Конспект консультаци для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Кормщикова Оксана Сергеевна

Артикуляционная гимнастика, для чего и почему так важна на начальном этапе логопедической работы с детьми с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_vospitatelyami.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед: Кормщикова Оксана Сергеевна

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. К 4-5 годам ребёнок должен чётко произносить все звуки речи. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов речи.

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.

Строение артикуляционного аппарата:

#1043;убы – п, б.

#1047;убы – в, ф, с, з.

#1071;зык – кончик (т, д, с, з); спинка (кь, гь); корень (к, г); боковые края (ш, ж);

4. Верхние альвеолы (бугорки)

5. Нижние альвеолы (бугорки)

#1058;вёрдое нёбо.

7. Мягкое нёбо.

8. Маленький язычок (помогает натягивать мышцы мягкого нёба, и выдыхаемый воздух идёт через рот или нос )

#1043;ортань (носовые – м, н)

10. Голосовые складки (закрыть уши, ладонь приложить к горлу)

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие правила.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;

б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;

в) с родителями дома.

  1. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
  2. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  3. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  4. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
  5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  6. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
  7. Старайтесь, чтобы занятия были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела.
  8. Нельзя принуждать ребёнка заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.
  9. Не ругайте ребёнка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Упражнения на развитие определенной группы мышц, предлагаемые ребенку для самостоятельного выполнения, делятся в зависимости от их направленности:

  • Упражнения для развития мышц нижней челюсти;
  • Упражнения для развития мимических мышц;
  • Упражнения для развития губных мышц;
  • Упражнения для развития мышц языка;

Эти упражнения наиболее важны для подготовки речевого аппарата к постановке правильных звуков. Поэтому взрослый должен сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка этим процессом, вызвать у него желание настойчиво тренироваться, добиваться правильности и точности движений. В ходе исполнения упражнений взрослый должен вести себя эмоционально, придумывать шуточные названия, интересные и доступные сравнения при показе движений: «Представь, что это настоящая чашка, в которую ты будешь наливать воду» или «Мы с тобой ели варенье и испачкали им губы: давай их оближем». Следует привлекать по ходу игры подходящие картинки, яркие и забавные игрушки, стихи и т. д. Можно использовать элемент соревнования при выполнении упражнений между и взрослым и ребенком или детьми, предусматривать награды за успешное или лучшее выполнение упражнения, подбадривать при неудачах, хвалить ребенка за успехи и старания.

Начинают гимнастику простыми, хорошо получающимися у ребенка упражнениями. Постепенно переходят к более сложным, требующим от него значительных усилий и настойчивости. Заключительные 1—2 упражнения также должны быть доступны ребенку, чтобы повысить его уверенность в себе и своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

Консультация для воспитателей. Тема "Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность м...

Консультация для воспитателей по утренней гимнастике

Проведение утренней гимнастики в детском саду...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников»

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга” Иван Петрович Павлов.       В течение дошкольного детства ребён...

Консультация для воспитателей "Проведение ритмической гимнастики с целью включения ее элементов в утреннюю гимнастику"

Консультация для воспитателей "Проведение ритмической гимнастики с целью включения ее элементов в утреннюю гимнастику"...