Краткосрочная программа по дополнительному образованию "Юный техник"
методическая разработка по логопедии

Гринина Татьяна Андреевна

Для детей старшего возраста, техническая направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_tehnik_ot_idei_do_modeli_grinina_t_a.docx584.92 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_20251029_091444.jpg

Раздел 1

Комплекс основных характеристик программы.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный техник: от идеи до модели» (далее Программа) имеет техническую направленность, рассчитанная на детей дошкольного возраста.

Программа разработана на основании нормативно-правовых актов:

1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р);

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

5.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015год № 996-р

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года».

6.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Направленность Программы: техническая, так как на развитие творческого технического мышления, конструкторских навыков и умения воплощать идеи в реальные модели.

Новизна Программы основана на комплексном подходе: сочетание развития творческого мышления с практическими навыками конструирования; акцент на самостоятельной разработке проекта от идеи до готовой модели; интеграция различных материалов и техник конструирования (бумага, картон, конструкторы, подручные материалы); развитие навыков презентации и защиты проектов.

Актуальность Программы определяется растущим запросом со стороны детей и их родителей. В раннем возрасте важно стимулировать интерес к технике и изобретательству. Программа позволяет детям почувствовать себя творцами, развивает их инженерное мышление, учит решать проблемы и доводить начатое до конца. Эти навыки будут полезны им в учебе и в будущей профессиональной деятельности.

Отличительные особенности Программы.

В ходе разработки была использована программа «Маленькая инженерная академия», автор Мутина И. А. Отличительные особенности в том, что в Программе фокус на развитии именно творческого мышления – умения находить идеи, генерировать новые решения. Опора на создание собственных проектов, а не просто сборку по готовым схемам. Использование интегративного подхода к конструированию с применением различных материалов и техник. Подготовка к публичной презентации и защите своих проектов, развитию уверенности в себе.

Адресат Программы.

Данная Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет, проявляющих интерес к конструированию, моделированию и творчеству. Дети в этом возрасте обладают развитым воображением, любознательностью и стремлением к самостоятельности. Они активно познают мир через игру и практическую деятельность.

Наполняемость групп 1 года обучения – 10 человек.

Форма обучения  по данной Программе – очная; группа сформирована по возрасту. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Форма проведения занятий: игровая деятельность, проектная деятельность, самостоятельная творческая деятельность.

Срок реализации Программы и объем учебных часов: 1.5 месяца, 8 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (академический час 25-30 минут).

  1. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческого технического мышления и конструкторских навыков у детей через освоение этапов создания модели от идеи до готового воплощения.

Задачи: познакомить с понятиями «идея», «чертеж», «модель»; научить создавать простые чертежи и схемы своих моделей; научить выбирать подходящие материалы и инструменты для конструирования; научить собирать модели по чертежам и схемам; развивать конструкторские способности, пространственное мышление, мелкую моторику; развивать умение планировать свою деятельность и доводить начатое до конца; развивать навыки работы в команде и умение презентовать свои проекты; воспитывать интерес к технике, изобретательству, конструированию; воспитывать аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

1.3. Содержание Программы

 Учебный план

п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие.

«Что такое идея?»

Где живут идеи? Ищем идеи вокруг нас.

1

0,5

0,5

Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей

2

«Рисуем мечту!»

От идеи к чертежу. Создаем схему нашей модели.

2

1

1

Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей

3

Промежуточная аттестация

1

-

1

Анализ промежуточных результатов

4

«Мастерская умелых рук»

Выбираем материалы. Готовим инструменты.

1

0,5

0,5

Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей

5

«Воплощаем мечту»

 Собираем модель по чертежу.

2

1

2

Устный опрос, наблюдение за деятельностью детей, выставка работ

13

Итоговая аттестация. Презентация проектов.

1

-

1

Практическая работа

Итого часов

8

1.4. Содержание учебного плана Программы

1. «Что такое идея?» Где живут идеи? Ищем идеи вокруг нас.

 Теория (0,5ч): обсуждение: «Что такое идея? Как вы думаете, откуда берутся идеи? Что можно делать с идеями?». (Идея – это мысль, задумка, образ того, что хочется создать. Это как семечко, из которого вырастает что-то интересное.) «Где можно найти идеи?» (Окружающий мир, природа, книги, мультфильмы, фантазии).

Практика (0,5): игра «Найди идею вокруг себя»: дети рассматривают предметы в помещении или на улице и придумывают для них новые применения или новые функции. Игра «Придумай сказку»: педагог называет предмет, а дети по очереди придумывают продолжение. Игра «Соедини точки и придумай что это»: детям раздаются листы с точками. После соединения точек, дети рассказывают, чтобы у них получилось.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение за деятельностью детей.

  1. «Рисуем мечту!» От идеи к чертежу. Создаем схему нашей модели.

Теория (1): беседа: чтобы идею воплотить, нужно сделать чертеж или схему. Чертеж – это рисунок, который показывает, как будет выглядеть наша модель. Он помогает нам представить детали и правильно их соединить. Беседа «Зачем нужно рисовать чертеж?» Знакомство с простыми условными обозначениями: линия, круг, квадрат, треугольник.

Практика (1): рисование чертежа своей идеи.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение за деятельностью детей.

  1. «Мастерская умелых рук». Выбираем материалы. Готовим инструменты.

Теория (0,5): знакомство с материалами: бумага, картон, пластик, дерево, ткань, природные материалы (шишки, листья, веточки). Беседа «Какие свойства у разных материалов?» (Гнется, режется, клеится, ломается). Правила безопасного использования инструментов: ножницы, клей, карандаши, линейки.

Практика (0,5): выбор материалов для своей модели, подготовка инструментов.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение за деятельностью детей.

  1.  «Воплощаем мечту». Собираем модель по чертежу.

Теория (1): Повторение «Что мы делали на прошлых занятиях?»

Практика (1): Конструирование моделей по чертежам. Дети самостоятельно или с небольшой помощью педагога собирают свои модели из выбранных материалов.

Форма контроля: устный опрос, выставка работ.

1.5. Планируемые результаты Программы

Личностные результаты: развит устойчивый интерес к технике, конструированию и изобретательству; сформированы положительная самооценка и уверенность в своих творческих и технических способностях; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности и ответственности при выполнении проектов.

Метапредметные результаты: развиты умения планировать свою деятельность, ставить цели и находить способы их достижения; умения анализировать информацию, выявлять проблемы и находить решения; умения представлять результаты своей работы в понятной и доступной форме.

Предметные результаты: познакомились с основными понятиями «идея», «чертеж», «модель»; овладели навыками генерации идей для конструирования; навыками создания простых чертежей и схем своих моделей; базовыми навыками работы с различными материалами и инструментами для конструирования; умение собирать модели по чертежам и схемам.

Раздел 2

Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учеб. недель

Кол-во учеб. дней

Кол-во учеб часов

Режим занятий

Срок проведения промежуточной и итоговой аттестации

1

2025

Сентябрь, 2025

Октябрь,

2025

4

31

8

2 раза в неделю,

по 1 часу

октябрь, 2025
октябрь, 2025

2.2. Условия реализации Программы

Материально-техническое обеспечение:

Просторное и хорошо освещенное помещение для занятий. Столы и стулья, соответствующие росту детей. Набор инструментов (ножницы с закругленными концами, клей ПВА, кисточки, карандаши, линейки). Различные материалы для конструирования (бумага, картон, пластик, дерево, ткань, природные материалы, конструкторы). Наглядные пособия (схемы, чертежи, фотографии, образцы моделей).

Информационное обеспечение:

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/02/19/konspekt-zanyatiya

https://sevrukova-lends20-vasilek.edumsko.ru/folders/post/3213118 

Кадровое обеспечение:

Педагог, владеющий методиками обучения конструирования, моделирования и технического творчества и имеющий опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Для определения результативности освоения Программы с целью отражения достижений цели и задач, проводятся промежуточная и итоговая аттестации. Дети, обучающиеся по данной Программе, проходят аттестацию два раза в год:

- аттестация в середине образовательного процесса (сентябрь);

- аттестация по завершению Программы (октябрь).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Фотографии и видеозаписи процесса работы и готовых моделей. Сохранение чертежей и схем, выполненных детьми. Записи в журнале наблюдений педагога о прогрессе каждого ребенка. Создание портфолио с лучшими работами и презентациями детей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Выставка работ в конце программы. Презентация проектов перед другими детьми и родителями. Участие в конкурсах и выставках детского технического творчества.

Оценочные материалы.

Анализ детских работ: оценка качества выполнения работ, уровня сложности, оригинальности.

Наблюдение за деятельностью детей на занятиях: оценка активности, заинтересованности, усидчивости.

Отзывы родителей: сбор информации о изменениях в развитии ребенка, его интересе к творчеству.

Итоговые и промежуточные аттестации могут быть представлены в виде общего балла (низкий-1 балл, средний - 2 балла, высокий - 3 балла).

Результаты аттестации отражаются в аттестационных листах.

Этапы педагогического наблюдения по Программе

Вид

Цель

Содержание

Форма проведения

Критерии

Промежуточная аттестация

(Приложение 2)

Цель: наблюдение за активностью детей на занятиях, за процессом генерации идей, создания чертежей, конструирования моделей.

Способны к генерации идей, активны на занятиях, могут создавать чертежи

Творческая работа

высокий – 3  средний – 2  низкий – 1

Итоговая аттестация

(Приложение 3)

Цель: оценка результатов работы каждого ребенка, анализ его прогресса, выявление сильных и слабых сторон, рекомендации для дальнейшего развития.

Свободная творческая деятельность по своему чертежу

Творческая работа

высокий – 3  средний – 2  низкий – 1

Формы контроля могут быть индивидуальными или групповыми.

2.4. Методические материалы

Методические разработки занятий с подробными инструкциями и примерами. Дидактические игры и упражнения для развития воображения и творческого мышления. Карточки с заданиями на генерацию идей для конструирования. Образцы чертежей и схем различных моделей.

Методы обучения:

Наглядные: демонстрация образцов конструкций, использование иллюстраций, схем, чертежей, видеоматериалов.

Словесные: объяснение принципов конструирования, обсуждение идей, инструктаж по использованию инструментов и материалов.

Практические: самостоятельное конструирование моделей по чертежам и схемам, выполнение упражнений на генерацию идей.

Игровые: использование игр и игровых ситуаций для повышения интереса к обучению и создания положительной эмоциональной атмосферы.

Проектные: работа над индивидуальными проектами от идеи до готовой модели.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы организации учебного занятия.

При реализации данной Программы используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются различные методы организации деятельности обучающихся: наблюдение,  выставка, галерея, защита проектов, игра, мастер-класс, наблюдение.

Технология поэтапного обучения:

Начинаем с самых простых понятий (что такое идея, что такое модель), постепенно переходя к более сложным (создание чертежей, выбор материалов, конструирование).

Разучиваем простые навыки (например, как держать карандаш, как вырезать ножницами) перед тем, как переходить к более сложным (рисование чертежа, создание сложной модели).

Предлагаем задания разной степени сложности, в зависимости от уровня подготовки детей.

Технология проблемного обучения:

Предлагаем детям задания, не имеющие однозначного решения (например, "Как построить самый устойчивый домик из кубиков?", "Какую модель можно сделать из этого набора деталей?"). Задаем вопросы, стимулирующие поиск новых идей (например, "Что еще можно сделать с этим предметом?", "Как можно улучшить эту модель?"). Создаем ситуации, требующие поиска решения (например, модель не получается: "Что пошло не так? Как это исправить?").

Игровая технология:

Используем игры для знакомства с новыми материалами и инструментами (например, игра "Угадай на ощупь"). Организуем игры-путешествия, в ходе которых дети решают технические задачи (например, "Построить мост через реку"). Используем ролевые игры, в которых дети выступают в роли инженеров, дизайнеров, строителей (например, "Создать проект нового города").

Технология дифференцированного обучения:

Предлагаем задания разной степени сложности, в зависимости от уровня подготовки детей. Оказываем индивидуальную помощь детям, испытывающим трудности. Позволяем детям выбирать темы для проектов, соответствующие их интересам. Оцениваем работы детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Технология использования наглядных средств:

Демонстрируем образцы моделей, чертежей, схем. Используем иллюстрации с изображением различных технических устройств. Показываем видеофрагменты, демонстрирующие процесс конструирования.

Организуем выставки детских работ.

Здоровьесберегающие технологии:

Соблюдение оптимального режима занятий (чередование видов деятельности, проведение физкультминуток). Обеспечение хорошей освещенности и проветривания помещения. Использование эргономичной мебели. Обучение правилам безопасной работы с инструментами. Создание благоприятной психологической атмосферы (поддержка, поощрение).

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Использование мультимедийных презентаций для демонстрации теоретического материала. Просмотр образовательных видеороликов о конструировании и моделировании. Использование компьютерных программ для создания чертежей и схем (в старшем возрасте).

Алгоритм учебного занятия по Программе: 

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к занятию.

Вводная часть: создание мотивации, актуализация знаний, определение темы занятия.

Основная часть: объяснение нового материала, показ, практическая работа.

Заключительная часть: анализ работ, обсуждение, похвала.

Дидактические материалы:

Конструирование и моделирование:

Конструкторы: (деревянные, пластиковые, магнитные, «Лего»). Природные материалы: (шишки, листья, камни). Бросовый материал: (коробки, бутылки, ткань). Клей, скотч, пластилин.

Рисование/Черчение:

Бумага: (разная плотность, цвет). Карандаши: (простые, цветные). Краски: (акварель, гуашь). Кисти, фломастеры. Линейки, трафареты (простые)

2.5. Используемый список литературы

                 Список литературы для педагога

Для педагога:

Гризик, Т.И. Познаю мир: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М.: Просвещение, 2020.

Волосова, Е.Б., Тимофеева, Е.А. Конструирование из строительного материала в детском саду. – М.: Просвещение, 2017.

Парамонова, Л.А. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2016.

Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с ОНР. – М.: Айрис-пресс, 2018.

Для детей:

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы о строительстве дома)

Раскраски: «Транспорт», «Строительная техника», «Роботы»

Для родителей:

Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому. – М.: АСТ, 2019.

Никитины, Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Айрис-пресс, 2017.

Приложение 1

Рабочая программа на учебный год

№ п/п

Раздел/ Тема

Всего часов

Дата занятия

Форма занятий

Форма контроля

Планируемые результаты

по плану

по факту

Раздел 1.  Вводное занятие. «Что такое идея?» Где живут идеи? Ищем идеи вокруг нас. (1 час)

1.

Беседа: «Что такое идея? Как вы думаете, откуда берутся идеи? Что можно делать с идеями?»

игра «Найди идею вокруг себя»; «Придумай сказку»; «Соедини точки и придумай что это»

1

24.09.

2025

Лекция-практикум

Устный опрос.

Наблюдение за деятельностью детей

Дети понимают, что такое «идея», и могут объяснить это простыми словами.

Понимают, что идеи могут приходить из окружающего мира, фантазии и опыта.

Знают, что идеи можно записывать, обсуждать, воплощать в жизнь.

Раздел 2.  «Рисуем мечту!» От идеи к чертежу. Создаем схему нашей модели.  (2 часа)

2.

Беседа: чтобы идею воплотить, нужно сделать чертеж или схему. Чертеж – это рисунок, который показывает, как будет выглядеть наша модель. Он помогает нам представить детали и правильно их соединить.

1

26.09.

2025

Лекция-практикум

Устный опрос.

Наблюдение за деятельностью детей

Понимают, что такое чертеж или схема и зачем они нужны.

Осознают, что чертеж помогает планировать и правильно конструировать модель.

3.

Беседа «Зачем нужно рисовать чертеж?» Знакомство с простыми  условными обозначениями: линия, круг, квадрат, треугольник.

Рисование чертежа будущей модели своей мечты.

1

01.10.

2025

Лекция-практикум.

Практическая работа.

Устный опрос.

Наблюдение за деятельностью детей

Узнают о роли чертежа в конструировании.

Знакомы с условными обозначениеми.

4.

Промежуточная аттестация.

1

03.10.

2025

Закрепили и повторили пройденный материал в увлекательной форме.

Раздел 3.  «Мастерская умелых рук». Выбираем материалы. Готовим инструменты. (1 час)

5.

Беседа «Какие свойства у разных материалов?»

Выбор материалов для своей модели, подготовка инструментов.

1

08.10.

2025

Лекция-практикум

Устный опрос.

Знают о различных свойствах материалов (твердость, мягкость, гибкость, прочность).

Умеют выбирать подходящие материалы для определенных целей (построение модели).

Знают названия основных инструментов и их назначение.

Раздел 4.   «Воплощаем мечту». Собираем модель по чертежу. (2 часа)

6.

Повторение «Что мы делали на прошлых занятиях?»

1

10.10.

2025

Лекция-практикум

Устный опрос.

Вспоминают и закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

Устанавливают связи между различными этапами работы над проектом.

7.

Конструирование моделей по чертежам. Дети самостоятельно или с небольшой помощью педагога собирают свои модели из выбранных материалов.

1

15.10.

2025

Практическая работа

Устный опрос

Применяют полученные знания и умения на практике.

Соотносят чертеж с реальной моделью.

8.

Итоговая аттестация

1

17.10.

2025

Практическая работа

Проверка знаний

Проверка теоретического и практического материала

                             Итого:

8 часов

Приложение 3

Промежуточная аттестация:

Оценка усвоения детьми отдельных блоков программы (основы конструирования, знакомство с материалами, чтение чертежей). Выявление трудностей в усвоении материала и своевременная корректировка образовательного процесса. Мотивация детей к дальнейшему обучению.

Итоговая аттестация:

Оценка общего уровня развития конструкторских навыков и технического мышления детей по окончании курса. Выявление степени достижения планируемых результатов программы. Оценка эффективности образовательной программы и внесение необходимых изменений в будущем.

Формы аттестации

Наблюдение за деятельностью детей

Педагог наблюдает за процессом конструирования моделей, участием в беседах, выполнением заданий в течение занятий. Оценивается умение детей использовать инструменты и материалы, следовать инструкциям, решать конструкторские задачи, проявлять творчество и инициативу.

Портфолио детских работ

Сборник фотографий или реальных экземпляров детских моделей, чертежей, эскизов. Позволяет отслеживать прогресс каждого ребенка в течение курса.

Выставка детских работ

Организация выставки моделей, созданных детьми в рамках программы. Предоставляет возможность продемонстрировать свои достижения перед родителями, другими детьми и педагогами.

Презентация проекта

Дети представляют свои модели, рассказывая о процессе их создания, использованных материалах и технических решениях. В формате игры или короткого выступления.

Игровые задания

Конструкторские игры, направленные на проверку умения решать простые технические задачи.

Беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком о его интересах, достижениях и трудностях в процессе обучения.  Позволяет педагогу получить более глубокое понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Критерии оценки

Умение работать с инструментами и материалами

Правильность использования инструментов (безопасность, эффективность). Умение выбирать подходящие материалы для конкретной задачи. Аккуратность и бережное отношение к материалам.

Умение читать и понимать чертежи

Понимание условных обозначений. Умение соотносить чертеж с реальной моделью. Способность следовать инструкциям.

Конструкторские навыки

Умение собирать модели по образцу, чертежу или собственному замыслу. Способность решать простые конструкторские задачи. Умение находить нестандартные решения.

Творческое мышление и воображение

Оригинальность идей. Использование различных материалов и техник. Способность к импровизации.

Самостоятельность и инициативность

Умение самостоятельно планировать свою работу. Способность принимать решения. Проявление инициативы и активности в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Программа краткосрочной образовательной практики «Панно в технике пэчворк без иглы» (художественно – эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. Кинусайга – средство развития мелкой моторики рук. Развивает точность, координацию движения пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, творческие спосо...

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Веселая резиночка"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Веселая резиночка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яйский дет...

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Веселая резиночка"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Веселая резиночка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яйский дет...

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «Юные исследователи природы»

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа«Юные исследователи природы»...

Краткосрочная программа дополнительного образования "Занимательная математика"

Разработка программы "Занимательная математика" - это стремление педагога использовать возможности знимательной математики в познавательном (в частности математическом) развитии детей.Занима...

Отчёт по дополнительной краткосрочной программе «В гостях у сказки»

Программа успешна в своей реализации, достигнуты заявленные цели.Рекомендуется проводить такого рода программы, расширяя театральные занятия....