РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация по логопедии (старшая группа)

Формирование речевой компетентности является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детской личности. Практика логопедической работы указывает, что достаточно часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи  ,  которое характеризуется не только  недостатками звукопроизношения и фонематических процессов , но и аграмматизмами в устной и письменной речи. Чтобы логокоррекция была наиболее эффективной, педагогу необходимо четко понимать структуру нарушения и систему преодоления существующих недостатков речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елиференко Надежда Владимировна

Учитель-логопед МБДОУ № 19 «Антошка»,

г.Белгород

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Все чаще в дошкольном пространстве мы встречаем детей с общим недоразвитием речи. Это нарушение характеризуется недостатками формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: фонетических и фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, которые характеризуются несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Эти явления в свою очередь создают определенные трудности в процессе овладения чтением и письмом, у детей возникают целый ряд специфических ошибок в использовании грамматических категорий. Такие нарушения речевой деятельности человека называют аграмматизмами.

Основные проявления аграмматизмов, которые определяются у детей с общим недоразвитием речи :

1. Неправильное оформление категорий числа существительных и других частей речи.

2. Трудности в словообразовании.

3. Пропуски необходимых членов предложения.

4. Пропуски или неправильное употребление служебных частей речи.

5. Ошибки в согласовании и управлении .

6. Ошибки в употреблении и образовании форм глаголов.

7. Структурная несформированность предложений.

Аграмматизмы в определенной степени могут быть компенсированы при условии специально организованного обучения.

Учитывая проявления и механизмы аграмматизмов, логокоррекционная работа проводится в следующих направлениях:

- Работа над морфологической системой языка ( словоизменение и словообразование ).

- Формирование структуры предложений.

При этом следует отметить, что развитие морфологической системы языка проводится в тесной связи с усвоением структуры предложений с развитием лексики, а также с формированием фонематического анализа и синтеза.

При устранении аграмматизмов развитие грамматического строя речи производится не только в устной, но и в письменной речи. Рекомендуется определенная последовательность работы:

1. Дифференциация языковых единиц ( форм слов, структуры предложения) в импрессивной речи.

2. Автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи.

В процессе формирования морфологической системы языка прежде всего ведется работа по дифференциации грамматических значений:

- Дифференциация частей речи (существительных, прилагательных, глаголов);

- Дифференциация значений живые и неживые предметы ( Кто? Что?);

- Дифференциация значений рода;

- Дифференциация значений числа;

- Дифференциация значений падежа;

- Дифференциация значений совершенного и несовершенного вида глагола;

- Дифференциация значений времени глаголов.

Работа по дифференциации грамматических форм проводится в такой последовательности. Сначала из группы словоформ выделяется общее значение (например, в значении слов столы, слоны, столбы, кроты выделяется общее значение множества). Затем выделяется общая морфема, указывающая на значение множества (Ы). звучание этой морфемы сопоставляется с буквенным обозначением. В дальнейшем осуществляется закрепление употребления морфемы в устной и письменной речи.

Последовательность формирования морфологической системы речи у детей с ОНР определяется последовательностью появления форм словоизменения и словообразования в онтогенезе.

Формирование словоизменения существительных производится в следующем порядке:

- Дифференциация именительного падежа существительного единственного и множественного числа;

- Закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж;

- Предложно-падежные конструкции единственного числа;

- Существительные множественного числа, сначала беспредложные, потом с предлогами.

Формирование словоизменения прилагательных отрабатывается в такой последовательности:

- Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа;

- Согласование прилагательного с существительным множественного числа.

Формирование словоизменения глаголов закрепляется за таким планом.

- Согласование глаголов настоящего времени и существительных единственного числа;

- Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;

- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Формирование словоизменения и словообразования сначала производится на уровне слова, затем в словосочетаниях, в дальнейшем в предложениях.

Большое внимание уделяется закреплению правильных форм словоизменения и словообразования в письменной речи ( при чтении и на письме).

Формирование синтаксической структуры предложений .

Синтаксис является той языковой системой, которая позволяет достаточно четко передать сложное взаимодействие между объектами окружающей среды в форме, максимально понятной для человека и предполагает понимание ребенком смысловых связей между словами в предложении. С этой целью логопед на первом этапе задает вопросы к разным членам предложения. В процессе выполнения заданий такого типа формируется умение дифференцировать эти вопросы до подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства. Проводится эта работа в определенной последовательности. На первом этапе дети учатся составлять двухсложные предложения, которые включают подлежащее в форме существительного и сказуемое в форме глагола 3 лица настоящего времени. (Девочка читает) и другие двухсложные предложения. (Это дом. Дом большой.)

Логопедическая работа на втором этапе направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения из 3-5 слов. Во время этого дети учатся выражать связь между словами с помощью синтаксических и морфологических средств языка. С помощью вопросов педагог корректирует порядок слов в предложении так, чтобы ребенок при составлении предложения не пропускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе, лице с существительным.

Далее работа направлена на составление простых предложений по картинке и с помощью вопросов педагога (по модели Н. Жуковой):

— именительный падеж + согласованный глагол + прямое приложение в винительном падеже. (Девочка пьет молоко. Дети собирают грибы.)

— существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение в винительном падеже с окончанием -у. (Дедушка читает газету. Девочка кормит козу. Мальчик вешает шубу.)

— существительное в именительном падеже + согласованный глагол и два зависимых слова от глагола в винительном и дательном падежах единственного числа. (Девочка бросает мяч мальчику. Собака дает лапу девочке.)

— существительное в именительном падеже + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова в винительном и творительном падежах единственного числа. (Мальчик рисует цветок карандашом. Девочка ест суп ложкой.)

Следующий этап-самостоятельное составление предложений по картинке, демонстрацией действий. В процессе образования высказывания синтаксическая конструкция будущей фразы выстраивается раньше, чем происходит отбор соответствующих лексем и их грамматическое оформление. Развитие синтаксиса у детей с ОНР предусматривает формирование различных типов синтаксических конструкций: на уровне словосочетания: согласование, управление, прилежание; на уровне предложения: простого нераспространенного, простого распространенного приложениями, определениями, обстоятельствами и тому подобное.

Важно научить ребенка строить предложения с опорой на вопросы, уточнение, высказывать свои мысли и отвечать на вопросы педагога полными предложениями. Кроме того, следует формировать у детей умение выполнять простые грамматические трансформации: упорядочивать деформированные предложения, расширять синтаксические структуры предложений .

При формировании синтаксических трансформаций (сужение, расширение), что способствует охвату и удержанию ребенком основной смысловой ситуации, выраженной в предложении, и помогает закреплять навыки построения предложения. Операции сужения, расширения предложения являются критерием понимания высказываний и способствуют пониманию ребенком воспринятой речи и употреблению логико-грамматических конструкций.

Развитие понимания и образования логико-грамматических конструкций основывается на коррекции уже указанных функций и операций, организации их взаимодействия в процессе восприятия и использования высказываний с прямым и инвертированным (косвенным) порядком слов (догоняет Мышку кошка) и требует ее трансформации (преобразования) в конструкции с прямым порядком слов (Кошка догоняет мышку) .

Коррекция речи для детей с ОНР длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Учет психологических особенностей детей, последовательности развития различных речевых функций в онтогенезе, учет общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приёмов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов .

Список использованной литературы:

  1. Баранов М. Т. Русский язык. - М.: Центр-пресс, 2012. - 352 с.
  2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2012.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 324 с.
  4. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Центр, 2006. - 144 с.
  5. Трауготт Н.Н. Как помочь детям. - СПб.: Питер, 2014 - 69 с.
  6. Ушакова Т. Н. О механизмах словотворчества детей. Вопросы психологии. - 2009, № 1 .
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном и Д, 2010. - 144 с.
  8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2014. - 547 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством дидактических игр

На современном этапе наблюдается увеличение детей, поступающих в школу с речевыми нарушениями. А это препятствует формированию полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Поэто...

Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...