Шпаргалка для начинающего учителя-логопеда
консультация по логопедии
В шпаргалке расписана последовательность работы учителя-логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛГА
ДЛЯ МОЛОДОГО
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Делаем дыхательную гимнастику правильно!
Дыхание — важный инструмент, который мы используем, чтобы произносить звуки, собирать их в слоги, формировать словосочетания и целые фразы, говорить с разной интонацией, передавать свои эмоции. От того, насколько корректно сформированы механизмы речевого дыхания, зависит качество речи, ее громкость, плавность, мелодичность. Поэтому и многие распространенные расстройства речевой функции (например, заикание или дизартрия) нередко возникают на фоне неправильного дыхания.
Дыхательной гимнастикой в логопедии называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания. Это хорошая тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания.
Упражнения нужно повторять не более 3-5раз.
«Снег и ветер» - маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
«Пузырьки» - это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
«Дудочка» - подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
«Фокус» - для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р] и звука [ш].
«Свеча» - зажечь свечу и попросить ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
«Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: «фу-фу-фу».
«Греем руки» - ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха. Это же упражнение используют для постановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.
«Цветочный магазин» - предложить ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а на выходе произнести: «Ах, как пахнет!»
«Карандаш» - плавной воздушной струей попробовать прокатить карандаш по столу.
Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя.
Например:
- Змея шипит: «Ш-ш-ш».
- Паровоз сигналит: «Ту-ту!».
- Ребенок плачет: «А-а-а!».
- Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
- Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».
Статические и динамические артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?
Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
Все упражнения проводятся в виде игры.
Необходимо заинтересовать ребенка: «Давай поиграем с язычком…»
Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем прибавляем по одному новому упражнению. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Статические упражнения
«Улыбочка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.
«Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.
«Хоботок». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.
«Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10 «Сердитая кошечка» Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
«Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.
«Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.
«Заборчик». Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Динамические упражнения
«Утиный клювик.» Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
«Шторки». Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.
«Лошадка». Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.
«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.
«Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.
«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук Д, подражая дятлу: д-д-д-д (15 – 20 сек.)
«Утюжок». Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20 – 25 раз.
«Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки. Прикусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.
«Часики». Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так. Время выполнения – 20 сек.
«Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.
Игры на развитие фонематического восприятия
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов
- Игра: «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Когда ребенок услышит звук [А], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, повторить этот звук: А…(У-О-У-И-О-Ы-И-А);
- Игра «Стучалочка» звуки я сказать хочу, и по мячику стучу
Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.
Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А Э У
АА ЭЭ УУ
ААА ЭЭЭ УУУ
- Игра «Тихо - громко» мы катались по горам, пели тут и пели там
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Ход игры: пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
4. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.
Ход игры: играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
Игры - задания на развитие фонематического представления
- Игра "Где спрятался звук?"
Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа, (определение места звука в слове).
Ход игры: Дети сидят на полу кружком. В центре на ковре лежат карточки картинками вверх. Предлажить детям по очереди найти картинку в названии которой заданный звук находиться в начале слова, затем в середине и в конце.
- Игра "Веселые таблицы"
Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа, (определение места звука в слове).
Ход игры: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в названии предложенной картинки
- Игра "Домики"
Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа.
Ход проведения: ребенку предлагается разложить картинки в 3 домика (треугольники из картона с цифрами 3, 4, 5.) по количеству звуков в названии этих карнинках.
Играем и развиваем грамматический строй речи
У детей дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.
Широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи.
1. Игра: «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизировать словарь по теме.
Ход игры: на столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д
2. Игра: «Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: называть существительное в единственном числе и бросать ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы
#1048;гра: «Осенние листья»
Цель: расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Ход игры: перед ребенком лежат карточки с изображением листьев деревьев. Ребенок берет карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена, лист дуба, лист тополя, лист каштана» и т. п.
4. Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: показать ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спросить, как он называется. Затем объяснить: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Продемонстрировать картинку (помидорчик.) Аналогично рассмотреть другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
5. Игра: «Что в корзинке?»
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Ход: Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказать о фрукте.
Играем пальчиками- развиваем речь
- Игра: «Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Ход игры: ребёнку предлагается найти на дне емкости наполненную горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т. п.) закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал наполнителя) пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили»
- Игра: «Коробочка тактильных ощущений"
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях (гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые, затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
- Игра «Собери бусы»
Цель: Учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур (леску).
Ход игры: Игру можно проводить в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
- Игра «Волшебные палочки».
Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.
Ход игры: Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.
Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.
- Игра «Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.
Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: (для индивидуальной работы) Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение:
«Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков, и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
- Игра: «Черепашка»
Цель: Учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т. д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.
Ход игры: Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.
- Игра: «Рисование по манке (муке)»
Цель: Развивать точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.
Цель: Развивать мелкую моторику, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок. Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем
Особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем:
- беседы
- тематические консультации
- выступления на педагогических советах
- семинары-практикумы
- анкетирование
- презентация речевых игр, упражнений
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя осуществляется по 3 основным направлениям:
1. Диагностика речевого развития детей.
2. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
3. Консультативно-просветительская работа.
Совместные коррекционные задачи:
1. Развитие коммуникативных функций речи
2. Воспитание речевой активности
3. Обучение грамматически правильной речи и рассказыванию
4. Обогащение и активизация словаря
5. Формирование звуковой культуры речи
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой всего учебно-воспитательного процесса.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
На индивидуальном занятии воспитатель, ориентируясь на тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя, выполняет следующее:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
- работает над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
- выполняет лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• индивидуальная работа;
• систематический контроль за поставленными звуками (автоматизация, дифференциация звуков);
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки.
Работа с родителями
Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме.
Одной из форм работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура, названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (например, составить схему). Особенно тщательная такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все ново: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий.
Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома.
Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т. к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Правильная организация детского коллектива, чёткое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребёнка и, следовательно, на состояние его речи.
Только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для начинающих учителей-логопедов: "Основные правила по ведению тетрадей детей в логопедических группах"
В памятке расписанны основные правила ведения тетрадей ребенка, на что должени обратить внимание учитель-логопед....

Шпаргалка для начинающего воспитателя "Что такое мотивация?"
Одним из залогов успешной деятельности ребёнка является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов....
шпаргалка для начинающих педагогов
Молодые педагоги часто испытывают затруднения при планировании воспитательно-образовательного процесса, а именно при формулировке задач к занятию, выборе методов. Эта шпаргалка поможет справиться с эт...

Шпаргалка для начинающего воспитателя "Планирование организованной образовательной деятельности в ДОО"
Организация образовательной деятельности в детском саду — ключевая обязанность воспитателя, зафиксированная в актуальной нормативной документации. Воспитателю важно помнить: от того, насколько у...

Шпаргалка для начинающего воспитателя
Чтобы успешно провести занятие, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться. Такая подготовка придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей....

Презентация Семинар "Полезные хитрости для начинающего учителя логопеда "Речевой калейдоскоп"
СеминарПолезные хитрости для начинающего учителя логопеда «Речевой калейдоскоп»...
Консультация учителя-логопеда для начинающих воспитателей ДОУ « Требования к организации развивающего речевого пространства в группе детского сада»
Выступление перед участниками Клуба молодого педагога " Требования к организации развивающего речевого пространства в группе детского сада"...
