ИОМ "Технология синквейн в развитии речи детей средней группы».
методическая разработка по логопедии

Гринина Татьяна Андреевна

Данный ИОМ представляет собой методическую разработку, направленную на развитие речи детей средней группы посредством использования технологии синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский

Тема самообразования: «Технология синквейн в развитии речи детей средней группы».

Актуальность темы: Возраст от 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Речь помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Актуальность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего, способствует комплексному улучшению речевой системы в целом. Это метод обогащает и активизирует словарный запас у детей. Кроме того, происходит закрепление навыков образования слов и формируется умение использовать разнообразные предложения в речи. Дети учатся описывать предметы и создавать синквейн на основе предметных изображений, сюжетных картин, а также на основе прослушанных рассказов и сказок. Является диагностическим материалом, вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории, используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом.

Цель: повышение своего теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства; повышение результативности работы по развитию речи с детьми в средней группе посредством целенаправленного применения методики синквейн.

Задачи:

  1. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Изучить методическую литературу по данной теме.  
  3. Разработать дидактическое пособие: сборник консультаций, картотеку конспектов по лексическим темам, картотеку дидактических игр.
  4. Провести мастер-класс для родителей и педагогов «Учимся составлять синквейн».
  5. Подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года.
  6. Обобщить опыт по теме самообразования.

Задачи детей 4-5 лет:

- развивать речевую способность;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать умение краткого пересказа.

Ожидаемый результат:

Для педагога:

  1. Во влечение родителей в развитие детей;
  2. Пополнение методической копилки;
  3. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Для детей 4-5 лет:

1.Расширение и обогащение словарного запаса.

2.Обогащение и активизация словарного запаса.

3. Целостное восприятие окружающего мира.

4. Умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

Методы работы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Организационные формы работы с синквейнами:

  1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  2. Самостоятельно на практическом занятии.
  3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает ёлочку:

  • 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  • 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

Этапы:

На первом этапе работы при обучении составлению синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.

Перспективный план по самообразованию

на 2024- 2025 учебного года

Название мероприятия

Сроки

Результат

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

Изучение методической литературы

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. 

2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // «Логопед», №5 (2005).  3. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану» // Первое сентября, № 4 (2006).   

3

Анализ литературы

В течение года

Ведение тетради по самообразованию

Практический этап

1.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

В течение года

Папка–копилка,  сайт воспитателя.
Сборник консультаций, картотека конспектов по лексическим темам, картотека дидактических игр, картотека карточек синквейн, картотека дидактических игр по развитию речи.

2

Для Работы с детьми

Для работы с родителями

1.Оформление речевого уголка

2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3.Совместное изготовление описательных рассказов, сказок по схеме синквейн.

4.Мастер-класс для родителей и педагогов «Учим составлять синквейн»

5.Консультация «Особенности развития речи детей пятого года жизни»

1.Проведение диагностики речи детей

2.  Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

3. Конспект итогового занятия по технологии синквейн развитие речи.

4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

Рефлексия

1

Самореализация:

посещение занятий у логопедов и воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1.Выступение на пед совете «Технология синквейн в развитии речи у детей средней группы» (доклад, презентация и буклет)

2.Отчёт по теме самообразования.

3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО(май).

4. Публикация на сайте МБДОУ Курагинский детский сал 15.

 

Заключение: Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Развитие речи детей средней группы.

       Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы ...

Развитие речи детей средней группы.

       Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы ...

Интегрированное занятие по развитию речи детей средней группы на тему: «Человек и его тело» (конспект)

Цель занятия:уточнить, расширить представление о своем теле. Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека. Выявить и назвать части тела. Дать детям общее представление о здоровье...

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...

Мастер – класс для родителей «Применение метода синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне.Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщ...