ИОМ "Технология синквейн в развитии речи детей средней группы».
методическая разработка по логопедии
Данный ИОМ представляет собой методическую разработку, направленную на развитие речи детей средней группы посредством использования технологии синквейн.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский
Тема самообразования: «Технология синквейн в развитии речи детей средней группы».
Актуальность темы: Возраст от 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Речь помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Актуальность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего, способствует комплексному улучшению речевой системы в целом. Это метод обогащает и активизирует словарный запас у детей. Кроме того, происходит закрепление навыков образования слов и формируется умение использовать разнообразные предложения в речи. Дети учатся описывать предметы и создавать синквейн на основе предметных изображений, сюжетных картин, а также на основе прослушанных рассказов и сказок. Является диагностическим материалом, вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории, используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом.
Цель: повышение своего теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства; повышение результативности работы по развитию речи с детьми в средней группе посредством целенаправленного применения методики синквейн.
Задачи:
- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Разработать дидактическое пособие: сборник консультаций, картотеку конспектов по лексическим темам, картотеку дидактических игр.
- Провести мастер-класс для родителей и педагогов «Учимся составлять синквейн».
- Подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года.
- Обобщить опыт по теме самообразования.
Задачи детей 4-5 лет:
- развивать речевую способность;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать умение краткого пересказа.
Ожидаемый результат:
Для педагога:
- Во влечение родителей в развитие детей;
- Пополнение методической копилки;
- Обогащение опыта по проблемной тематике.
Для детей 4-5 лет:
1.Расширение и обогащение словарного запаса.
2.Обогащение и активизация словарного запаса.
3. Целостное восприятие окружающего мира.
4. Умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
Методы работы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Организационные формы работы с синквейнами:
- Самостоятельно при выполнении домашней работы.
- Самостоятельно на практическом занятии.
- В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
Алгоритм составления синквейна:
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает ёлочку:
- 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
- 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
Этапы:
На первом этапе работы при обучении составлению синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.
Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.
Перспективный план по самообразованию
на 2024- 2025 учебного года
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Изучение методической литературы | Октябрь | Изучение методической литературы по теме: 1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. 2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // «Логопед», №5 (2005). 3. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану» // Первое сентября, № 4 (2006). |
3 | Анализ литературы | В течение года | Ведение тетради по самообразованию |
Практический этап | |||
1. | Сбор материала для педагогической копилки. | В течение года | Папка–копилка, сайт воспитателя. |
2 | Для Работы с детьми | Для работы с родителями | |
1.Оформление речевого уголка 2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников. 3.Совместное изготовление описательных рассказов, сказок по схеме синквейн. 4.Мастер-класс для родителей и педагогов «Учим составлять синквейн» 5.Консультация «Особенности развития речи детей пятого года жизни» | 1.Проведение диагностики речи детей 2. Проведение игр для развития речи (использовать картотеку) 3. Конспект итогового занятия по технологии синквейн развитие речи. 4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня. | ||
Рефлексия | |||
1 | Самореализация: посещение занятий у логопедов и воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1.Выступение на пед совете «Технология синквейн в развитии речи у детей средней группы» (доклад, презентация и буклет) 2.Отчёт по теме самообразования. 3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО(май). 4. Публикация на сайте МБДОУ Курагинский детский сал 15.
|
Заключение: Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Развитие речи детей средней группы.
Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы ...

Развитие речи детей средней группы.
Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы ...
Интегрированное занятие по развитию речи детей средней группы на тему: «Человек и его тело» (конспект)
Цель занятия:уточнить, расширить представление о своем теле. Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека. Выявить и назвать части тела. Дать детям общее представление о здоровье...

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...

Мастер – класс для родителей «Применение метода синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне.Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщ...

