Конспект занятия "Знакомство со звуком [р], буквой Р р".
план-конспект занятия по логопедии

Смирнова Ольга Владимировна

Уточнить артикуляцию звука [р],познакомить с буквой Р р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_znakomstvo_so_zvukom_r_i_bukvoy_r.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство со звуком [р], буквой Р р.

Цели: Уточнить артикуляцию звука.

             Закрепить его правильное произношение в словах, чистоговорках, предложениях.

Выделить звук [р] из разной позиции слов.

Учить соотносить звук [р] с буквой р, запомнить графическое изображение буквы р.

 Развивать внимание, память, наглядное мышление.

Словарная работа: шнур.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, буквы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

  1.  Знакомство со звуком [р].

Послушайте предложение. Какой звук в нем часто слышится?

Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!

  1.  Артикуляция звука [р]:
  •  губки свободны;
  •  зубки сближены, но не соприкасаются;
  •  кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует;
  •  посредине язычка идет теплая воздушная струя;
  •  горлышко «работает».

Характеристика звука: согласный (язык создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок, зеленый кружок.

  1.  Фонетические упражнения.
  1.  Как рычит злая собака? р-р-р. Как рычит маленький щенок? рь-рь.
  2.  Д/у «Хлопни в ладони, если услышите звук [р]: р, б, ж, р...; ра, жа, ру, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
  3.  Повторить за логопедом серию слов: ра-ро-ру-ры...; ар-ор-ур-ир...; бра-бро- бру-бры; абр- обр-убр-ибр...
  4.  Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [р]. По заданию: звук [р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.
  5.  Вспомнить как можно больше слов со звуком [р] по заданному первому слогу: РА: -кушка, -ма; РО: -за, -ща; РУ: -ка, -чей; РЫ: -ба, -бак...
  6.  Отгадать загадки:

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит.

(Ручей)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.        .

(Радуга)

Новая посудина  

А вся в  дырках.

(Решето)

Кто ни прикасается -      

За того цепляется.

(Репейник)

Под водой народ живет,

Ходит задом наперед.

(Рак)

Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

(Топор)

У конька, у горбунка

Деревянные бока  

У него из-под копыт

Стружка белая летит.

(Рубанок)

Назвать первый звук в слове - отгадке, разделить слова на слоги, назвать самое длинное и самое короткое слово.

III  Физминутка.

 4. Знакомство с буквой Р

Дрожу от страха до сих пор!

  - Воскликнуло полено,        

  - Похожа буква на топор!

   Расколет непременно!

  1.  Показ буквы.

Буква Р состоит из палочки, к которой присоединяется полукруг (полумесяц). Дети: прорисовывают букву в воздухе.

  1.  Написание буквы детьми в тетради.

  5.  Чтение слогов с договариванием до целого слова.

РА-ма,                АР-буз,  

РО-ма,-за;          ОР-ел;  

РУ-ка                 УР-на

РЫ-ба                ЫР-СЫР' Я

IV.   Итог занятия.

  •  Что нового узнали на занятии?
  •  Отметить активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...