Всеобуч для педагогов "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"
презентация по логопедии
Данный материал учит педагогов правильно выполнять авртикуляционную гимнастику с детьми, самомассаж, развивать мелкую моторику рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников
Цель артикуляционной гимнастики: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем
Модель взаимодействия субъектов при формировании координированных движений органов артикуляции воспитатель логопед родитель ребенок
Виды артикуляционных упражнений статические динамические «лопаточка» «чашечка» «иголочка» «часики» «лошадка» «качели»
Последовательность отработки всех компонентов артикуляции Выработка способа подачи воздушной струи Подключение голосоподачи Подача голосодыхательной струи к фокусу голосоподачи Выработка позиции языка (для язычных звуков) Выработка позиции губ (для губных звуков) Автоматизация хорошо поставленных звуков Целесообразно сначала ставить звонкие, а потом глухие
Для формирования правильного звукопроизношения требуется : Правильное дыхание; Темп; Ритм речи; Владение голосом; Развитый артикуляционный аппарат; Умение опознать фонему по различным признакам
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись. В утреннее и вечернее время в течение трех-пяти минут. Идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их эмоционально, в игровой форме. Ежедневно выполняются 2—3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Организация работы над артикуляционной гимнастикой Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровые приемы Показать его выполнение Упражнение выполняют все дети Проверка правильности выполнения по подгруппам (не более 5 детей)
Результатом работы должно стать: Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры; Уменьшение проявления парезов, параличей мышц артикуляционного аппарата; Увеличение объема и амплитуды периферического речевого аппарата Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции
ЗАБОРЧИК Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Произнеси про себя звук И).
ТРУБОЧКА Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.
БУБЛИК Губы округлить (шепотом произнести звук О ) и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
ЛОПАТОЧКА Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний кончик языка на нижнюю губу.
ЗМЕЙКА Открыть широко рот и производить узким языком движения вперед – назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.
ЧАШЕЧКА Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхней губы.
ГОРКА Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 10 .
НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК Немного открыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» Похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе, без задержек.
ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
ИНДЮК Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы.
БАРАБАНЩИК Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно: «д-д-д». Темп постепенно ускоряет ся.
ЛОШАДКА Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытцем»)
ГАРМОШКА Улыбнуться, приоткрыть рот, удерживая язык в положении «грибочек», открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка.
ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
КАЧЕЛИ Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (2-3 секунды), потом поднять широкий язык за верхние зубы (2-3 секунды). Так поочередно менять 4-6 раз.
САМОЛЕТИК Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук: «ы-ы-ы» .
МАЯТНИК Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка губ к другому. Проделать 10-15 раз.
КРУЖОК Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем в обратном направлении.
МАЛЯР Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо («потолок»), делая движения вперед-назад.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придержать ее пальцем).
ТРУБОЧКА Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в получившуюся «трубочку»
ГРИБОЧЕК Улыбнуться, обнажив зубы. Поцокать языком за верхними зубами. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко его открыть. (Язык – это тонкая «шляпка гриба», а растянутая подъязычная связка – его «ножка»).
ОБЛИЖЕМ ГУБКИ Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
КОНФЕТА Губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
БУЛЬДОГ - ОБЕЗЬЯНКА Рот приоткрыт, поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Рот приоткрыт, поместить язык между нижней губой и нижними зубами .
ПАРУС Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в верхние зубы.
Играем с пальчиками
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу. Карандаш я покачу Вправо-влево — как хочу.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!
Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке. Карандашик я сжимаю И ладошку поменяю .
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками. Карандашик поднимаю, Крепко пальцем прижимаю.
Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта. Отправляется в полёт Наш красавец-вертолёт.
Самомассаж лица и шеи Перед занятием дети должны вымыть руки. Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Он займет у вас 3 - 5 минут . Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
Самомассаж лица и шеи И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз) . Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Самомассаж лица и шеи Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Самомассаж лица и шеи Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
Самомассаж лица и шеи И потом уходим пальцами на щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались.
Самомассаж лица и шеи Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Самомассаж лица и шеи Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку) Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Самомассаж лица и шеи Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
Самомассаж лица и шеи А потом от носа вниз к губам стекаем (спиралевидные движения по носогубной складке)
Самомассаж лица и шеи Губки пожуем мы (покусат верхнюю и нижнюю губку) Шарики надуем (раздувают щеки)
Самомассаж лица и шеи И губами вправо-влево потанцуем (пальчики двигают верхнюю и нижнюю губу в разные стороны)
Самомассаж лица и шеи Мы язык за губу заворачиваем (подвернуть язык под верхнюю губу) Кулачком по губе поколачиваем (постучать кулачком по верхней губе)
Самомассаж лица и шеи За другую губу заворачиваем (подвернуть язык под нижнюю губу) И другим кулачком поколачиваем (поколачиваем кулачком по нижней губе)
Самомассаж лица и шеи Тянем подбородок (разминаем подбородок с оттягиванием его вниз) И к ушам щипаем (пощипываем нижнюю челюсть) А потом по шейке Ручками стекаем (поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"
Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Консультация для воспитателей: «Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников».
«Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников»....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»
Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.
В данной консультации поясняется важность проведения артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения....
