Консультация для педагогов: "Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования речи дошкольников"
консультация по логопедии
Меняющиеся условия жизни, бурный рост развития Интернет-технологий делают данную тему актуальной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования речи дошкольников»
1.Актуальность.
За последние пять лет система дошкольного образования претерпевает изменения, но речевое развитие детей занимало и занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного - образовательного процесса ДОУ и является одним из его приоритетных направлений.
Основной целью речевого развития дошкольников является владение речью как средством общения (со взрослыми и со сверстниками) и культурой.
В соответствии с ФГОС работа учителя-логопеда должна быть направлена на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Все перечисленные задачи определяют работу учителя-логопеда.
Учителей-логопедов беспокоит, что в последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Причины речевых нарушений разнообразны, и их немало. Определить точно, что привело к нарушению речи, можно после специального обследования.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи занимают логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.
Меняющиеся условия жизни, бурный рост развития Интернет-технологий определили ускоренное их внедрение в дошкольном образовательном учреждении.
Благодаря развитию информационного общества, свободного доступа граждан к информации, родители предъявляют новые требования к обучению своих детей: доступность, наглядность, информированность.
В тоже время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка эффективных методов и средств коррекции и развития речи детей. Логопедические занятия в соответствии с ФГОС ДО проводят педагоги в естественном для ребенка виде деятельности – в игре, используя коммуникационные технологии (ИКТ).
Можно также отметить, что данный вопрос еще недостаточно изучен, и педагоги (специалисты) испытывают затруднения при овладении данной системой современных знаний об ИКТ и влиянии на процесс развития речи дошкольников.
Существует ряд противоречий:
- между внедрением ИКТ в ДОУ, как программой развития информационного общества и здоровьесберегающими технологиями (согласно ФГОС ДОУ);
- между теоретическим обоснованием необходимости использования ИКТ в системе образования ДОУ и недостаточной разработанностью методических условий работы учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения;
- между индивидуализацией процесса обучения, согласно ФГОС ДОУ, и дефицитом общения ребенка при использовании средств ИКТ;
- между потребностями ребенка в живом общении (между сверстниками, взрослыми и др.) и потреблении информации в виде «диалога с компьютером»;
- между потребностями педагогов, специалистов ДОУ в использовании новых компьютерных технологий и недостаточностью программно-методического обеспечения этого процесса;
- между потребностями педагогов, специалистов ДОУ в использовании новых компьютерных технологий и их методической готовностью к овладению ИКТ;
- между потребностями родителей в использовании ИКТ и доступного обеспечения данного процесса.
2. Теоретическая база
2.1. Словарь терминов
«Технология» - имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.
«Информационная технология» – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности производительности труда.
«Коммуникационные технологии» определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
«Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
«ИКТ в образовании» – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.
«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
2.2. Исследования отечественных и зарубежных специалистов
Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения. (14)
Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры (Горвиц Ю.М., Леонтьева Л.А., Новоселова С.Л., Поддьяков Н.Н.). Так, Венгер Л.А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Горвиц Ю.М., Марцинковская Т.Д., Новоселова С.Л. и др.) говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б.И. и других исследователей. В своих работах Богоявленская Д.Б. отмечает высокий потенциал интеллектуального развития у детей, занимающихся компьютерными игровыми программами по специально построенной системе. (14)
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов начиная с 1986 года, а также исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется эффективность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей деятельности позволяет моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «… компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по общению» (13).
В современной педагогической литературе, такой как - И. И. Комарова, А. В. Туликов, Т. С. Комарова: «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», авторы сталкиваются с проблемами реализации внедрения ИКТ в ДОУ (например, возникающими при раннем приучении малышей к компьютеру), доказывают актуальность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду на современном этапе дошкольного воспитания и обучения.
2.3. Методологическая основа
дидактические принципы:
- Принцип научности состоит в том, что учитель-логопед на своих занятиях должен формировать у детей реальные представления об окружающем мире, и от того, как и насколько верно используются ИКТ (видеоматериалы, звуковые файлы и др.), зависит, какими будут эти первоначальные научные знания у дошкольника.
- Принцип наглядности предполагает восприятие информации ребенком через непосредственный чувственный опыт, благодаря чему он расширяется и обогащается. Я. А. Коменский справедливо считал: «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Важность этого принципа определяется конкретикой мышления ребенка в этом возрасте, его уровня мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного).
- Принцип системности и последовательности предполагает усвоение предлагаемого материала в определенной последовательности, системе. Это требует логического построения как содержания, так и самого процесса обучения или коррекции. Недаром, работа учителя-логопеда опирается на один из алгоритмов: «От простого – к сложному». Например, автоматизация звука осуществляется в следующей последовательности:
- изолированное произнесение звука,
- произнесение слогов,
- проговаривание слов,
- проговаривание словосочетаний,
- проговаривание предложений (в том числе и скороговорок),
- проговаривание текста (в том числе и стихотворного текста).
И от того, на каком уровне развития находится речь дошкольника (произносительная сторона), зависит последовательность действий учителя-логопеда.
- Принцип доступности предполагает подбор приемов, методов, материалов для обучения, соответствующих возрасту и уровню развития дошкольника. Существенный признак доступности – связь полученных знаний, умений с теми, которые уже сформированы у дошкольника.
Принцип доступности не означает легкости. Необходимо ставить перед детьми такие задачи, решение или выполнение которых, было бы не только посильным, но и вызывало некоторое напряжение умственных сил, а, следовательно, и способствовало их развитию. Если связи по данному принципу установить нельзя, то знания и умения у дошкольников, как результат этой деятельности, будут недоступны или недостаточно сформированы.
ИКТ в данном случае обеспечивает гибкость учебно-воспитательного процесса.
- Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности учителя-логопеда – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.
- Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.
- Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.
Следовательно, можно выделить следующие дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ:
- Совершенствование организации деятельности педагога (учителя-логопеда).
- Повышение продуктивности обучения дошкольников.
- Индивидуализация работы с детьми.
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.
- Усиление мотивации ребенка.
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения ребенка к исследовательской деятельности.
- Обеспечение гибкости учебно-воспитательного процесса.
В своей работе учитель-логопед использует традиционные и современные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Интегрированный подход. Интеграция предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.
Инновационная деятельность.
В связи с введением ФГОС изменилось и отношение к работе логопеда в ДОУ. В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагога и ребенка, детей между собой - и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».
В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь - оказывается выключенным. Ребенок не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением.
Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.
При работе со средствами ИКТ, применяя специальные игровые методики развития речи, активизирующие речь ребенка, можно сократить негативное влияние всеобщей индивидуализации обучения, что способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка (в том числе и с ОВЗ), развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.
Здоровьесберегающая технология.
Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована оздоровительная работа логопедом в ДОУ, с учетом требований СанПин. Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Поэтому в своей работе учитель-логопед активно включает различные здоровьесберегающие технологии: систему работы С.В. Коноваленко, комплексы по развитию мелкой моторики, артикуляционной гимнастики Е.Н. Краузе, элементы криотерапии. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности, реализуется непосредственно с помощью средств ИКТ (например, игры по развитию зрительного внимания могут быть выполнены с помощью компьютерной программы Power Point).
Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций, облегчают работу, сокращает время, на ведение необходимой документации.
Игровая технология.
Можно использовать в своей работе компьютерную программу «Игры для Тигры». Авторский коллектив: автор учебных и методических материалов, компьютерный методист, кандидат педагогических наук Л.Р.Лизунова, художник Ю.Ларкин и др. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании. Играя с Тигренком, ребенок путешествует по Стране Звуков и Слов.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Она построена на основе методик Ефименковой Л.Н., Каше Г.А., Левиной Р.Е., Лалаевой Р.И. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки коррегировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Это позволяет работать над:
- звукопроизношением;
- просодическими компонентами речи;
- фонематическим восприятием;
- лексико-грамматическим строем речи.
.
Именно использование современных компьютерных игр в работе учителя-логопеда (с детьми с речевыми нарушениями), показало, насколько данный вопрос еще недостаточно изучен. Данная компьютерная игра охватывает только небольшой участок коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, а также небольшая вариативность материала исключают возможность целостной и регулярной логопедической работы.
Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (проводить анализ результатов в виде диаграмм)
Для реализации коррекционных задач на индивидуальных занятиях в сочетании с традиционными методами используется ИКТ, с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований.
Наиболее широкое применение в практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создавать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, подгрупповым и индивидуальным занятиям с воспитанниками, а также современные компьютерные игры по развитию речи детей 5 – 7 лет.
Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения, что необходимо для успешной коррекционно-развивающей работы.
Большое значение имеет проведение просветительской работы для родителей. Можно оформить родительский информационный уголок, в котором систематически будет размещаться информация по речевому развитию ребенка (уровни речевого развития ребенка, «Особенности речевого развития ребенка 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го года жизни», «Что делать, если ребенок не говорит», «Играем на кухне», дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и др., памятки для родителей по темам: «Слово на ладошке», «Ребенок в мире звуков», «Как подготовиться дома к занятиям с логопедом?» (для родителей детей старшей группы), «Что нужно для занятий с логопедом?», «Развивающие компьютерные игры».
Главные задачи такой информации:
- ознакомить родителей с видами, причинами и особенностями речевого недоразвития,
- сформировать у родителей необходимость речевого развития ребенка;
- научить игровым способам и методам обучения и коррекции речи, в том числе и с помощью компьютера,
- создать благоприятные условия для выполнения рекомендаций и упражнений логопеда дома, в том числе и с использованием ИКТ.
Одной из форм взаимодействия с родителями является – задания (игры) на информационной флеш-карте (для домашнего использования). В процесс автоматизации звуков дома входит новый вид деятельности - это игры-презентации с красочными картинками и заданиями. Дети 5 – 7 лет могут теперь в комфортной обстановке, вместе с родителями, близкими заниматься закреплением звуков, развитием фонематического восприятия, обогащением словарного запаса и др. Специальные игры проходят в увлекательной форме, родители и дети, а также учитель-логопед довольны результатом. Родители не однократно благодарят за реализацию возможности обучать и развивать своего ребенка по-новому, используя средства ИКТ.
В работу гармонично вошел Он-лайн центр детского развития «Мерсибо». Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности и ума». Помимо игр специалисты ДОУ могут вести записи с результатами деятельности детей, а также вести дневник наблюдений, давать домашние задание и многое другое. Сейчас родителям предлагается обратить внимание на этот сайт и поиграть в развивающие игры на компьютере при возможности выхода в систему Интернет. Данные игры вышли и на CD-дисках, поэтому тем родителям, которые не имеют доступа в интернет, рекомендовано по возможности приобретать игры для домашнего использования..
Использование некоторых средств ИКТ в работе учителя-логопеда
Средства ИКТ | Сферы использования | |
Компьютер и сеть Интернет | Оформление документации, компьютерные программы, Он-лайн игры, распространение собственного опыта, ведение групп в социальных сетях, оформление сайта ДОУ, использование электронных ресурсов сети Интернет | |
Средства мультимедии | На фронтальных, открытых и индивидуальных занятиях | |
Программа Power Point | Оформление презентаций для занятий с детьми, консультаций с родителями, педагогами, презентаций – игр | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"
традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Современные технологии в формировании речи дошкольников.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....

Консультация для педагогов «Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе с родителями».
В современном обществе применение информационно- коммуникативных технологий - это одно из самых важных направлений в улучшении качества образования в целом, и дошкольного воспитания, в частности....

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Консультация для педагогов. «Использование развивающих театрализованных игровых технологий в совместной образовательной музыкальной деятельности детей и педагога.»
Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым.Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на ...

