Составление рассказа по теме: «Осень» по картинно-графическому плану (использован наглядный материал из комплекта «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Т.Ю. Бардышева)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Васильева (Попова) Ольга Ивановна

Составление рассказа по теме: «Осень» по картинно-графическому плану

(использован наглядный материал из комплекта «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Т.Ю. Бардышева)

 

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Задачи:
- формировать представление об осени, ее признаках;
- активизировать глагольный словарь;
- учить образовывать качественные прилагательные;
- формировать длительный плавный выдох;
- формировать понимание и правильное употребление в речи предлога «НА»;
- учить строить фразу из 2-4 слов;

- развивать координацию   речи с движением;

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
Предполагаемый результат: дети расширят и активизируют свой словарь по теме «Осень».

 


                                                            Ход занятия
I. Организационный момент.  [Формирование умения подчинять своё поведение правилам].
Логопед: Вспомните правило поведения на занятии.
                                    Раз, два, три, четыре, пять -
                                     Будем мы сейчас опять:
                                    Смотреть, слушать, размышлять,
                                     Но друг другу не мешать.
                                     Внятно, четко говорить,
                                     Не вертеться, не шалить.
II. Введение в тему.
1. Отгадывание загадок. [Активизация и расширение словаря по теме. Развитие мышления, речевого слуха.]

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, кто придёт сегодня к нам в гости на занятие. Слушайте внимательно. Слайд 2
Если листья пожелтели,
Дождик льёт как из ведра.
Сапоги мы все одели,
Шапки, куртки, свитера.
Если зелень остаётся,
Лишь на ветвях сосен.
Это время года называют – Осень.
Логопед: Молодцы! Правильно! К нам в гости пришла Осень. Сегодня мы с вами будем говорить об осени, о том, что происходит осенью в природе.

III. Работа по теме.
1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. [Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.]

Логопед: Осень очень хочет узнать, что вы знаете о ней. Она предлагает вам с ней поиграть. Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы Осени. Слайд 3
Логопед: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Наступила осень.
Логопед:  После, какого времени года приходит осень?

Дети: Осень приходит после лета.
Логопед: Какое время года придет после осени?

Дети: После осени придет зима.
Логопед:  Какое время года придет после зимы?

Дети: После зимы придёт весна.
Логопед: Так, сколько же у нас времён года? Слайд 3

Дети: Четыре времени года.
Логопед:  Вспомните и назовите осенние месяцы. 

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Слайд 4
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите признаки осени. 

Дети: Солнце светит неярко. Дети идут в школу.  Часто идёт холодный дождь. Стало холодно. Опадают листья с деревьев. Слайд 5
Логопед: Молодцы! Осени очень понравились ваши ответы.
2. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха]
Логопед: Послушайте стихотворение И. Плакида «Осень».

                                                     Дует, дует ветер!
                                                     Дует, задувает!
                                                     Желтые листочки
                                                     С дерева срывает
                                                     И летят листочки,
                                                     Кружат по дорожке.
                                                     Падают листочки
                                                     Прямо нам под ножки.
Логопед: Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Дети: Падают с деревьев, кружатся.
Логопед: Как называется это явление? 

Дети: Листопад.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетели осенние листочки, и они предлагают вам с ними поиграть. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Слайд 6

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочки. (Упражнение выполняется три – четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи).

Логопед: Вы очень хорошо дули, молодцы.
3. Упражнение «Какая погода» [Образование качественных прилагательных.]
Логопед: Ребята, давайте поговорим о том, какая бывает погода осенью.
 Если идет дождь — погода ... (дождливая).
 Если сильный ветер — погода ... (ветреная).
 Если очень холодно и сыро погода — погода ... (холодная, сырая), небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная).
Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода — (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода ... (безоблачная), на улице осень — погода ... (осенняя).
Логопед: Молодцы. Это было трудное задание.  Вы очень хорошо ответили на вопросы Осени, а теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.  Слайд 7

Подвижная игра «Листопад» [Координация речи с движением.]

Мы листики осенние,             (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.         (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.             (Присели.)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.          (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Завертел их, закружил.

И на землю опустил.               (Дети садятся на свои места.)

4. Упражнение «Куда упал листочек». [Формирование понимания и правильного употребление в речи предлога «НА»] Слайд 8 – 9
Логопед: Ребята, вы так хорошо дули на листочки, что они все разлетелись и спрятались от Осени. Она просит вас помочь ей найти листочки. Составьте предложения по схеме, и скажите, куда упали листочки.
Дети: Листочек упал на траву.

Листочек упал на дорогу.  (На машину, на скамейку, на пенек, на забор, на песочницу, на горку).
Логопед: Какие же вы молодцы!  Вы очень хорошо выполни все задания Осени! Ну вот, пришло время прощаться. Осень благодарит вас за помощь и прощается с вами до следующих встреч.
 

IV. Итог занятия. [Оценка работы детей.]

 Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили, в какие игры играли, что им было интересно делать. Оценивается работа детей.

-Мы многое сегодня узнали и повторили.

- Какое задание для вас было интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- А какое было самым лёгким?

- Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете внимательно слушать и старательно выполняли все задания. Молодцы!

 

Список используемой литературы:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. - М.: «Скрипторий 2003», 2009. - 120 с
  2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – «ВАКО» Москва, 2005.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 5 лет (средняя группа). — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 — 496 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_ob_oseni.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лада»

Составление рассказа по теме: «Осень» по картинно-графическому плану

(использован наглядный материал из комплекта «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Т.Ю. Бардышева)

                                      Подготовил учитель – логопед:  

                                                                Васильева О.И.

г. Новый Уренгой

2024г.

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Осень». 

Задачи:
- формировать представление об осени, ее признаках;
- активизировать глагольный словарь;
- учить образовывать качественные прилагательные;
- формировать длительный плавный выдох;
- формировать понимание и правильное употребление в речи предлога «НА»;
- учить строить фразу из 2-4 слов;

- развивать координацию   речи с движением;

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
Предполагаемый результат: дети расширят и активизируют свой словарь по теме «Осень».

Общая продолжительность занятия: 20минут.

Ресурсы: сюжетные картинки по теме «Осень», картинно-графические схемы предложений и символы предлога «НА», презентация, интерактивная доска.

                                                            Ход занятия
I. Организационный момент.  [Формирование умения подчинять своё поведение правилам].
Логопед: Вспомните правило поведения на занятии.
                                    Раз, два, три, четыре, пять -
                                     Будем мы сейчас опять:
                                    Смотреть, слушать, размышлять,
                                     Но друг другу не мешать.
                                     Внятно, четко говорить,
                                     Не вертеться, не шалить.
II. Введение в тему.
1. Отгадывание загадок. [Активизация и расширение словаря по теме. Развитие мышления, речевого слуха.]

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, кто придёт сегодня к нам в гости на занятие. Слушайте внимательно. Слайд 2
Если листья пожелтели,
Дождик льёт как из ведра.
Сапоги мы все одели,
Шапки, куртки, свитера.
Если зелень остаётся,
Лишь на ветвях сосен.
Это время года называют – Осень.
Логопед: Молодцы! Правильно! К нам в гости пришла Осень. Сегодня мы с вами будем говорить об осени, о том, что происходит осенью в природе.

III. Работа по теме.
1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. [Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.]

Логопед: Осень очень хочет узнать, что вы знаете о ней. Она предлагает вам с ней поиграть. Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы Осени. Слайд 3
Логопед: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Наступила осень.
Логопед:  После, какого времени года приходит осень?

Дети: Осень приходит после лета.
Логопед: Какое время года придет после осени?

Дети: После осени придет зима.
Логопед:  Какое время года придет после зимы?

Дети: После зимы придёт весна.
Логопед: Так, сколько же у нас времён года? Слайд 3

Дети: Четыре времени года.
Логопед:  Вспомните и назовите осенние месяцы. 

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Слайд 4
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите признаки осени. 

Дети: Солнце светит неярко. Дети идут в школу.  Часто идёт холодный дождь. Стало холодно. Опадают листья с деревьев. Слайд 5
Логопед: Молодцы! Осени очень понравились ваши ответы.
2. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха]
Логопед: Послушайте стихотворение И. Плакида «Осень».

                                                     Дует, дует ветер!
                                                     Дует, задувает!
                                                     Желтые листочки
                                                     С дерева срывает
                                                     И летят листочки,
                                                     Кружат по дорожке.
                                                     Падают листочки
                                                     Прямо нам под ножки.
Логопед: Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Дети: Падают с деревьев, кружатся.
Логопед: Как называется это явление? 

Дети: Листопад.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетели осенние листочки, и они предлагают вам с ними поиграть. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Слайд 6

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочки. (Упражнение выполняется три – четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи).

Логопед: Вы очень хорошо дули, молодцы.
3. Упражнение «Какая погода» [Образование качественных прилагательных.]
Логопед: Ребята, давайте поговорим о том, какая бывает погода осенью.
 Если идет дождь — погода ... (дождливая).
 Если сильный ветер — погода ... (ветреная).
 Если очень холодно и сыро погода — погода ... (холодная, сырая), небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная).
Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода — (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода ... (безоблачная), на улице осень — погода ... (осенняя).
Логопед: Молодцы. Это было трудное задание.  Вы очень хорошо ответили на вопросы Осени, а теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.  Слайд 7

Подвижная игра «Листопад» [Координация речи с движением.]

Мы листики осенние,             (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.         (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.             (Присели.)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.          (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Завертел их, закружил.

И на землю опустил.               (Дети садятся на свои места.)

4. Упражнение «Куда упал листочек». [Формирование понимания и правильного употребление в речи предлога «НА»] Слайд 8 – 9
Логопед: Ребята, вы так хорошо дули на листочки, что они все разлетелись и спрятались от Осени. Она просит вас помочь ей найти листочки. Составьте предложения по схеме, и скажите, куда упали листочки.
Дети: Листочек упал на траву.

Листочек упал на дорогу.  (На машину, на скамейку, на пенек, на забор, на песочницу, на горку).
Логопед: Какие же вы молодцы!  Вы очень хорошо выполни все задания Осени! Ну вот, пришло время прощаться. Осень благодарит вас за помощь и прощается с вами до следующих встреч.

IV. Итог занятия. [Оценка работы детей.]

 Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили, в какие игры играли, что им было интересно делать. Оценивается работа детей.

-Мы многое сегодня узнали и повторили.

- Какое задание для вас было интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- А какое было самым лёгким?

- Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете внимательно слушать и старательно выполняли все задания. Молодцы!

Список используемой литературы:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. - М.: «Скрипторий 2003», 2009. - 120 с
  2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – «ВАКО» Москва, 2005.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 5 лет (средняя группа). — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 — 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение связной речи детей 6-7 лет» Картинно-графические планы рассказов

В данном пособии дается материал для логопедических занятий, который может быть использован как  дополнительный материал к занятию или для проведения отдельного занятию, как закрепление материала...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Статья . Использование фланелеграфа и картинного материала на этапах обучения связной речи детей с фонетическим недоразвитием речи на логопедических подгрупповых занятиях. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных ...

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Комплекс упражнений с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи детей

Разработанный сборник заданий с использованием наглядного моделирования – методическое пособие, ориентированное на детей старшего дошкольного возраста. Задания сборника имеют познавательно-речев...