью, последовательностью слогов, строением самого слога и количеством слогов.

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности [27].

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

1) ударностью;

2) количеством слогов;

3) линейной последовательностью слогов;

4) моделью самого слога.

Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, также оно может быть у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. В анализе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.

По материалам А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам [28]:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребенок воспроизводит часто один слог услышанного слова или два одинаковых слога: ав; би-би; му-му; 
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся два сложных слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: автобус – тобус;
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда опускается слог, чаще всего предударный: укушу – кусу; может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах: космонавт – монат;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: зацепилась – ципилась; 
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

У детей с речевой патологией данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Несмотря на то, что к 6-7 годам дошкольник обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, владеет грамматическим строем речи и все же нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, экскурсовод, простокваша). В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).

– опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);

– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога:

– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).

Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

По типу поломки слоговой структуры необходимо выяснить уровень речевого развития ребёнка. Так, элизии обычно соответствуют I уровню общего недоразвития речи. Перестановки чаще всего говорят о III уровне общего недоразвития речи. Все остальные типы нарушений слоговой структуры слова бывают у детей со II уровнем общего недоразвития речи.

Работа над слоговой структурой слова кропотливая, длительная, не сразу дает увидеть результат труда, но она должна опережать становление звукопроизношения.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.


1.2. Обследование слоговой структуры слова у детей с ТНР

Начинать работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова необходимо с ее обследования. Необходимо выявить умение произносить слова различной слоговой структуры (13 классов по А.К. Марковой):

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, сыр, кот, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, бегемот)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка)
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино)

Для обследования слоговой структуры речи приведены слова, которые ребенок должен повторить за учителем-логопедом.

1 – 4 класс по А.К. Марковой:
1. зубы, лыжи, мыло, пила, рыба 
2. машина, собака, лопата, корова, газета, курица

3. кот, мяч, пух, нож, лес, дом, мак

4. лимон, топор, веник, ящик, пенал, лебедь

5 – 8 класс по Марковой
5. Мышка, кошка, ложка, вилка, окно, чашка

6. чайник, фартук, компот, тетрадь
7. Огурец, помидор, самолёт, барабан, попугай.

 8. конфеты, бабушка, рубашка, котлеты

9 – 13 класс по Марковой
9. Цыплёнок, автобус, апельсин, карандаш.

 10. матрёшка, кисточка, лампочка, корзинка.

11. стол, стул, дверь, ткач, хлеб, ключ, плащ

12. клетка, кнопка, звезда, краски, гнездо.

13.черепаха, одеяло, гусеница, пирамида.

Слова сложной слоговой структуры. 
Танкист, скворечник, сковорода, простокваша, космонавт, лекарство, кинотеатр, сквозняк, аквалангист, телевизор, термометр, свисток, милиционер, строительство, аквариум, парикмахерская.

Предложения со словами сложной слоговой структуры: 

Экскурсовод ведет экскурсию.
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.


2.Организация коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова у детей с ТНР

2.1. Этапы работы над слоговой структурой слова

2.1.1. Подготовительный этап

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном, а затем на вербальном материале.
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальный инструментов - барабана, бубна, металлофона.
Предлагаются следующие виды заданий:
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике, карточке; 
- Сосчитать, сколько хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагать простой, а затем сложный);
- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
-
Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка-символ «-») и коротких (барабан, бубен- символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: --++; ++-+-- и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. (Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике).
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки - ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=…
Работа на вербальном материале:
         Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно - временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 

          В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко - слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуации с использованием, например, русской народной сказки «Репка» или сказки В. Сутеева «Теремок». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый - последний, начало – середина - конец, между – за – перед -после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т. д.).

         Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, по слоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма - па, па - ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

2.1.2.Коррекционный этап

          Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного. 
Детям предлагаются следующие задания:
Уровень гласных звуков
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИО ИУАО;
- Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; 
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
- Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо - один слог); 
- Упражнение с кольцами. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); 
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со…;
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
- Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; 
- Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со; со-са-со;
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
- Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты;
- Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас; тса-аст;
- Беглое чтение слоговых таблиц с прямым и обратным слогами, слогами со стечением согласных;
- «Кто быстрее?»: в таблице записать слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
- Записать слоги различных типов под диктовку;
- Записать цепочку слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко - слогового анализа цепочки слогов;

- Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов. 
Уровень слова
При обработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слова ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы

в) переход к двухсложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двухсложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводят новые, еще не освоенные звуки. Главное – не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовка артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков – но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков ( мна - мно – мну – мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются

детьми по слогам. 
         На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как к части речи. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама – мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова – Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов); белка – белки (единственное и множественное число существительных ), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
          Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
           При отработке слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: передать слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко – слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. « Рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого – то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т. д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких двух слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. 
Варианты: 
- слова записаны неправильно;
- слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

13. Что изменилось в слове? Лис-лиса-лисица. 
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15.Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ-вниз; шил-сшил.

17. Назвать ласково: Оля – Оленька, Вова – Вовочка и т.д. (слоговой анализ слова).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан. 
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, параход. 
Объединить эти слова в две группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолёт, молоко, прямо, мороженное.
22. Уточнить правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы – Аня, оса, юла и т.д. (два слога, но переносить слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: Ма…, Ка…
2. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: лет са мо
3. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
4. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
5. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик, кот - … Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
6. Изменить по аналогии: дом – дома, лес - … (упражнение в словоизменении).Уточнить, изменилось ли количество слогов.
7. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…
8. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши, наша, Лара, шина, Паша. 
МА РА НА ША 
У ЛА ШИ ПА 
9. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши…, куби…
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады – дыра, сосна – насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов слов:
чайник + капуста = чайка
малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов:
(дуб) (сосна) (береза)
… … … … … …
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог): рак, зима, ворота.
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный).
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр – ракета.
7. Закончи слово: ла…,ла…, ла…, ма…,ку…
8. Придумай слова к схемам:
КА-…(каша)
КА-…- (калина)
…-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на – ЧОК (каблучок, сверчок).
10.Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили плащ и босоножки.
11. Придумай слова, соответствующие ритмическому рисунку:

  1. !; !!; !!!; !!!!;
  2. !; !!!!!; !!!; !!!.
    12. Придумай чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …
    13. Подобрать рифму к словам: мак – гамак; зайка - …
    14.Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство, парик, парикмахерская, парикмахер, водопровод, водопроводчик, часы, часовщик, милиция, милиционер.
    15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
             В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
            Отработка слоговой структуры слова на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.
             Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. 
               Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4-6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток. В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения:
  1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено). Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).
  1. Придумывание чистоговорок на заданный слог: са-са-са - …
  2. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.
  3. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.
  4. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично – с использованием ударения: !!!.
  5. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным картинкам.
  6. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).

  1. Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто, 
Летом выросла … (капуста).
9. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).
10. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.
11. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенка слов на слоги.
12. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:
- Гуси, гуси! !! !!
- Га-га-га! ! ! !
- Есть хотите? ! !!!
- Да-да-да! ! ! !

  1. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно). 
  2. Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.
               Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Заключение


         Несмотря на актуальность темы формирования правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел: «Состояние слоговой структуры слов».

Учитель – логопед должен быть и артистом, и режиссером, способным дать исключительно правильный образец «говорения», используя, как образец свою речь доступную, красочную.

          Система коррекционного воздействия при нарушении слоговой структуры слова поможет в преодолении трудностей в развитии не только слоговой структуры слова, но и фонематического слуха, звукопроизношения. Поможет детям хорошо учиться в будущем в школе.

Список литературы:

  1.  Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М.: Издательство Известия АПН РСФСР, 1955.
  3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
  4. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.
  5. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1996.
  6. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР: 3 уровень. - М.: Гном и Д, 2001.
  11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999.
  12. Лопухина И.С. Логопедия. – М.: Аквариум, 1996.
  13. Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Владос, 2002.
  14. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение,1988.
  15. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры речи у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. – М.: 1961. 
  16.  Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. - №6.
  17. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Мн., 1989. с. 45
  18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
  19. Преодоление общего недоразвития речи дошкольника. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Молодая гвардия, 2002.
  20. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2002.
  21. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2002.
  22. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. – М.: Гном и Д, 2001. 
  23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2000.
  24. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
  25. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2001.
  26. http://www.refegrad.ru/index.php?id=2924
  27. https://studopedia.ru/2_129134_narusheniya-slogovoy-strukturi-slova-u-detey.html
  28. http://открытыйурок.рф/статьи/652982/



Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Аттестационная работа

Тема: «Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова»

                                                                          Выполнил: учитель- логопед

МКДОУ «Д/с № 17» г. Коркино

Николаевская С.Н.

Группа № 211

Челябинск

 2017 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста……………………………………………………………….5

1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР…………………………5

1.2. Обследование слоговой структуры слова у детей с ТНР…………………….9

2. Организация коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова у детей с ТНР ……………………………………………………………………….12

2.1. Этапы работы над слоговой структурой слова………………………………12

2.1.1. Подготовительный этап…………………………………………………….12

2.1.2. Коррекционный этап…………………………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………………25



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...