Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда 2025-2026
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда составлено на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №20 «Орленок», разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 170.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №20 «Орленок»
города Искитима Новосибирской области
Рассмотрено: Утверждаю:
На Педагогическом совете Заведующий МБДОУ
Протокол №1 №20 «Орленок»
От «_28_»____августа__2025г. ________О. Ю. Травкина
Приказ № 71
«_28_»_____августа___-2025г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ТНР
Составлено на основе адаптированной образовательной программы
дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного учреждения
детский сад №20 «Орленок» города
Искитима Новосибирской области,
разработанной в соответствии с ФАОП ДО
2025-2026 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты реализации образовательной программы дошкольного образования
- Календарно-тематическое планирование по речевому развитию (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей 5-6 лет).
- Календарно-тематическое планирование по речевому развитию (по развитию фонематического правильного звукопроизношения удетей 5- 6 лет с ТНР).
- Календарно-тематическое планирование по речевому развитию (по формированию лексико - грамматических средств языка и связности речи у детей 6-7 лет с ТНР).
- Календарно-тематическое планирование по речевому развитию (по подготовке к грамоте детей 6-7 лет с ТНР)
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда составлено на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №20 «Орленок», разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО).
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от #8470; 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дош-кольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Федеральный закон от № 371-ФЗ «О внесении измененийв Федеральный закон «Об образовании в РФ» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях вРФ»;
- Порядок организациии осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования. (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Приказ Минпросвещения РФ от № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
- Приказ Минпросвещения России от № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в МинюстеРоссии № 71847);
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №20 «Орленок» города Искитима;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа-нию и организации режима работы дошкольных образовательных органи-заций» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от #1075;. № 28 «Об утверждении СП 20»).
Календарно-тематическое планирование позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально - волевых качеств, даѐт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личные качества, как креативность,
любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Календарно-тематическое планирование направлено на достижение следующей цели: освоение детьми (с тяжелыми нарушениями речи) коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Цель достигается через решение следующих задач:
- Устранить дефекты звукопроизношения у детей (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
- Развить фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развить навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнить, расширить и обогатить лексический словарь дошкольников с ОНР. Сформировать грамматический строй речи.
- Развить связную речь детей.
- Развить навыки коммуникации, успешности в общении.
- Укрепить физическое и психическое здоровье детей с тяжелой речевой патологией.
Планируемые результаты реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования
В соответствии с ФГОС ДОспецифика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
2) понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
3) использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
4) различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
5) использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
6) пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке;
7) составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
8) владеет простыми формами фонематического анализа;
9) использует различные виды интонационных конструкций;
10) выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;
11) владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими, используя речевые и неречевые средства общения;
12) может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
13) в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;
14) сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического работника и самостоятельно);
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
11) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
12) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
13) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
14) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
15) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
16) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
17) владеет предпосылками овладения грамотой.
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи удетей 5-6лет)
Тема | Работа над понима- нием речи | Лексика | Развитиеграмматическогострояречи | Обучениесвязнойречи | Кол- возаня- тий | Сроки |
Первыйпериодобучения | ||||||
Диагностическоеобследование | 4 | 1-яи | ||||
2 –я неделисентябр я | ||||||
Овощи | Активизи-роватьсловарьпо теме | Закрепить и расширить представление об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму | Учить образовывать множественное число и уменьшительно- ласкательную форму существительных | Учить составлять предложе-ния по демонстри- руемомудействиюиобъединять эти предло- жения в короткий рассказ | 2 | 3-я неделясентября |
Профессии в детском саду | Активизи-роватьсловарь по теме | Закрепить и расширить представление о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, повар, дворник и тд. | Учить образовывать множественное число и уменьшительно- ласкательную форму существительных | Учить составлять предложе-ния по демонстри-руемому действию и объединять эти предло-жения в короткий рассказ. | 2 | 4-я неделясентября |
Дикие животные и их детёныши | Активизировать словарь по теме | Закрепить представления о диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведение мживотных и условиями осеннего сезона. Закрепить названия детенышей Учить подбирать синонимы и определе- ния. Воспитание бережного отношения и любви к природе. | Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода | Учить составлять рассказы-описания. | 2 | 5-я неделя сентября |
Фрукты | Активизи-роватьсловарь по теме | Закрепить и расширить представление о фруктах, о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму. Отличие овощей и фруктов. | Учить образовывать множественное число и уменьшительно- ласкательную форму существительных. Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением. | Учить детей составлять описательные рассказы. | 2 | 1-я неделя октября |
Осень. Деревья | Уточнение и активизация словаря по теме.Формирование положительнойустановки на участие в занятии. Воспитание внимательного,бережного отношениякприроде. | Закрепление знаний признаков осени. Закрепить названия деревьев, обобщающ ее слово «деревья»; закрепить знания о строении дерева; учить различать хвойныеи лиственны е деревья. | Выработка длительного плавноговыдоха,развитие речевого слуха,мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных; множественное число существительныхв родительном падеже. Учить согласовывать числительные от одного до пятис существительными . Учить образовывать относительные прилагательные | Обучение отгадыванию загадок об осени.Учить составлять рассказ по собствен-ным Наблюдениям. | 2 | 2 – я неделя октября |
Ягоды. Грибы. | Развивать внимание к слову. Активизировать словарь по теме | Сформи-ровать представление о ягодах (названия, внешние признаки, обобщающее слово). Закрепить названия грибов, обобщающее слово «грибы», где растут, какие бывают. Закрепить знание о строении гриба. | Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением. | Продолжать учить детей составлять описательные рассказы. | 2 | 3-я неделя октября |
Моя страна. Государственные символы России | Уточнение и расширение словаря по теме | Обобщить и расширить знания детей о государственных символах нашей страны. | Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе. Учить образовывать сущ-е множественного числа в именительном и родительном падежах. | Учить детей пересказывать текст. | 2 | 4-я неделя октября |
Посуда и продукты | Уточнение и расширение словаря по теме | Уточнитьи расширить представле ния детей о посуде, материале, изкоторого она сделана. Учить различать кухонную, столовуюи чайную посуду. Учить называть части посуды. | Учитьобразовывать множественное число существительных. Учитьобразовывать притяжательные прилагательные. Учитьпользоваться предлогами в.Учить составлять предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.Учить согласовывать числительные с существительными. | Учить детей составлять описательн ыерассказы. | 2 | 1 – я неделя ноября |
Перелётные птицы | Уточнение и расширение словаря по теме | Закрепить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, водоплавающие» | Учитьобразовывать существительные множественного числа. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.Учить детей пользоваться в речи предлогом под. Познакомить детей с категорией одушевленности предметов (кто? что?). Учитьупотреблять косвенное дополнение (родительный падеж принадлежности) | Учить составлять описательн ыерассказы. Учить составлять рассказ по сюжетной картине. | 2 –я неделя ноября | |
Домашние животные и птицы | Активизироватьсловарьпо теме. | Расширить иуглубить представле ния детейо домашних животных и их детенышах . Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, какподают голос, где живут, какую пользу приносят. Познакоми ть с названиям и домашних птиц, их детеныша ми, внешним видом, повадками, условиями жизни. Учить подбирать Синонимы. | Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего временимужского и женского рода | Продолжать учить детей составлять описательн ыерассказы | 3 –я неделя ноября | |
Моя семья | Продолжать развивать вниматель ноеотношение к слову, к более точному понимани ю его значения | Расширить знания детей о семье; закрепить понятие о родственн ыхотноше-нияхв семье. Учить обра- зовывать антонимы и синонимы | Учитьпользоваться в речипредлогом к. Совершенствовани е навыка составления описательного рассказа пао вопросам. | Учить детей пересказу. Учить составлять рассказ по собствен-ным наблюдениям | 2 | 4 –я неделя ноября |
Профессии | Уточнение и активизация словаря по теме | Дать детям представление о профессиях. | Учить образовывать множественное число существительных. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учитьподбирать определения. Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных. Формировать понятия рода существительныхв связи с числительными один–однаипритяжательными местоимениями мой–моя | Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину | 2 | 1-я неделя декабря |
Зима | Развивать логику, мышление на основе упражнений в установлении причинно- следственных отношений | Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы. Учить подбирать эпитеты к словам | Учить детей пользоваться в речи предлогами на, за. Учить подбирать признак к предмету. Закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа | Учить детей пересказывать небольшой рассказ близко к тексту; по предложен ному плану. | 2 | 2-я неделя декабря |
Зимующиептицы | Активизировать словарь по теме | Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающее слово «птицы». Учить подбирать названия действийк предмету. | Учить образовывать множественное число существительных. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными . Учить подбирать определения. Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных. Формировать понятия рода существительных в связи с числительными один–однаи притяжательными местоимениями мой-моя | Учить детей составлять описательные рассказы | 2 | 3-я неделя декабря |
Ново- годниетрадиции | Уточнение расширение словаря по теме | Расширить представления детей о новогоднем празднике. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах | Употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах. Согласование числительных в роде и числе. | Учить детей составлять описательные рассказы | 2 | 4-я неделядекабря |
Зимние виды спорта | Активизировать словарь по теме | Познакомить детей с зимними видами спорта. | Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, и падеже. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а. | Учить детей составлять описательные рассказы по плану | 2 | 4-я неделя января |
Транспорт | Активизировать словарь по теме | Расширить представления детей о транспорте , сформировать представления о воздушном , водном и наземном транспорте | Учить согласовывать числительные с существительными. Учить образовывать множественное число существительных. Учить составлять простые распространенные предложения. Учить подбирать признаки и действия к предметам | Учить детей составлять описательные рассказы по плану | 2 | 5-я неделя января |
Материалы и их свойства | Закрепить Словарь по данной теме Формирование навыков сотрудничества, ответствен ногоотношения к выполнению заданий. | Совершенствование грамматического строя (образование множестве нного числа существительного именительного и родительного падежей, образование сложных прилагательных, согласован ие числительных с существительными. | Совершенствование навыка составления описательного рассказа. | Описательные рассказы по плану | 2 | 1-я неделя февраля |
Мебель | Учить пониманию предлогов в сочетании с названием мебели | Закрепить названия мебели, ее отдельных частей и обобщающ ее слово «мебель» Расширить знания о назначени и мебели, различных Еевидов. | Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными . Учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные | Учить детей составлять описательн ыерассказы по плану | 2 | 2-я неделяфевраля |
День защит-ника Оте-чества | Активизировать словарь по теме | Систематизировать знания детей о Дне защитника Отечества, о героях Великой Отечественной войны | Продолжать работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе и падеже. Отрабатывать навыки употребления предлогов в, на, под. Формировать у детей умение составлять вопросы, совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. | Учить составлять рассказ по сюжетной картине | 2 | 3-я неделя февраля |
Одежда, обувь, головные уборы | Учить детей понимать и выполнять сложные инструкции | Закрепить названия предметов одежды, обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда». Учитьподбиратьсинонимы. | Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений мой, моя. Учить образовывать множественное число существительных. Учить образовывать существительныес уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить подбирать признак к предмету | Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину | 2 | 4-я неделя февраля |
Весна. 8марта | Уточнение и расширение словаря по теме | Уточнить представление о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, росте травы, набухании почек и распускании листьев, возвращении птиц. Уточнить представление о жизни растений весной. Выучить названия Весенних месяцев. Учить подбирать слова-антонимы. | Закрепить умение образовывать существительныеи прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать существительные множественного числа. Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательнымив роде, числе и падеже. Учить пользоваться в речи предлогами с, со. Учить образовывать глаголы при помощи приставок | Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту. Учить детей составлять рассказ по серии картин | 2 | 1-я неделямарта |
Игрушки | Развивать пассивный и активный словарь, закрепить названия игрушек и обобщающее слово «игрушки». Народная игрушка. | Учить вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков | Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить составлять предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании. Учить согласовывать числительные с существительными . Учить детей правильно употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами без, из, у и составлять с ними простые распространенные предложения | Учить составлять описательные рассказы по плану. Развивать диалогическую форму речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них | 2 | 2-я неделямарта |
Рыбы | Дать детям представление о рыбах, их видах, строении тела, образе жизни | Учить правильно употреблять существ.вед. и мн. числе | Учить согласовывать числительные с существительными | Учить детей составлять предложения на наглядном материале | 2 | 3-я неделямарта |
Герои сказок | Уточнение и расширять словаря по теме. | Закрепить знания детей о героях сказок их именах и характеристиках. | Закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа | Составление описательного рассказа о герое сказки с использованием схемы. | 2 | 4-я неделя марта |
Наше тело | Активизировать словарь по теме | Закрепить название частей тела человека. Учить подбирать синонимы | Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить составлять предложения | Учить детей составлять рассказ по собственным наблюдениям. | 2 | 1-я неделя апреля |
Космос | Активизировать словарь по данной теме. | Закрепить знания детей о космосе, космонавтах. | Учить образовывать существительные множественного числа. | Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, творческого воображения. Воспитание длительного плавного выдоха. | 2-я неделя апреля | |
Мой город | Развивать внимание к слову. Активизировать словарь по теме | Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его Истории достопримечательн остях. Учить подбирать антонимы. Учить пользовать ся в речи суффиксам и -ик, - ищ | Учить образовывать существительные множественного числа Именительногоиродительного падежа. Учить образовывать существительныес уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить согласовывать числительные с существительными | Учить пересказыв атьрассказ повопросами с опорой на предметные картинки | 2 | 3-я неделя апреля |
Комнатные растения | Дать детям представления о комнатных растениях и правилах ухода за ними | Закрепить названия комнатных растений, закрепить знания о строении растений. | Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных; множественное число существительныхв родительном падеже. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными . Учить образовывать относительные прилагательные. | Учить детей пересказу | 2 | 4-я неделя апреля |
Правила безопасности дома. Электроприборы | Уточнение и расширени е словаря по теме. | Закрепить название домашних электроприборов и их назначение. | Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных; множественное число существительныхв родительном падеже. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными | Учить составлять описательн ыерассказы по плану. Развивать диалогичес куюформу речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечатьна них. Рассказы по темам: - Зачем нужны электроприборы? - Правила пользования электроприборами. - Помогаю маме. | 2 | 5-я неделя апреля |
ДеньПобеды | Уточнение и расширение словаря по теме | Познакомить детей с праздником День Победы | Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. Учитьсогласовывать числительныес существительными. | Учить детей пересказу | 2 | 1-я неделя мая |
Насекомые | Учить понимать логико-грамматические Конструкции. | Обобщить и расширить знания о жизни Насекомых весной, вредных и полезных насекомых | Учить образовывать существительные множественного числа Именительного и родительного падежа. Учить образовывать существительныес уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить согласовывать числительные с существительными. | Учить пересказывать рассказ по вопросам и с опорой на предметные картинки. | 2 | 2-я неделя мая |
Диагностическое обследование | 4 | 3-я и 4-я неделя мая |
Календарно-тематическоепланирование по речевому развитию
(поразвитиюфонематического правильногозвукопроизношения у детей 5-6 лет с ТНР)
Тема | Цель | Коли-возанятий | Дата |
С 1-14 сентября обследование детей для составления индивидуального коррекционного маршрута | 2 | 1-2неделисентября | |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Развивать слуховоевниманиедетей на материале неречевых звуков. Учить детей вслушиваться в окружающую речь и речь собственную. Учить определять направление звука. Различать неречевые звуки и голоса людей по силе, высоте, тембру. Различение близких по звуковому составу слов, состоящих из бездефектных звуков. | 1 | 3-неделя сентября |
Знакомство с органами артикуляционного аппарата | Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нѐбом. Познакомить с основными движениями языка(поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).Чтениесказки«О весѐлом Язычке» Развивать слуховое внимание на материаленеречевыхзвуков,Учить детейвслушиватьсявокружающую речь и речь собственную. Учить определять направление звука. Формирование положительной установки на участие в занятии. | 1 | 4–неделясентября |
ЗвукА | Развивать подвижность языка (умениеделатьязыкшироким,узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхниезубы, отодвигать его назад и в глубь рта). «Часики, Качели, Змейка, Почистить зубы, Маляр, Катушка». Учить четкой артикуляции при произношении звука «А». Учить выделять первый «А»звук из потока гласных звуков, в обратных слогах. Учить выделять ударный гласный звук из начала слова. Учить соотносить звук с символом. | 1 | 5–неделясентября |
Звук У | Развивать подвижность языка (умение делатьязыкшироким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхниезубы,отодвигатьего назади в глубь рта). «Часики, Качели, Змейка, Почистить зубы , Маляр, Катушка» Учить четкой артикуляции при произношении звука «У». Учить выделять первый звук «У» из потока гласных звуков, в обратных слогах, Учить выделять ударный гласный звук из начала слова. Учить соотносить звук с символом. | 1 | 1–неделя октября |
ЗвукиА,У | Развивать достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперѐд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель передними верхними зубами). Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определѐнном положении.«Улыбочка,«Заборчик», «Слоник», «Рупор», «Бублик». Учить выделять звуки в начале слова. Анализ звуковых сочетаний гласных звуков /АУ/,/УА/. С опорой на символы. | 1 | 2–неделяоктября |
ЗвукО | Развивать достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперѐд,округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель передними верхними зубами).Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определѐнном положении. «Улыбочка,«Заборчик»,«Слоник», «Рупор»,«Бублик». Учить четкой артикуляции при произношении звука «О». Учить выделять первый звук «О» из потока гласных звуков, в обратных слогах, Учить выделять ударный гласный звук из начала слова. Учить соотносить звук с символом. Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков /АОУ/, УАО/ | 1 | 3–неделяоктября |
ЗвукИ | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка, Чашечка, Горка, Киска сердится, Трубочка, Грибок» Учить четкой артикуляции при произношении звука «И». Учить выделять первыйзвук «И» из потока гласных звуков, в обратных слогах, Учить выделять ударный гласный звук из начала слова. Учить соотносить звук с символом. Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков /АИУ/, /УАИ/,/ОАИ/ | 1 | 4-я неделя октября |
Гласные звуки Звуки А,У,О,И | Развитьподвижностьязыка(умение Делатьязыкшироким,узким,удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхниезубы, отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка, Чашечка, Горка, Киска сердится, Трубочка, Грибок». Учить четкой артикуляции при произношении гласных звуков. Анализ звуковых сочетаний типа (аоу), ( иоу) (оуа) с опорой на символы.Определять на слухколичествозвуков. | 1 | 1-я неделя декабря | |
Звук М ЗвукМь | Развивать достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперѐд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель передними верхними зубами). Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определѐнном положении. «Улыбочка,«Заборчик»,«Слоник», «Рупор», «Бублик». Познакомит детей с произношением звука «М», его артикуляцией, характеристикой. Вырабатывать чѐткую и правильную артикуляцию при произношении звука «М». Учить детей звуковому анализу и синтезу, определять их последовательность, соотносить с символами. Развивать слуховое внимание и память. Познакомить детейспроизношениемзвука«Мь», Егоартикуляцией. | 1 | 2-я неделя декабря | |
Звук Н ЗвукНь | Развивать достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперѐд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель передними верхними зубами). Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определѐнном положении. «Улыбочка», «Заборчик», «Слоник», «Рупор», «Бублик». Учить детей звуковому анализу и синтезу, определять их последовательность, соотносить с символами. Развивать слуховое внимание и координацию движений.. Развивать подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка, Чашечка, Горка, Киска сердится, Трубочка, Грибок». Познакомить детей с произношением,артикуляциейи характеристикой звука «Н». Развивать фонематическое восприятие. Учить звуковому анализу и синтезу слогов. Развивать внимание и координацию движения. Развивать подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий языкза нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка, Чашечка, Горка, Киска сердится, Трубочка, Грибок». Познакомить детей с произношением, артикуляцией и характеристикой звука «Нь». Развивать фонематическое восприятие. Учить звуковому анализу и синтезу слогов. Развивать Вниманиеикоординациюдвижения. | 1 | 3-я неделя декабря | |
Звук Т Звук Ть | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык занижнимирезцами,подниматьза верхниезубы,отодвигатьегоназад и в глубь рта) статические упражнениядляязыка:«Птенчики, Лопаточка,Чашечка,Горка,Киска сердится, Трубочка, Грибок» Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука «П»; Учить детей определять количество звуков в слоге их последовательность. Развивать фонематический слух, внимание и память. Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий языкза нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка, Чашечка, Горка, Киска сердится, Трубочка, Грибок» Познакомить с артикуляцией и характеристикойзвука«Пь»;Учить детей определять количество звуков в слоге их последовательность. Развивать фонематический слух, внимание и память. Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы,отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка,Чашечка,Горка,Киска сердится, Трубочка, Грибок» Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука «П»; Учить детей определять количество звуков в слоге их последовательность. Развивать фонематический слух, внимание и память. Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий языкза нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и в глубь рта) статические упражнения для языка: «Птенчики, Лопаточка, Чашечка, Горка, Киска сердится, Трубочка, Грибок» Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука «Пь»; Учить детей определять количество звуков в слоге их последовательность. Развивать фонематический слух, внимание. | 1 | 4- неделя декабря | |
Звук К ЗвукКь | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука "К". Учить выделять последний согласный звук в слове, упражнять в звуковом анализе обратных слогов.развивать слуховое внимание и речевой слух. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука "Кь". Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Учить составлять предложения с предлогом на. Учить дифференцировать звуки «К»и«Кь» Развивать фонематический слух, внимание и память. | 1 | 2-неделя января | |
ЗвукиЫ-И | Познакомитьсартикуляциейи характеристикой звука "Ы". Закрепить правильное произношение звука "Ы" в слогах, словах. Учить слышать гласный звук в прямом слоге и односложном слове. Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Развивать фонематический слух, внимание и память. Уточнить артикуляцию звуков "Ы", "И" в слогах, словах и предложениях. Различать гласные звуки "Ы - И" в окончаниях родительного падежа множественного числа. Упражнять в звуковом анализе и синтезе односложных слов. Развивать фонематический слух, вниманиеипамять. | 3-я неделя января | ||
Звук Х | Познакомить с характеристикой звука [Х]; учить слышать и выделять гласный звук в прямом слоге и односложном слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить составлять предложения, отвечая на вопрос: что делает? что сделал? Развивать фонематический слух, внимание и память; формировать умение выполнять задания по образцу, вычленяя с помощью взрослого способы действия. Воспитывать желание выполнятьзаданияправильно. | 1 | 4-я неделя января | |
Звук Хь | Познакомить детей с характеристикой звука [х’]; учить правильно произносить звук [х’] в слогах, словах и предложениях; слышать и выделять гласный звук в прямом слоге и односложном слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить правильно употреблять существительные родительного падежа единст-венного и множественного числа мужского и женского рода. Развивать фонематический слух, внимание и память; формировать умение выполнять задания по образцу, Вычленяяспомощьювзрослогоспособыдействия. | 1 | 1-я неделя февраля | |
Звук Ф ЗвукФь | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука "Ф". Учить определятьколичествозвуковиих последовательность. Автоматизация звука в слогах ,словах и предложениях. Развивать память, внимание и координацию движений.Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука "Фь". Учить определять количество звуков и их последовательность. Автоматизация звука в слогах , словахипредложениях. Развивать память, внимание и Координациюдвижений. | 1 | 2-я неделя февраля | |
Звук В ЗвукВь | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука "В". Учить определять количество звуков и их последовательность. Автоматизация звука в слогах , словах и предложениях. Развивать память, внимание и координацию движений. Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука"Вь". Учить определять количество звуков и их последовательность. Автоматизация звука в слогах , словах и предложениях. Развивать фонематический слух | 1 | 3-я неделя февраля | |
ЗвукЛь | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы,отодвигать его назад и в глубь рта) Подготовительные упражнения для языка: «Улыбка», «Лопатка»,«Вкусное варенье»,« Барабан», «Пароход гудит», «Грибок»» Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука "Ль" Закрепить правильное произношение звука "Ль" в слогах, словах. Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Научить понимать значениеприлагательных Противоположныхпосмыслу.Развиватьфонематическийслух, внимание и память. | 1 | 4-я неделя февраля | |
ЗвукЙ | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и в глубь рта) Подготовительные упражнения для языка: «Улыбка», «Лопатка»,«Вкусноеваренье»,« Барабан», «Пароход гудит», «Грибок»» Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука "Ль" Познакомить детей с произношением звука "Й" в слогах словах и предложениях. Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Учить детей определять по грамматической форме числа глаголов, кому принадлежит совершаемое действие-одномуилинескольким. | 1 | 1-я неделя марта | |
ЗвукиЛь-Й | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхниезубы, отодвигатьегоназади в глубь рта) Подготовительные упражнения для языка: «Улыбка», «Лопатка»,«Вкусноеваренье»,« Барабан», «Пароход гудит», «Грибок»» Учить детей дифференцировать и правильно употреблять в словах звуки "Ль", "Й". Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов, в согласовании существительных с притяжательнымиместоимениями мой,моя. | 1 | 2-неделямарта | |
Звук Б ЗвукБь | Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «Б». Упражнять в правильном произношении звука «Б» в слогах, словахипредложениях.Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Учить выделять согласный звук в начале и в середине слова. Развивать фонематический слух, внимание и память. Учить составлять с предложения с предлогом на. Воспитывать умение внимательно выслушиватьответытоварищей,по просьбе взрослого оказывать помощь. Познакомитьдетейс артикуляциейи характеристикой звука «Бь». Упражнять в правильном произношении звука «Бь»вслогах, словахипредложениях.Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Учить выделять согласный звук в начале и в середине слова. Развивать фонематический слух, внимание и память. Научить различать множественное и единственное число предложного падежа существительных. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, по просьбе взрослогооказыватьпомощь. | 1 | 3–неделямарта |
Звук Д ЗвукДь | Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикойзвукаД.Упражнять в правильномпроизношениизвукаД в слогах, словах предложениях. Учить выделять согласный звук из началаслова.Упражнятьвзвуковом анализе и синтезе обратных слогов. Учить составлять предложения с предлогом под. Развивать фонема- тическое восприятие. Воспитывать желаниевключатьсявсовместную | 1 | 4 –неделямарта |
деятельностьсовзрослыми, сверстниками. | |||
Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука Дь. Упражнять в правильном произношении звука Дь в слогах, словах предложениях. Учить выделятьсогласныйзвукизначала слова. Упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов. Учить составлятьпредложенияспредлогом под. Развивать фонематическое восприятие. Воспитывать желание включаться в совместную деятельность со взрослым. | |||
Звук Г ЗвукГь | Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «Г». Упражнять в правильном произношении звука «Г» в слогах, словах предложениях. Учить выделять согласный звук из начала слова,Учитьслышатьгласныйзвук в прямом слоге. Упражнять в звуковоманализеисинтезепрямых и обратных слогов. Развивать фонематическое восприятие.Воспитыватьжелание включаться в совместную деятельность со взрослым и сверстниками. Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «Г». Упражнять в правильном произношении звука «Г» в слогах, словах предложениях. Учить выделять согласный звук из начала слова,Учитьслышатьгласныйзвук в прямом слоге. Упражнять в звуковоманализеисинтезепрямых и обратных слогов. Развивать фонематическое восприятие.Воспитыватьжелание | 1 | 5–неделямарта |
включаться в совместную деятельностьсовзрослыми сверстниками. | |||
Звук С ЗвукСь | Закрепить упражнения для артикуляциисвистящихзвуков: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижниезубки»,«Футбол»,«Фокус», «Заморозим пальчики», «Желобок». Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «С». Упражнять в правильном произношении звука «С» в слогах, словах предложениях. Учить выделятьсогласныйзвукизначала слова. Упражнять в звуковом анализе и синтезе прямых и обратных слогов. Учить слышать гласный из середины слова. Учить составлять предложения с предлогами .Развивать фонематическое восприятие. Воспитыватьжеланиевключатьсяв совместную деятельностьсовзрослыми сверстниками. Закрепить упражнения для артикуляциисвистящихзвуков: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижниезубки»,«Футбол»,«Фокус», «Заморозим пальчики», «Желобок». Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «Сь». Упражнять в правильном произношениизвука«Сь»вслогах, словах предложениях. Учить выделять согласный звук из начала слова. Упражнять в звуковом анализе и синтезе прямых и обратных слогов. Учить слышать гласный из середины слова. Развиватьфонематическое восприятие.Учитьсоставлять | 1 | 1-неделяапреля |
предложения с предлогами. Воспитыватьжеланиевключатьсяв совместную деятельность со взрослыми, сверстниками. | |||
Звук З ЗвукЗь | Закрепить упражнения для артикуляциисвистящихзвуков: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижниезубки»,«Футбол»,«Фокус», «Заморозим пальчики», «Желобок». Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «З». Упражнять в правильном произношениизвука«Зь»вслогах, словах предложениях. Учить выделятьсогласныйзвукизначала слова. Закрепить упражнения Дляартикуляциисвистящихзвуков: «Улыбка»,«Заборчик»,«Лопатка», «Почистимнижниезубки», «Футбол», «Фокус»,«Заморозим пальчики»,«Желобок».Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука «З». Упражнять в правильном произношениизвука«Зь»вслогах, словах предложениях. Учить выделятьсогласныйзвукизначала слова. Упражнять в звуковом анализе и синтезе прямых и обратных слогов. Развивать фонематический слух,внимание,память. | 1 | 2–неделяапреля |
ЗвукиС-З | Учить детей различать звуки С – З по акустическим признакам и правильноихпроизноситьвслогах, словах,предложениях.Учитьдетей дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений. Упражнять в звуковом анализе и синтезепрямогослогаиобратного. Развивать общую и мелкую артикуляционнуюмоторику | 1 | 3–неделяапреля |
ЗвукШ | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхниезубы,отодвигатьегоназади в глубь рта) Подготовительные упражнения для языка: «Качели», «Чашечка», «Почиститьзубы»»,« Гармошка», «Вкусное варенье»,«Гармошка». .Познакомитьдетейсартикуляцией и характеристикой звука «Ш». Упражнять в правильном произношениизвука«Ш»вслогах, словах предложениях. Учить выделятьсогласныйзвукизначала слова. Учитьслышатьгласныйизсередины слова. Продолжить учитьсоставлять предложения с предлогами. Развиватьфонематический слух,память. | 1 | 4–неделяапреля |
ЗвукиС-Ш | УчитьдетейразличатьзвукиС –Ш по акустическим и артикуляционным признакам, правильноихпроизноситьвслогах, словах, предложениях. Упражнятьвзвуковоманализеи синтезепрямогослогаиобратного. | 1 | 1–неделямая |
ЗвукЖ | Развить подвижность языка (умение делать язык широким, узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхниезубы,отодвигатьегоназади в глубь рта) Подготовительные упражнения для языка: «Качели», «Чашечка»,«Почиститьзубы»»,« Гармошка», «Вкусное варенье»», «Гармошка» Познакомитьдетейсартикуляциейи характеристикой звука «Ш». Упражнять в правильном произношениизвука«Ш»вслогах, словах , предложениях.Учить | 1 | 2-неделямая |
выделять согласный звук из начала слова.Продолжитьучитьсоставлять предложенияспредлогами. | |||
Диагностическоеобследование #1075;. | |||
Календарно-тематическоепланирование по речевому развитию
(поформированиюлексико-грамматических средств языка и связностиречи
Удетей6-7летсТНР)
Тема, месяц,неделя | Коррекционно- развивающиезадачи. | Развитиелексико– Грамматическихпредст авлений | Связнаяречь |
Диагностическоеобследование #1075;. 1и 2 неделя сентября | |||
Тема | Закрепитьзнаниядетейоб | Учитьправильно | Пересказ |
«Овощии | Овощахифруктах(цвет, | употреблять | Русской |
фрукты» | форма,величина, | Существительныев | Народнойсказки |
3неделя | вкус);Развиватьудетей | Единственноми | «Мужики |
сентября | Познавательныйинтерес, | Множественномчислев | медведь»(с |
Зрительноевнимание, | Различныхпадежных | элементами | |
память,мышление, | формах;образовывать | драматизации) | |
Связнуюречь,тонкуюи | уменьшительно- | ||
Общуюмоторику. | Ласкательнуюформу | ||
Формированиенавыков | существительных, | ||
сотрудничества, | Прилагательныеот | ||
взаимодействия, | существительных; | ||
доброжелательности, | согласовывать | ||
самостоятельности, | притяжательные | ||
ответственности. | местоименияс существительными; учить подбирать признаки к предмету, слова – антонимы, родственные слова; учить составлять рассказ –описание по заданному плану; учить согласовывать числительные с существительными. | ||
Тема «Ягоды», «Грибы» 4неделя сентября | Развивать внимание к слову.Активизировать словарь по теме. Сформировать представление о ягодах(названия, внешние признаки, обобщающееслово)Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Учить различать съедобные и несъедобные грибы. Развитие связной речи, речевого слуха Отгадывание загадок о грибах Формирование положительной установкиназанятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, Чувства доброжелательности. | Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных .Учитьобразовывать относительные прилагательные. Учитьсоставлять простое распространенноепредложение с прямым Дополнением, Совершенствование грамматического строя речи(образование множественного числа имен существительных). Согласованиечислительных с существительными. Закрепление правильного употребления предлогов. | Учить составлять описательные рассказы. Рассматривание картины Е.Зуева«Дары лесов». Чтениерассказов В.Зотова«Белый гриб», «Волнушка» Чтение сказки«Под грибом» |
Тема «Дикие животные»(наш их лесов) 5 неделя сентября | Закрепить и уточнить знания детей о диких животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, какголосподают,где живут;знатьназваниядетѐнышейи семью. Развитиедиалогической и связной речи, темпа и ритма речи, тонкой и общей моторики, зрительноговосприятия и внимания. | Совершенствование грамматического строя речи(образование существительных с суффиксами –онок-, - енок-,притяжательных прилагательных).Составление сложноподчиненных предложений со словом значит. | Совершенство вание навыка составления рассказа по серии картинок, навык пересказа рассказов Е. Чарушина |
Тема: «Осень» 1–неделяоктября | Закрепление знаний признаков осени, уточнение и активизация словаря по теме«Птицы». Обучение отгадыванию загадок обо сени Выработка длительного плавноговыдоха,развитие речевого слуха,мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой, и общей моторики. Формирование положительнойустановки на участие в занятии. Воспитание внимательного,бережногоОтношениякприроде. | Совершенствование грамматическогостроя речи: образование относительных прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением (образование множественного числа существительных) Подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательнымивроде, числе, падеже. | Совершенство вание навыка пересказа, развитие синтаксической стороны речи. Составление описательных рассказов. Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.К.Толстого, П.М.Плещеева, А.С. Пушкина об осени. |
Тема: «Хлеб.Труд хлебороба» 2 неделя октября | Расширить представления детей поданной теме; развитие понимания речи с использованиемсловаря по теме; воспроизведение названий хлебобулочных изделий, образование качественных прилагательных:вкусный, мягкий; глаголов: сеять, убирать, печь; дети должны знать, кто делает хлеб, гдеи из чего, как нужно относиться кхлебу; учить детей отображать знания по данной теме в изобразительной деятельности;использовать художественное слово и изобразительныесредства; воспитывать уважение к труду хлебороба,бережное отношениекхлебу. | Совершенствование грамматическогостроя речи: образование относительных прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением(образование множественного числа существительных) Подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательнымивроде, числе, падеже. | Пересказ сказки "Какволк вздумал хлеб печь";Чтение рассказа М.Глинской"Хлеб" Продолжать учить детей пересказывать текст,развивать связную речь Игра «Разноцветные листья» |
Тема: «Мебель» 3 неделя октября | Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит; закрепление в речисуществительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширениесловаря по данной теме. Активизация речевой деятельности. Развитие остроты слуха, фонематическогослуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, физиологического дыхания, темпа и Ритмаречи. | Совершенствование грамматического строя речи(образование имен существительныхво множественном числе). Употребление относительных прилагательных. | Развитие синтаксической стороны речи(составление сложноподчинѐ нныхпредложений). Составление загадок – описаний. Рассказывани естихотворени я С.Маршака «Откуда столпришел». |
Тема: "Мой город" 4 неделя октября | Расширить представлениядетейо родном крае; продолжатьзнакомить с достопримечательност ямигорода, вкотором живут дети; воспитыватьлюбовь к «малой Родине». | Совершенствование грамматическогостроя речи: образование относительных прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением (образование множественного числа существительных) Подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже | Продолжать учить детей пересказывать текст,развивать связную речь Чтение рассказов, сказок,стихов: «Что я видел» Б.Житков; "Родина"Александрова; «ИсторияРоссии в рассказах для детей»(отдельные главы) А.Ишимова; «Ёлка»В.Сутеев; «Две березы»Т.А.Шорыгина; «Прогулка» С.Михалков |
. |
Тема: «Профессии» 1 неделя ноября | Расширение представлений о труде взрослых, егонеобходимости и общественной значимости. Активизация и актуализациясловаря потеме«Профессии». | Совершенствование синтаксической стороны речи(сложноподчинѐнные предложения со словами для того чтобы). Образование и употребление имѐнсуществительныхвродительномпадеже). | Рассказывание и заучивание стихов о профессиях. Пересказ рассказа «Где работает мама?»детьми,Рассказывание по ролям стихотворения Дж.Родари«Чемпахнутремѐсла?» |
Тема: «Народы России» 2-я неделя ноября | Уточнение и расширение словаря по теме. Обобщить и расширить знания детей о родной стране,её истории и достопримечательностях, познакомить с народами нашей многонациональной страны. | Совершенствование грамматического строя речи(образование и употребление притяжательных прилагательных).Употреблениесуществительных в косвенных падежах, образование слов– антонимов. | ????? |
Тема: «Домашние животные» 3-неделяноября | Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детѐнышей и семью. Формирование навыков сотрудничества, ответственногоотношения к выполнениюзаданий. | Совершенствование грамматического строя речи(образование и употребление притяжательных прилагательных).Употреблениесуществительных в косвенных падежах, образование слов– антонимов. | Совершенствова ние навыка составления рассказа по картине. Чтение логопедом рассказа К.Ушинского «Конь». |
Тема: «Семья» 4-неделяноября | Продолжатьразвивать внимательноеотношение к слову, к более точному пониманию его значения. Закрепить и уточнить знания детей о семье; закрепить понятие о родственныхотношенияхв семье. Учить образовывать антонимы и синонимы | ???????? | ??????? |
Тема: «Зима» 1– неделя декабря | Расширение и конкретизация Представлений о зиме, уточнитьпризнакизимы, о типичных зимних явлениях в природе. Расширение уточнение, актуализациясловаряпо теме. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Развитиефонематического слуха, связной речи, зрительного восприятия, конструктивногопраксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование коммуникативных навыков, Положительнойустановки Научастиевзанятии. | Совершенствование Синтаксическойстороны речи составление предложений с противопоставлением). Совершенствование грамматическогостроя речи(употребление предложно–падежных конструкций)Подбор эпитетов к словам. Образование родительного падежа. Согласование числительных, местоимений,наречийс существительными. Подборродственных слов.Совершенствование грамматического строя речи(образование существительных с суффиксами –онок-, - енок-,притяжательных прилагательных).Составление сложноподчиненных предложений со словом значит. | Совершенствова ние Навыка пересказа. Составление рассказаозиме: по картинно – графическому плану; Зимние забавы; Зима в лесу;Если бы я был(ла)снежинкой…. Пересказсказки «Снегурочка» |
Тема: «Моя страна. Государственные символы» 2-неделядекабря | Углубление представлений о России. Расширение и уточнениесловаряпо теме«Наша Родина– Россия». Углубление представлений о столице нашей Родины – Москве. Расширение иуточнениесловаряпо теме«Москва–столица России». Активизацияи актуализация словаря по теме«Наша родина–Россия». | Совершенствование грамматическогостроя речи(образование однокоренных слов),согласование числительных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи(сложноподчинѐнныепредложениясо словамипотомучто). | Совершенствов аниенавыкапере сказа.Совершен ствованиенавыка чтения. Разучивание пословиц и поговорок Родине. Рассказывание стихотворения В.Гусева «Я–русскийчеловек» |
Тема: «Зимующие птицы» 3 - неделя декабря | Обобщитьпредставления о зимующих птицах Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыковрассматривания картины, формирование целостного представления об изображенным на ней. Отгадывание загадок. Развитие фонематическогослуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, ритма и темпа речи. Формированиенавыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Бережногоотношенияи любви к природе. | Совершенствование грамматического строя речи(образование формы родительного падежа имен существительных множественногочисла). Словообразование прилагательных от существительных (ворона – воронье); -приставочных глаголов(улетел, прилетел); -существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами(гнездо– гнѐздышко); Подбор родственныхслов. Образование множественного числа существительных Употребление предложно- падежных управлений. Рассматривание предметных картинок. | Совершенствование навыка пересказа Развитие диалогической речи, общих речевых навыков. Сценка:«Спор лесных птиц» Чтение и прослушивание сказки «Как сорока клеста судила» Рассказы по темам: -Птицы-наши помощники. -Жизнь зимующихптиц. |
Тема: «Новыйгод» 4-неделя декабря | Расширение, уточнение и активизациясловаря Потеме «Новогоднийпраздник».Развитие памяти, мышления, общих речевых навыков. Формирование положительной установки на участие взанятии.Воспитание исполнительности, стремление доводить начатое дело доконца. Развитиесвязнойречи, всехвидоввосприятия, творческого воображения. | Совершенствование грамматическогостроя речи(образование и Употреблениесуществительных в форме единственногочисла в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными) Совершенствование синтаксической стороны речи(предложения с противопоставлением). | Составление рассказа по картинке«На Новогоднемпразднике» по планулогопеда.Заучивание стихотворения «Ёлкадляптиц». |
Тема: «Перелетные птицы» 1-янеделя января | Обобщитьпредставления о перелетных птицах Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыковрассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Отгадывание загадок. Развитие фонематическогослуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, ритма и темпа речи. Формированиенавыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. | Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных. Составление сложноподчиненых предложений с противопоставлением( образование множественногочисла существительных) Подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Совершенствова ние навыка пересказа, развитие синтаксической стороны речи. Составление описательных рассказов. |
Тема: «Традиции и обычаи нашего народа» (народные игрушки). 2-я неделя января |
Тема:«Зимняя олимпиада» 3-неделя января | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Развитие памяти, мышления, общих речевых навыков. | Совершенствование Грамматического строя речи(образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи(предложения с противопоставлением) | Совершенствов ание навыка пересказа Развитие диалогической речи, общих речевых навыков. |
Тема: «Транспорт» 4- неделя января | Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме«транспорт». Закрепление понятий грузовой, пассажирский транспорт. Формирование представлений о видах транспорта. | Усвоение категории творительного падежа. Практическое употребление сложных предложений с союзом. Образование прилагательных от существительного. Согласование числительных с существительными | Составление описательных рассказов с использованием схемы описания транспорта. |
Тема: «Электроприборы» 1 неделя февраля | Расширение и закрепление представлений обЭлектроприборах наоснове систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. | Образовывать существительные множественного числаисогласование их с прилагательными, составлять предложения с предлогами, согласование числительных с существительными. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно- описательные рас- сказы (топор — молоток, лопата - мастерок, лопата — совок). Рассказы по темам: - Зачем нужны электроприборы? - Правила пользования электроприборами. - Помогаю маме. |
Тема: «Традиции и обычаи нашего народа» 2 неделя февраля | Уточнить знания детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Закрепить знания о народных игрушках | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: мяч — большой. Образование множественного числа существительных. Шар - шары. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна матрешка; моя кукла; много мячей. Предложно-падежное управление. Использование в речи предлогов «из», «с», «в», «на». | Описательные рассказы. Сравнительно- описательные рассказы. Рассказы по темам: Моя любимая игрушка. Сказка о любой игрушке. |
Тема: «Защитники Отечества» 3 неделя февраля | Уточнить знания детейобармии,их представления ородах войск. Воспитывать представления городах войск, Воспитывать уважения к защитникамнашей Родины. Закрепитьсловарьпо данной теме. Формированиенавыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии. Развитие диалогической речиифизиологического Дыхания. | Образовывать существительные множественного числаисогласование их с прилагательными, составлять предложения с предлогами, согласование числительных с существительными. | Составление рассказа на тему:«Вкаких войсках хочу служить». |
Тема: «Животные жарких и холодных континентов» 4-я неделя февраля | Закрепить и уточнить знаниядетейоживотных Севера и жарких стран; знать внешние признаки животных, чем питаются. Дать знания о местности где живут; знать названия детѐнышей и семью. Развивать словарь по данной теме. Развитие диалогической и связной речи, темпа и ритма речи, тонкой и общей моторики, зрительноговосприятия и внимания. | Совершенствование грамматического строя речи(образование сложных прилагательных с суффиксом –ищ-, притяжательных прилагательных, образование существительных множественного числа именительного и родительногопадежей). | Совершенствов ание навыка составления описательного рассказа о любом животном последующим вопросам (Ктоэто?Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?) |
Тема: «Ранняявесна, Мамин праздник» 1-неделямарта | Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.Уточнениеи активизация словаря по теме. Развитиеобщихречевых навыков, зрительного восприятия и внимания. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование умениявоспринимать цветовое богатство окружающего | Совершенствованиеграмматического строя речи(образование прилагательных суменьшительными суффиксами). Совершенствованиесинтаксической стороны речи(предложения спротивопоставлением). | Разучивание стихов Ф.Тютчева, И. Бунина,Рассмат риваниеи рассказпокартине с использованиеммнемотаблицы картины И.Грабаря«Март». |
мира.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности.Уточнитьзнаниядетей о празднике 8марта; активизировать и расширить словарь по теме; воспитывать любовь и уважение к маме,бабушке,сестре | |||
Тема: «Посуда» 2-я неделя марта | Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частях, из которых она состоит; закрепление в речисуществительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширениесловаря. Развитие физиологического дыхания, слухового внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формированиенавыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии Развитиесвязнойречи, всех видоввосприятия, творческого воображения. | Совершенствование навыка образования словссуффиксами–иц-,-к-. Совершенствование грамматическогостроя речи(образование и использование относительных прилагательных).Совершенствование синтаксической стороны речи(сложноподчиненные предложения) Рассматривание иллюстраций. | Составление описательных рассказов с использованием схемыописания. Чтение художествен-ныхтекстовс обсуждением: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха- Цокотуха»,братья Гримм «Горшоккаши». |
Тема: «Животный мир рек, озѐр,морейи океанов» 3-неделямарта | Уточнение,активизация и актуализация словаря по теме «Рыбы», «Животный мир рек, морей и океанов» Развитие связной речи, Общих речевых навыков(тембровой окраски голоса, интонационной выразительностиречи). Воспитание самостоятельности,активности, инициативности,бережного Отношениякприроде. | Совершенствование грамматического строя речи(образование и употребление притяжательных прилагательных).Употр ебление существительных в косвенных падежах, образование слов– антонимов. | Составление рассказов – описаний о рыбах. Загадывание загадок. Разучивание стиховоморских животных, подвижной игры «Летучаярыба» |
Тема: «Продукты питания» 4–неделя марта | Расширениеиуточнение словаря по теме:«Продукты питания»(названия, для чегоони нужны;гдеони продаются;чтоизних можно приготовить», где они хранятся и почему?) Работа над звуковой сторонойречи.Развитие общих речевыхнавыков, зрительного Восприятияивнимания. | Усвоение категории Творительного падежа. Практическое употребление сложных предложений с союзом. Образование прилагательных от существительного. Согласование числительных с существительными. | Составление описательных рассказов с использованием схемы описания о продуктах питания. |
Тема: «Наше тело» 5-неделямарта | Уточнение и расширениесловаря по данной теме. Активизация речевой деятельности. Развитие остроты слуха, фонематическогослуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, физиологического дыхания, темпа и Ритмаречи. | Совершенствование грамматического строя речи(образование имен существительныхво множественном числе). Употребление относительных прилагательных. | Описательные рассказы. Сравнительно- описательные рассказы. Рассказы по темам: Зачем нам нужны части тела и лица. Портрет друга. Поход к врачу |
Тема: «Космос» 1-неделя апреля | Закрепитьзнания детей о космосе, космонавтах. Актуализацияи Активизациясловаря по теме космос. | Упражнять в составлении предложенийс предлогами. Образовывать существительные множественного числа, согласовывать с числительными. | Составление рассказа о космонавтахи о космосе. |
Тема: «Одежда» 2-неделя апреля | Уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (бельѐ), праздничная, повседневная, летняя, зимняя,демисезонная, уметь называть отдельные детали одежды, познакомить детей с названиями материалов, уметь сравнивать предметы одежды. Активизироватьиобогащать словарь по данной теме. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой иобщей моторики,зрительного внимания. Формированиенавыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. | Сравнительная степень качественных прилагательных. Словообразование: прилагательных от существительных; существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; Прилагательных от словосочетаний, подборродственных слов. Употреблениепредлогов(в,на,под). | Сравнительно -писательные рассказы, Рассказы по темам
-Почемуодеждаубежала от Маши? Чтение:Г- Х.Андерсен «Новыйнарядкороля», «Красная Шапочка» |
Тема: «Деревья» (Земля – наш общий дом.Охрана природы) 3-я неделя апреля | Обучение различению деревьевпохарактерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме(береза,рябина,дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный).Развитие длительного выдоха, речевого слуха, Зрительногоислуховоговнимания, тонкой моторики. Формирование положительнойустановки на участие в занятии. Воспитание внимательного,бережного Отношениякприроде. | Совершенствование грамматическогостроя речи (образование существительныхс уменьшительно– ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с Прилагательнымивединственном и множественном числе) Образовывать прилагательные от существительных; закрепитьупотребление предлогов. | Продолжать учить детей пересказывать текст,развивать связную речь Игра «Разноцветные листья» |
Тема: «Мой город» (безопасность на дороге; как вести себя с незнакомыми людьми) 4-я неделя апреля | Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его Истории и достопримечательностях. Учить подбирать антонимы. Учить пользоваться в речи суффиксам и -ик, - ищ | Усвоение категории Творительного падежа. Практическое употребление сложных предложений с союзом. Образование прилагательных от существительного. Согласование числительных с существительными. | Составление Описательных рассказов с использованием схемы описания |
День Победы 1–неделямая | Уточнение и расширениесловаря по теме | Познакомитьдетейс праздником День Победы | Упражнять в образовании множественного числасуществи- тельных роди- тельного падежа. |
Тема: «Насекомые» 2– неделя мая | Познакомитьдетейс понятием«насекомые», уточнитьназвания, внешниепризнаки. Развивать словарь поданной теме. Развитиедлительного выдоха, речевого слуха, зрительногоислуховоговнимания, тонкой моторики Формирование положительной установкинаучастиев занятии. | Словообразование прилагательныхот существительных, приставочных глаголов,сложных слов. Согласование числительных, местоимений, Наречийссуществительными. Предложно–падежное управление.(Винитель ный, Творительный, Предложный падежи.) | Отгадыватьи загадывать загадки описания. Описательные и сравнительные рассказы, Рассказывание Стихотворения «На лужайке». |
Диагностическоеобследование по 2026г. | |||
Календарно-тематическоепланирование
поречевомуразвитию(поподготовкекграмоте
детей6-7летсТНР
месяц | неделя | тема занятия | задачи |
Сентябрь | 1-2 | Диагностическоеобследование | |
Сентябрь | 3 | Вмирезвукови слов. |
«живой–неживой». |
\ | 3 | Звук[У],букваУ. |
|
4 | Звук[У],букваУ. |
| |
Октябрь | 4 | Звук[А],букваА. |
|
1 | Звуки[А],[У], буквыА, У. |
| |
1 | Звук[И],букваИ. |
| |
2 | Звук[П],букваП. |
| |
2 | Звуки[П], [П’], букваП. |
|
всловах(начало,конец).
| |||
3 | Звук[Т]букваТ. |
| |
3 | Звуки[Т],[Т’]буква Т. |
| |
4 | Звук[О],букваО. |
| |
4 | Звук[К],букваК. |
чтениюэтихсочетаний. | |
5 | Звуки[К],[К’],буква К. |
|
Ноябрь | 1 | Гласныеисогласные звуки и буквы. |
синтезаодносложныхслов. |
2 | Звук[Э],букваЭ. |
ислуховуюпамять. | |
2 | Звук[М],букваМ. |
|
3 | Звуки[М],[М’],буква М. |
| |
3 | Звук[Ы],букваЫ. |
|
Декабрь | 4 | Звук[Х],букваХ. |
|
4 | Звуки[Х],[Х’],буква Х. |
| |
1 | Звуковойанализ слов. |
звукобуквенныесвязи. | |
1 | Звуки[И],[Ы],буквы И,Ы. |
| |
2 | Звук[С],букваС. |
слов. |
2 | Звуки[С], [С’], букваС. |
слов. | |
3 | Звук[Н], букваН. |
| |
3 | Звуки[Н],[Н’],буква Н. |
|
4 | Звук[З], буква З. |
|
Январь | 4 | Звуки[З],[З’], букваЗ. |
|
2 | Звук[Л],букваЛ. |
| |
2 | Звуки[Л],[Л’], букваЛ. |
| |
3 | Звук[Ш],букваШ. |
| |
3 | Звук[Ш],букваШ. |
|
Февраль
звуко-слоговойанализслов.
| ||
2 | Звук[Ж], буква Ж. . |
слоговисловсбуквойЖ. |
2 | Звук[Ж], буква Ж. . |
слоговисловсбуквойЖ. |
3 | Звуки[Ш]и [Ж]. |
слоговЖИиШИ. |
3 | Звук[Е],букваЕ |
|
4 | Звук[Ё],букваЁ. |
|
4 | Звук [Е], буква Е Звук[Ё],букваЁ. |
|
Март
словаизразрезнойазбуки. | ||
3 | Звуки[В],[В'],буква В. |
|
3 | Звук[Г],буква Г. |
|
4 | Звуки[Г],[Г'],буква Г. |
|
4 | Звуки[К],[Г], буквы К,Г. |
звуки[К],[Г]изслоговых |
Апрель
3 | Звуки[Ф],[Ф'], букваФ |
|
3 | Звуки[В,[Ф], буквы В,Ф. |
слованаслоги. |
4 | Звук[Ю],букваЮ. |
звуком[Ю]. |
Май
2 | Звук[Ч],букваЧ. |
звука. | |
3-4 | Диагностическое обследование | Закреплениепройденногоматериала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда
Планирование составлено на основе нескольких программ...
календарный тематический план работы учителя-логопеда по 2 младшей группе
Планирование работы ( 1 период)...

Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...

Календарно-тематический план работы учителя-логопеда
план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующейнаправленности...

Календарно-тематический план работы учителя-логопеда в подготовительной группе
план работы учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда на 2025-2026 учебный год
Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда ДОУ на 2025-2026 учебный год...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа корреционной образовательной деятельности учителя - логопеда ДОУ на 2025-2026 учебный год...
