Консультация для родителей «Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. Если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. И так при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие слоговой структуры слова.
Игры для развития слоговой структуры слова.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик. | Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.) | Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого. Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д. |
Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д. «Мельница» Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: сы лово (волосы), солеко (колесо) сакабо (собака), | Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д. От поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого. Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д. | Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д. Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д. |
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. | Упражнение 2. Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др | Упражнение 3. Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы. Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7 |
«Сказки» Толстый хваста и зазнайка С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон) Из носка в полоску Папой сшит колпак, В нём в школу и отправился С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и. т. д | Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь. | Д\И «Кто, что делает?» Рыбу ловит – Землю капает – Пчёл разводит – Пешком ходит – Лес рубит – Трубы чистит – Лес разводит – Птиц ловит - |
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=… | Д\И «Путаница» Детям предлагается составить предложение из слов. Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку. | «Найди слог» раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок |
Д\И «Назови профессию» Кто вставляет стёкла? – Кто чинит водопровод? – Кто штукатурит стены? – Кто работает на кране? – Кто работает на тракторе? – Кто работает на экскаваторе? – | Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье. | Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое. |
Упражнения для рук. –большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; -класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; -показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»; -из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец; | Упражнения для тела: -наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши; -помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте; -топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить. | Ритмический рисунок Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание. |
Д\И «Повтори слова Взрослый называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния. | «Чудесный сундучок» В сундучке опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше тот выиграл. | «Добавь слово» Идет спокойно, не спеша. На лугу среди букашек Пусть видят все, как хороша. Поднялся переполох: Удобна прочная рубаха, Оттеснился переполох В которой ходит….(черепаха) Великан … (чертополох) Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный, Всех домчит он в пять минут. Как глаз светофора. Эй, садись, не зевай, Среди овощей Отправляется… (трамвай) Нет сочней …(помидор) |
«Герои из сказок» Толстый хваста и зазнайка С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон) Из носка в полоску Папой сшит колпак, В нём в школу и отправился С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и. т. д | Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими | «Найди лишний слог» Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово, определяя лишний слог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть по коррекции слоговой структуры слова дошкольников с ОНР.
В статье описана теория работы по корекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР. Указаны: нарушения слоговой структуры, этапы коррекции, формы работы с детьми и родителями, мето...

Практико-ориентированный проект. " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР".
Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопед...
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Консультация для воспитателей "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"
Предложены игровые упражнения для формирвания и развития слоговой структуры словау дошкольников.Эти упражнения рекомендованы воспитателям для занятий с детьми....
Консультация для педагогов: "Нарушение слоговой структуры у дошкольников"
В консультации даются рекомендации для педагогов по развитию слоговой структуры слова, игры....

Консультация для родителей на тему: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников».
Консультация для родителей на тему: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников»....

Консультация «Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность р...
