Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии на тему

Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 95 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему

«Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. Обогащение глагольного словаря с использованием дидактических игр и упражнений (многозначность глаголов)»

Автор: Воропаева Лариса Анатольевна учитель-логопед высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2014

Словарь пятилетнего ребёнка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». По мнению К. Д. Ушинского, именно чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки окружающих, а также исправлять собственные.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. Так, при формировании словоизменения, ребёнок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходят в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

У ребёнка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Следует отметить, что в последнее время взрослого количество детей с ОНР, при котором  нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя речи, фонетики. При глубоком обследовании речи дошкольников с более лёгкими диагнозами («дислалия», «стёртая дизартрия»), прослеживаются элементы лексико-грамматического недоразвития.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в названиях многих прилагательных, употребляющихся в речи нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.

Значительно труднее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ещё и ситуативный характер.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

При многих формах ОНР расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил русского языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активными и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры.

Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребёнка: ребёнок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счёт которых происходит изменение значения, устанавливать связи между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Нарушение формирования грамматических операций приводят к большому числу морфологических аграмматизмов в речи у детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы с её звуковым образом.

У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т. е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далёких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Среди форм словообразования у дошкольников с ОНР наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомства слова, от звуко-слоговой структуры слова, от типа предложения.

Так же у детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР.

Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

  1. Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа.
  2. Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

  1. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
  2. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

  1. Дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени.
  2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

При формировании формообразования в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний. В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глаголы чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.

Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

  1. Предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку).
  2. Предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке).
  3. Предикат + объект, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

Среди именных словосочетаний наиболее доступными для дошкольников с ОНР являются следующие:

  1. Словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина).
  2. Словосочетания из двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы). Со значением совместности (чашка с блюдцем).

В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:

  1. Нераспространённые предложения: субъект – предикат (Девочка рисует. Дерево высокое.)
  2. Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:

- субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (Девочка рисует дом);

- субъект – предикат – объект-объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);

- субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);

- субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду);

- субъект – предикат – объект – атрибутив: подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

  1. Предложения с однородными членами.
  2. Сложносочинённые предложения.
  3. Сложноподчинённые предложения.

В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текста, видом текстов.

Известны три основных вида текста: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используется преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий.

В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.

Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учётом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:

  1. Пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии.
  2. Пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки.
  3. Пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой её содержания по вопросам.
  4. Пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по её содержанию.
  5. Пересказы без опоры на сюжетную картинку.
  6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки.
  7. Составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания.
  8. Составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по её содержанию.
  9. Составлению рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по её содержанию.
  10. Составление рассказа на заданную тему.

Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.

  1. Сравнение (предметов, признаков, действий) по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
  2. Выделение общего грамматического значения ряда слоформ в импрессивной речи.
  3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
  4. Фонематический анализ выделенной флексии.
  5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).
  6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях
  7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.

Работа по развитию у дошкольников связной речи в коррекционных группах строится на подборе отдельных логопедических приёмов, направленных на увеличение словарного запаса детей, на отработку навыков словообразования, правильного употребления грамматических форм и некоторых типов предложений.

Логопед работает над формированием у детей навыков использования в речи грамматических категорий существительного, глагола, прилагательного, но единицей связной речи является предложение, представляющее собой словесное оформление мысли. Здоровый ребёнок усваивает грамматическую и морфологическую систему языка, овладевая различными типами предложений. Это естественный процесс.

А. Н. Гвоздев (1961) указывал, что «… овладение простым языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов.<…> Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением»/

При построении систем игр и упражнений, способствующей формированию связной речи, следует опираться на описание нормального развития детской речи, предложенное А. Н. Гвоздевым, который выделял три основные периода формирования грамматического строя речи у ребёнка от 1 года 6 месяцев до 7 лет:

I период - период усвоения предложений, состоящих из аморфных слов-корней, или период однословного предложения (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев);

II период - период усвоения грамматической структуры предложения, объединяющий время формирования первых форм, использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (например: усвоение падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов) (от 1 года 10 месяцев до 3 лет);

III период - период усвоения морфологической системы языка (от 3 до 7 лет).

Отклонения от норм формирования грамматически правильной речи начинаются во II периоде. Именно в это время формируется предложение, состав которого увеличивается до 3-4 слов. Для того чтобы связывать слова в предложение, ребёнок должен уметь изменять форму слова. Сначала малыш использует в речи различные виды простого предложения, затем начинает употреблять сложные. Грамматический строй речи ребёнка на этом этапе развивается быстро: появляется навык устанавливать грамматические связи между словами (согласование существительного в форме именительного падежа с глаголом), развивается приглагольное подчинение.

В этот период усваиваются многие грамматические формы существительного и глагола. Ребёнок свободно использует до 100 существительных, выделяя в них морфологические элементы: окончание (стол – столы), суффикс (собака – собачка), формы именительного, винительного и предложного падежей единственного числа существительных.

В течение II периода осуществляется переход от использования инфинитива к употреблению разных форм глагола. Количество глаголов в речи возрастает с 18 до 50. Дети начинают согласовывать глагол с существительным в числе, позже – в лице, и только после 3 лет – в роде.

Прилагательные появляются в речи в более поздние сроки и употребляются в начале II периода изолированно, без согласования с существительным. Первыми усваиваются качественные прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус, температуру, вес, оценку (хороший - плохой) предметов. К началу III периода ребёнок должен владеть 25-27 прилагательными.

К 3-летнему возрасту речь ребёнка насчитывает около 70 наречий.

К концу II периода у ребёнка накапливается солидный объём усвоенного языкового материала.

Естественно, что любое, даже незначительное отклонение от нормы в психомоторном развитии нарушает качество и последовательность усвоения материала, изменяет временные границы периода, а это приводит к сбою своевременного формирования морфологической системы языка.

Для дальнейшего развития речи необходимо восполнить пробелы в навыках употребления тех или иных грамматических категорий. Следовательно, первостепенная задача логопеда – организация усвоения речевого материала, т. е. повторение всех ключевых моментов нормального речевого развития ребёнка во II периоде. Ребёнок, вновь пройдя шаг за шагаом весь этот период, накопив и закрепив необходимые знания, сможет двигаться дальше.

Работа по развитию связной речи начинается с формирования структуры простого двусоставного предложения по модели «предмет – действие».

На этом этапе работы дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе наружного глагола. Их предикативный словарь беден и включает лишь глаголы, обозначающие самые распространённые действия (ест, спит, сидит, ходит, бегает, смотрит, одевается, слушает, гуляет, играет, стоит).

Ребёнок  с нарушениям речевого развития не владеет близкими по смыслу глаголами (спит – дремлет, торопится – спешит), не знает названий различных действий, свойственных одному объекту (например: крадётся, охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о человеке)). Значительные трудности у детей вызывает употребление глагола в переносном значении (Человек идёт. Дождь идёт. Часы идут).

Простое тестирование детей 6-летнего возраста с нормальным развитием речи и детей с речевой патологией (диагнозы: «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», «обще недоразвитие речи») показывает: дошкольники с нормальным развитием речи подбирают приблизительно 5 названий действий (из 8 возможных) для неодушевлённого существительного и 8 (из 14 возможных) для одушевлённого. Дошкольники с ФФНР – 4 названия действий (из 8 возможных) для неодушевлённого существительного и 6 (из 14 возможных) для одушевлённого. Дошкольники с ОНР подбирают 2 названия действий (из 8 возможных) для неодушевлённого существительного и 4 (из 14 возможных) для одушевлённого.

Между тем, глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи.

В раннем возрасте ребёнок познаёт предметы в действии и своеобразно использует глаголы в качестве номинатива, превращая их в аморфные слова-повторы, называющие объект. Так, собаку он называет «ав-ав», потому что она лает, а машину «би-би», потому что она гудит (бибикает) и т. д.

Очень рано в словаре малыша появляются глаголы повелительного наклонения (дай).

Качественное изменение глагольный словарь ребёнка претерпевает именно во II  периоде развития речи. Инфинитив заменяется другими формами (спать-спи, спит); устанавливается согласование между существительным и глаголом. Следует отметить, что особенности формирования глагольного словаря у ребёнка в разные возрастные периоды изучены недостаточно.

Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка. То есть, необходим материал, который позволял бы решить учебно-познавательный задачи и был доступен для дошкольника. Безусловно, самой интересной деятельностью для ребёнка является игра.

Именно поэтому целесообразно использовать на занятиях различные варианты игр:

- обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные);

- предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

Необходимы на занятиях фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления избавляют ребёнка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой перемещая её с одного игрового поля на другое, при этом комментировать, «проговаривать» свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картинку.

В практической части (см. Приложение № 1) представлены игры, которые способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении.

Задачами каждой игры являются формирование структуры определённого типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений.

Предлагаемые игры развивают в ребёнке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.

Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребёнку прочно закреплять навык владения речевым материалом.

ВЫВОД: в итоге проведённой работы дети должны будут приобрести достаточно большой и хорошо систематизированный словарный запас, который явится надёжным залогом того, что в школе они хорошо усвоят грамматические правила, включая и возможность их применения на практике. У таких детей не возникнет проблем с русским языком, и, кроме того, они будут более глубоко и более точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам. Ради этого стоит потрудиться, чтобы своевременно оказать детям столь необходимую им помощь в полноценном формировании устной речи.  

 

Приложение № 1

Упражнение № 1

Цели: развитие у ребёнка речевого внимания и понимания речи.

Содержание.

Логопед просит ребёнка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чём он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчётливо произносит сочетания слов: кошка летает, рыбка летает, воробей летает, стол прыгает, гусеница прыгает, зайчик прыгает, собака прыгает, дом прыгает, дорога прыгает, лодка плавает, корабль плавает, топор плавает, утюг плавает, молоток плавает, стол ходит, кот ходит, дом ходит, лампа ходит, рыба ходит и т. п.

Упражнение № 2

Цели: совершенствование понимания ребёнком речевой конструкции.

Содержание.

Логопед кладёт перед ребёнком ручку, карандаш, линейку и фломастер, затем уточняет с малышом название каждого предмета и чётко, внятно, по одному даёт следующие задания: покажи карандашом линейку, линейкой карандаш, фломастер ручкой, ручку фломастером, линейку фломастером и т. д.

При затруднении логопед сам производит оговор        енное действие, уточняя задание вопросами: «Что надо показать? Чем показать?».

Упражнение проводится до правильного выполнения всех инструкций.

Упражнение № 3

Цели: учить детей отвечать на вопрос «Что он (она) делает?», совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет-действие», закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

 

Содержание.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Что делает девочка (мальчик)? Что делают дети?» при помощи картинок-символов действий. В более поздний период, при закреплении категории времени глагола задаются вопросы «Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети?».

Упражнение № 4

Цели: учить ребёнка различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу – несколько существительных.

Содержание.

Логопед объясняет ребёнку, что сейчас будет называть похожие слова-действия. Логопед строит из кубиков или подручных средств импровизированный мостик, гараж, ворота и. т. п. Затем берёт игрушечную машинку и производит с ней различные действия, о которых рассказывает ребёнку: машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съехала с мостика, объехала яму, подъехала к воротам, доехала до дома и т. д.

Затем, производя всё те же действия, логопед просит ребёнка «подсказать» правильное слово-действие: Машинка из гаража…? Машинка к дому…? Машинка от дома…? Машинка в ворота…? И т. п.

Когда ребёнок научится точно, без ошибок подбирать нужный приставочный глагол, можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу: К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к больнице и т. п.) От чего машинка может отъехать? (здесь и далее упражнение желательно подбирать совместно с ребёнком не менее 8 объектов) Куда она может въехать? Что – объехать? Откуда – отъехать? Откуда – съехать? Что переехать? И т. п.

 

Упражнение № 5

Цели: учить ребёнка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

Содержание.

Логопед показывает игрушки и предлагает внимательно послушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол):

- рыбка к камню (подплыла или отплыла), от берега (переплыла или отплыла), всю реку (вплыла или переплыла);

- бабочка к цветку (отлетела или прилетела), с ветки на цветок (облетела или перелетела), вокруг цветка (влетела или облетела), в комнату (подлетела или влетела);

- лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула), на бревно (прыгнула или отпрыгнула), с бревна (отпрыгнула или спрыгнула), от аиста (перепрыгнула или отпрыгнула).

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребёнок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Упражнение № 6

Цели: учить ребёнка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

Содержание.

Логопед наливает воду в стакан, берёт чашку, кружку и лейку. Затем, производя на глазах ребёнка соответствующие действия, закрепляет значения слов: переливать, поливать, доливать, наливать, обливать, выливать, заливать, вливать, отливать, сливать.

Упражнение № 7

Цели: учить ребёнка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

Содержание.

Логопед показывает детям картинки и предлагает найти общую часть в словах: переходит – перебегает, наливает – выливает, подходит – подбегает, подходит – уходит, подлетает – улетает.

Упражнение № 8

Цели: учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Содержание.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.: мыла – вымыла, умывается – умылся, рисует – нарисовал, убирает – убрала, догоняет – догнала, вешает – повесила, стирает – постирала, ловит – поймала, красит – покрасил, строит – построила.

Упражнение № 9

Цели: учить детей дифференцировать глаголы.

Содержание.

Логопед просит детей показать на картинках, кто: умывает – умывается, прячет – прячется, причёсывает – причёсывается, обувает – обувается, качает – качается, одевает – одевается.

Делается вывод: слова «умывается», «прячется», «причёсывается», «качается», «одевается» обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Упражнение № 10

Цели: развивать умение детей соотносительно название предмета и действия, правильно ставить вопросы к глаголам.

Содержание.

У каждого ребёнка картинки (игрушки): мальчик, собака, птица, девочка, книга, самолёт. Логопед произносит слово, обозначающее действие предмета. Дети подбирают и показывают изображение предмета (игрушку), которому соответствует данное действие. Ребёнок показывает несколько картинок (игрушек), если названное действие выполняют разные предметы. Например, действие, выраженное словом «спит», применимо к таким картинкам (игрушкам), как «мальчик», «девочка», «птица», «собака».

Упражнение № 11

Цели: развивать умение детей определять предмет по ряду характерных для него действий.

Содержание.

Логопед перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий, дети должны назвать (показать) этот предмет. Например: лает, грызёт, кусается – собака; прыгает, клюёт, летает, чирикает – воробей и т. д.

Упражнение № 12

Цели: развитие умения отгадывать загадки, выделяя из текста слова, обозначающие действия предметов.

Содержание.

Через океан плывёт великан        В воде она живёт.

И выпускает воды фонтан.        Нет клюва, а клюёт.

                                        (Кит)                               (Рыба)

Всех перелётных птиц черней,        Стоит высокий, светлый дом,

Чистит пашню от червей.        Ребят проворных много в нём:

                                         (Грач)        Там пишут и считают,

        Рисуют и читают.  (Школа)

Голодная – мычит,        Не моторы, а шумят,

Сытая – жуёт,        Не пилоты, а летят,

Всем детям молоко даёт.        Не змеи, а жалят.

                           (Корова)                                 (Осы)

Длинное ухо,        С утра жужжу –

Комочек пуха,        Цветы бужу.

Прыгает ловко,        Кружу-жу-жу

Грызёт морковку.        И мёд вожу.

                (Кролик, заяц)                          (Пчела)

Летом по лесу гуляет,        В траве мелькает,

Зимой в берлоге отдыхает.        Хвостом виляет.

                            (Медведь)        Хвост оторвёт –

        Другой наживёт.

На чужих он звонко лает                         (Ящерица)

И хозяйку охраняет.

                                 (Пёс)    

Упражнение № 13

Цели: закреплять конструкцию простого нераспространенного предложения, уточнять и пополнять предикативный словарь.

Содержание.

Логопед предлагает детям рассмотреть детям картину и определить представленное на ней время года (лето). Дети вспоминают, что бывает летом, и находят признаки лета на картине. Затем логопед просит малышей внимательно послушать и угадать, какой предмет издаёт тот или иной звук. Имитируется звучание ветра, пчелы, комара, лопнувшей велосипедной шины и т. д. Дети определяют по звуку действие. Например: Ш-Ш-Ш – ветер шумит, З-З-З – комар пищит и т. д.

Упражнение № 14

Цели: уточнять и пополнять предикативный словарь, формировать навык грамотного построения простого нераспространённого предложения.

Содержание.

Дети рассматривают картинки, изображающие предметы и явления, которые издают разнообразные звуки: «тук-тук», «гав-гав», «кря-кря» и т. д. логопед предлагает им определить, откуда доносится звук «тук-тук». Угадавший ребёнок берёт подходящую картинку и отвечает : «Девочка стучит в дверь: «тук-тук»!».

Упражнение № 15

Цели: знакомить детей со словами, обозначающими действия предметов, закреплять умение распознавать графические символы действий, закреплять в речи согласование существительных с глаголом, закреплять порядок следования слов в предложении по модели «предмет – действие»

Содержание.

Логопед объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. «Что ты делаешь?» – спрашивает логопед ребёнка. «Сижу, стою…» и т. п. – отвечают дети.

На игровое полотно переносятся картинки – символы действий. Логопед поясняет, что каждый предмет в данный момент производит какое-нибудь действие. «Вот книга. Что она делает? – Книга лежит». На игровое полотно выставляется изображение книги и символ соответствующего действия. Другие предложения дети составляют по аналогии: «Стол стоит. Часы идут» и т. д.

Логопед акцентирует внимание детей на вопросе «Что делает?», а в конце игры спрашивает у них, что обозначают такие слова, как книга, стол, часы, шкаф и т. д. Дети знают, что это предметы. Предмет на схеме обозначается символом. «Что делают предметы?». Дети перечисляют слова – названия действий, а логопед поясняет, что они обозначаются символом:

 

 Упражнение № 16

Цели: учить детей отвечать на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?», совершенствовать   умение   грамотно   строить  предложения  по  модели «предмет – действие»

(                      ). Закреплять навык согласования существительного с глаголом.

Содержание.

На одном игровом поле – картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов, на другом – картинки-символы действий. Детям предлагается выбрать предмет, правильно задать вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?» и определить максимально возможное количество действий для выбранного предмета при помощи картинок-символов с другого игрового поля. Например: «Что это? – Это машина. Машина что делает? – Машина стоит, едет… и т. п.»

Упражнение № 17

Цели: учить детей называть действие предмета, закреплять навык согласования существительного с глаголом, учить детей использовать полученные знания, быстро ориентироваться в изученном материале, закреплять категорию одушевлённости существительного.

Содержание.

На одном игровом поле – картинки-символы действий, на другом – картинки с изображениями одушевлённых и неодушевлённых предметов. На третьем игровом поле устанавливаются схемы: «одушевлённый предмет – действие», «неодушевлённый предмет – действие», между ними – картинка – символ действия (например: стоит). Ребёнок подбирает к схеме предметы, которые могут совершать обозначенное символом действие, переносит их под соответствующую схему и составляет предложение: «Бабушка стоит. Машина стоит» и т. д. Если ребёнок не смог подобрать картинки к двум схемам, он объясняет почему.

 

Упражнение № 18

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным, изменяя их окончания; закреплять навык построения простого предложения; активизировать глагольный словарь.

Содержание.

Логопед предлагает посмотреть, что происходит на игровом поле. Он выставляет картинку с изображением стола и символ действия «стоит», а затем составляет предложение «Стол стоит». Рядом выставляется картинка, изображающая несколько столов, и символ действия «стоит». Дети, опираясь на рисунки, составляют предложение «Столы стоят». Далее дошкольники самостоятельно строят предложения по предлагаемым картинкам, изменяя окончания существительного и глагола:

МИШКА СПИТ – МИШКИ СПЯТ

МЯЧ ЛЕЖИТ – МЯЧИ ЛЕЖАТ

СЛОН ИГРАЕТ – СЛОНЫ ИГРАЮТ

Затем без опоры на символ действия:

КУСТ ЦВЕТЁТ – КУСТЫ …..

БЫК ЖУЁТ – БЫКИ …..

ДОЖДЬ ИДЁТ – ДОЖДИ ……

ПТИЧКА ПОЁТ – ПТИЧКИ …..

В конце занятия дети «прочитывают» получившиеся предложения.

Упражнение № 19

Цели: пополнять предикативный словарь, закреплять навыки согласования существительного с глаголом, совершенствовать навыки образования глагола от существительного.

Содержание.

Картинки располагаются на игровом поле, детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображённый на ней. Например: Берёза растёт, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т. д. Белка  скачет, спит, запасается, грызёт и т. д. Выигрывает ребёнок, который собрал наибольшее количество фишек (фишка даётся за каждое названное действие).

Упражнение № 20

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным, активизировать глагольный словарь, закреплять навык составления нераспространённого предложения без опоры на схему.

Содержание.

Логопед предлагает детям отправиться в «Зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Дети рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и т. д. сначала логопед выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов «брыкается», «кривляется», «лягается». Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее предлагает детям представить, что животных стало много, и просит назвать их действия ещё раз, употребляя глаголы во множественном числе.

Упражнение № 21

Цели: совершенствовать умение изменять глагол по лицам, закреплять навык изменять личные окончания глаголов (я пою, вы поёте и т. д.), активизировать глагольный словарь.

Содержание.

На игровое поле друг за другом выставляются картинки или игрушки (цветок, рыба, уж, птица, малыш). Логопед предлагает детям сочинить стихотворение и использовать в нём слова – названия действий. В ходе работы может получиться следующий текст.

ПРОШУРШАЛ ЦВЕТОК ЦВЕТОЧКАМ

- Я ЦВЕТУ И ВЫ …..,

ПРОШЕПТАЛА РЫБКА РЫБКАМ:

- ЯПЛЫВУ И ВЫ …..,

УЖ ШИПЕЛ СВОИМ УЖАТАМ:

- Я ПОЛЗУ И ВЫ …..,

ПРОКРИЧАЛА ПТИЦА ПТИЦАМ:

- Я ПОЮ И ВЫ …..,

МАЛЫШАМ МАЛЫШ НАПОМНИЛ:

- Я РАСТУ И ВЫ ….. .

Логопед показывает на ребёнка, а затем – на нескольких детей:

ТЫ –  ПЛЫВЁШЬ, ОНИ – ...,

ОН – …, ОНИ – …,

ОНА – …, ОНИ – …,

ТЫ – …, ОНИ – … .

Дети самостоятельно добавляют глагол и изменяют его окончание. В конце игры логопед предлагает детям вспомнить, какие слова-названия действий встретились в стихотворении, и ответить на вопрос, как «разговаривали» цветок, рыба, уж, птица.

 

Упражнение № 22

Цели: расширять предикативный словарь, формировать умение соотносить предмет с действием, закреплять структуру предложения по модели «предмет – действие» (                   )

Содержание.

Логопед предлагает детям побывать в «Зоопарке», увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своём, зверином языке. «Как подаёт голос кошка?» – спрашивает логопед. Обычно ребёнок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: «Мяу! Мур-мур…». Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу – мяукает, мур – мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребёнок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит) и возвращают животных в «Зоопарк».

 

Упражнение № 23

Цели: пополнять и закреплять предикативный словарь, закреплять структуру простого предложения    по    модели «предмет – действие» (                ),   закреплять     согласование существительного с глаголом настоящего времени.

Содержание.

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голоса животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово – название действия)

УТКА … КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА … КВАКАЕТ, ЛЕВ … РЫЧИТ, КОРОВА … МЫЧИТ, КОШКА … МЯУКАЕТ, ПОРОСЁНОК … ХРЮКАЕТ, КОЗЛЁНОК … МЕКАЕТ, ПЕТУХ … КУКАРЕКАЕТ.

Упражнение № 24

Цели: расширять предикативный словарь, совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет, закреплять структуру простого предложения.

Содержание.

На игровом поле стилизованная картина леса и водоёма. Здесь же размещаются картинки с изображением животных, птиц, обитателей водоёма. Дети отправляются «на прогулку в лес». Каждому ребёнку предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползает и т. д.

После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.

Упражнение № 25

Цели: пополнять и уточнять предикативный словарь, закреплять структуру простого предложения, расширять представления детей об окружающем мире.

Содержание.

На игровом поле располагают картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и обитателей водоёма. Рядом располагаются четыре полосы с картинками – символами действий: ползает, летит, плывёт, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображениями животных, передвигающихся одинаково и не опасных друг другу, а затем объяснить свои действия.

Упражнение № 26

Цели: расширять и закреплять предикативный словарь, развивать умение узнавать птицу или животное по характерным действиям, совершенствовать навыки работы с символами действий.

Содержание.

Дети вместе с логопедом рассматривают дом и определяют, какой он (одноэтажный или многоэтажный, деревянный или каменный). Педагог предлагает детям угадать, кто живёт в этом красивом доме. Дети рассматривают символы действий, изображённые на ставнях, и угадывают по ним «жильца». Например: летает, вьёт (гнездо), клюёт, поёт – то птица. Правильность ответа ребёнка проверяет, открывая ставни, за которыми прячется «жилец».

 

Упражнение № 27

Цели: развивать предикативный словарь, закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения,  закреплять  структуру  простого  предложения  по модели «предмет – действие»

(                    ).

Содержание.

Логопед напоминает детям, что предметы могут передвигаться различными способами. Педагог комментирует картинки – символы движения. Затем малышам предлагаются картинки с изображениями одушевлённых и неодушевлённых предметов, которые они должны распределить по рядам соответственно: все летающие – в первый, все плавающие – во второй, а все передвигающиеся с помощью колёс – в третий. Одновременно дети составляют предложения: Ласточка летает. Коляска едет и т. д. В конце игры логопед просит назвать все одушевлённые предметы, способные летать, и все неодушевлённые предметы, способные плавать.

Упражнение № 28

Цели: развивать предикативный словарь, закреплять дифференциацию предметов по способу действия,   закреплять   структуру   простого    предложения    по  модели  «предмет – действие»

(                    ).

Содержание.

Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают картинку с символом действия, а затем прикрепляют лепестки с изображениями предметов, способных производить данное действие. Задача участника: быстро «собрать цветок» и объяснить подбор картинок, грамотно составляя предложения.

Упражнение № 29

Цели: уточнять и пополнять предикативный словарь, закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным, формировать умение находить лишнее звено в цепочке предметов, объединённых одним символом действия.

Содержание.

Логопед составляет на игровом поле цепочку из картинок, т. е. подбирает нужные предметы к картинке – символу действия, но при этом умышленно ошибается. Дети хором произносят получающиеся предложения, проверяют педагога, находя ошибку, убирают лишнее изображение и объясняют почему.

Упражнение № 30

Цели: развивать предикативный словарь, закреплять умения узнавать птицу или животное по характерным действиям.

Содержание.

Картинки с изображениями различных предметов располагаются на игровом поле. Логопед предлагает детям угадать птицу или животное по названиям действий. Например: прыгает, летает, клюёт, чирикает… Ребёнок, правильно определивший птицу (воробья), берёт картинку с его изображением к себе. Выигрывает тот, кто получит большее количество картинок. Возможно усложнение речевой задачи. Логопед предлагает детям самостоятельно загадывать друг другу такие загадки.

Упражнение № 31

Цели: развивать предикативный словарь, закреплять умения узнавать слова – названия действий по вопросу.

Содержание.

В игре могут участвовать от двух до пяти детей. Каждый ребёнок выбирает себе столбик картинок, обозначенный меткой – звёздочкой, флажком, солнышком, ёлочкой, цветком. Затем дети по очереди называют действие, изображённое на картинке, двигаясь сверху вниз. Если действие названо правильно, ребёнок закрывает картинку фишкой, соответствующей метке своего ряда. Если малыш затрудняется назвать действие, он пропускает ход, оставляя клетку незакрытой. Побеждает тот, кто первым дойдёт до нижней клетки и закроет все клетки фишками. Эта игра может использоваться и в индивидуальной работе.

Упражнение № 32

Цели: развивать предикативный словарь, закреплять структуру простого распространённого предложения  по  модели  «предмет-действие-предмет» (                           ). Совершенствовать умение детей употреблять в речи глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Содержание.

Логопед загадывает детям загадку о сказочном герое. Затем на игровое поле наклеивается верхняя часть контурной картинки с изображением Буратино, нижняя часть картинки прячется за ширмой. Педагог говорит малышам, что Буратино специально прячется за ширмой и хочет, чтобы дети угадали, что он делает. Герой может стоять, сидеть, бежать, танцевать. Сейчас он не стоит, не бежит и не танцует. Дети угадывают, что Буратино сидит. Логопед убирает ширму, чтобы малыши убедились, что это так (приставляется соответствующая часть картинки). Предлагается несколько вариантов загадок. Затем педагог усложняет задание и спрашивает, что делал Буратино раньше. Дети отвечают: «Буратино сидел». «А сейчас он будет стоять», - говорит логопед и меняет часть картинки. Далее малыши самостоятельно отвечают на вопросы педагога, следуя предложенному образцу ответа. В конце игры дети трансформируют фигурку героя уже без ширмы и повторяют названия действий, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Упражнение № 33

Цели: уточнять и расширять предикативный словарь, знакомить с глаголами совершенного и несовершенного действия, закреплять навык построения простого распространённого действия, закреплять навык построения простого распространённого предложения по модели «предмет-действие-предмет» (                            ).

Содержание.

Логопед рассказывает детям шуточное стихотворение о делах, которые сделал сегодня ребёнок:

РАССКАЖУ Я ВАМ, ДРУЗЬЯ,

ЧТО СЕГДНЯ ДЕЛАЛ Я:

ПРЫГАЛ, БЕГАЛ И СМЕЯЛСЯ,

ПЕЛ, КРИЧАЛ И БАЛОВАЛСЯ.

ОЧЕНЬ ДОЛГО Я ШАЛИЛ:

СТУЛ СЛОМАЛ И СУП ПРОЛИЛ.

ИСПУГАЛСЯ Я, УСТАЛ

И СОВСЕМ ПОСЛУШНЫМ СТАЛ…

Упражнение № 34

Цели: развивать предикативный словарь, закреплять структуру простого распространённого предложения  по  модели  «предмет-действие-предмет»  (                             ), определять взаимосвязи слов в предложении («главные», «неглавные» слова).

Содержание.

На одном игровом поле располагаются в два столбика картинки с изображениями одушевлённых предметов. На другом – картинки-символы действий. Логопед составляет схему «одушевлённый предмет-действие». Детям предлагается подобрать картинки, соответствующие схеме, составить с ним предложения: Заяц грызёт. Девочка моет, Бабушка шьёт и т. д. Затем логопед спрашивает у детей: «Что может грызть заяц?» и предлагает подставить кк уже выбранным картинкам (одушевлённые предмет + символ действия) подходящие картинки из второго столбика (неодушевлённые предметы). Заяц грызёт морковку (капусту, ветку и т. д.). Далее педагог обучает детей задавать вопросы к каждому слову в предложении: «Кто? Заяц. Заяц что делает? Заяц грызёт. Грызёт что? Грызёт морковь». Аналогично задаются вопросы к каждому слову во всех составленных предложениях. Малышам объясняется, что есть «главные» и «неглавные» слова, что «главные», обычно стоят в начале предложения. Закрепляется схема «одушевлённый предмет – действие – неодушевлённый предмет».

Упражнение № 35

Цели: расширять предикативный словарь за счёт приставочных глаголов движения, совершенствовать навык образования слов – названий действий с помощью приставок, закреплять конструкцию простого распространённого предложения.

Содержание.

Картинки располагаются на одном игровом поле, другое свободно для работы. Логопед предлагает детям отправиться в «путешествие». Дети выбирают вид транспорта, и путешествие начинается: «Ехали мы, ехали», – говорит логопед, - «и к реке … подъехали», – добавляют дети и наклеивают соответствующую картинку перед автомобилем. «К реке подъехали, по мосту реку … переехали», – продолжают дети. «Речку переехали дальше поехали… Дальше поехали, к горке … подъехали. На горку въехали, с горки съехали и т. д.». Аналогично дети «совершают путешествие» на самолёте и корабле.

   

Упражнение № 36

Цели: закреплять структуру распространённого предложения по модели «предмет-действие-предмет» (                           ), закреплять навык составления предложений по заданной схеме, учить детей правильно задавать вопросы от слова к слову.

Содержание.

На игровом поле беспорядочно наклеены картинки с изображениями одушевлённых и неодушевлённых предметов и символа действий. На другом игровом поле прикреплена схема структуры     распространённого    предложения (                           ). Детям предлагается самостоятельно составлять предложения, соответствующие данной схеме, подбирая нужные картинки и задавая вопросы от слова к слову.

Упражнение № 37

Цели: закреплять конструкцию простого распространённого предложения, закреплять навык определения главного слова (подлежащего) в простом распространённом предложении, совершенствовать навыки анализа предложения, закреплять правильное употребление существительных в винительном падеже.

 

Содержание.

На одном игровом поле картинки, расположенные парами: лиса – заяц, кукла – девочка, мальчик – конь, малыш – мишка и условные знаки-символы действий (стрелки). Логопед предлагает детям выбрать любую пару картинок, расположить их на свободном игровом поле, слово-действие заменить символом действия. Малышам необходимо определить, какое слово в предложении «главное» и правильно расположить стрелку (острие стрелки указывает на «неглавное» слово). Например: Лиса – заяц. Лиса ловит зайца. Лиса             зайца. Кукла – девочка. Девочка одевает куклу. Кукла              девочка. Ошибки, допущенные отдельными детьми, анализируются и исправляются коллективно.

Упражнение № 38

Цели: уточнять и расширять предикативный словарь, закреплять структуру простого распространённого предложения по модели «предмет-действие-предмет» (                           ), закреплять навыки согласования глагола с существительным, закреплять правильное употребление существительных в форме творительного падежа.

Содержание.

Логопед знакомит детей с весёлыми человечками, которые собираются построить дом. Но вот беда, они не могут разобраться в большом количестве инструментов, лежащих перед ними. Малышам предлагается найти по названному действию инструмент и поместить его рядом с тем человечком, которому он необходим. Например, логопед говорит, что Карандашу нужен инструмент, который пилит. Ребёнок находит инструмент и, сопровождая своё действие предложениями: «Это пила. Пила пилит», – размещает его рядом с Карандашом. Затем дети составляют распространённые предложения, используя глаголы будущего времени. Например: «Карандаш будет пилить пилой. Чиполлино будет строгать рубанком».

Упражнение № 39

Цели: расширять и закреплять предикативный словарь, совершенствовать навыки употребления в речи глаголов прошедшего времени, закреплять умение составлять простые распространённые предложения.

Содержание.

Дети рассматриваются игровое поле. Логопед предлагает им рассказать, чем занимался доктор Айболит вчера. Малыши по очереди составляют предложения по картинкам: Доктор Айболит ходил утром на работу. Он осматривал горло у попугая. Доктор измерял температуру у зайчика и т. д. Логопед следит за порядком слов в предложениях и за тем, чтобы глаголы были употреблены в прошедшем времени.

Упражнение № 40

Цели: расширять предикативный словарь, закреплять структуру простого распространённого предложения (из 4-5 слов), совершенствовать навыки употребления в речи глаголов в будущем времени, закреплять правильное употребление существительных в формах творительного и винительного падежей.

 

Содержание.

Игру можно начать со стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Затем логопед уточняет, с какими профессиями знакомы дети. Нам одно игровое поле наклеиваются картинки с изображениями людей различных профессий, на другое игровое поле – картинки с изображениями мальчика Коли и девочки Оли. Педагог предлагает  малышам подумать и ответить, кем хочет стать Оля. Дети выбирают картинку, например с изображением учителя, наклеивают рядом с изображением девочки и поясняют: Оля станет учительницей. Она будет учить детей. (Аналогично подбираются профессии для Коли).

Затем логопед предлагает каждому ребёнку подумать и ответить, кем он хочет стать. Дети отвечают: Я стану швеёй. Я буду шить одежду. Я стану врачом. Я буду лечить людей и т. д.

Упражнение № 41

Цели: уточнять и расширять предикативный словарь, закреплять структуру простого распространённого предложения по модели «предмет-действие-предмет» (                            ), совершенствовать навыки употребления в речи глаголов настоящего и будущего времени, закреплять правильное употребление существительных в форме творительного падежа.

Содержание.

Игра начинается с чтения стихотворения:

КТО-ТО СТРОИТ,

КТО-ТО ВАРИТ,

КТО-ТО НАМ ОДЕЖДУ ДАРИТ,

КТО СТРОГАЕТ, КТО МЕТЁТ,

СЕТЬ РЫБАЦКУЮ ПЛЕТЁТ, НЕ КОНЧАЕТСЯ ЗАБОТА –

ЕСТЬ У КАЖДОГО РАБОТА!

На игровом поле располагаются картинки с изображениями людей различных профессий и инструментов. Два других поля свободны. Логопед предлагает детям выбрать картинку и перечислить действия человека данной профессии. Например: Дворник метёт, чистит, поливает.

Затем дети распределяются на две команды. Каждая команда должна собрать изображения людей разных профессий (прикрепить на своё игровое поле) и перечислить действия, совершаемые ими. Победившей считается команда, члены которой допустили меньше ошибок и назвали большее количество действий (за правильный ответ даётся фишка). В конце игры логопед предлагает дошкольникам подобрать инструменты, необходимые людям разных профессий для работы. Дети дополняют свои игровые поля изображениям инструментов, поясняя при этом: «Дворник подметает улицу метлой, убирает снег лопатой. Парикмахер подстригает ножницами, сушит феном».

Упражнение № 42

Цели: расширять глагольный словарь, тренировать в подборе глаголов близких по значению (синонимов).

Содержание.

Дети приглашаются в гости в котёнку. Интересно, чем он сейчас занят. Раздаются картинки, вырезанные по контуру. Малыши по очереди наклеивают на игровое поле свою картинку и поясняют действие котёнка словами: «Котёнок смотрит». Логопед предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие. «Смотрит-глядит-наблюдает». При подборе названий для первого действия понадобится помощь взрослого. К другим названиям действий дети самостоятельно подбирают глаголы-синонимы.

Упражнение № 43

Цели: пополнять предикативный словарь, закреплять способы образования глаголов, закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике, знакомить детей с синонимами и антонимами.

Содержание.

Логопед знакомит детей с двумя клоунами, закрепляя картинки с их изображениями на игровом поле. У клоунов необычные имена. Одного зовут Весёлый, а другого – Унылый. Педагог предлагает малышам определить, кто из клоунов Весёлый, а кто Унылый. (В прорези вставляются изображения лиц с соответствующими мимическими выражениями). Дети поясняют, что клоуна с весёлым лицом зовут Весёлый, а клоуна с грустным лицом – Унылый. Логопед спрашивает: «Что всегда делает Весёлый?». Дошкольники отвечают, что Весёлый веселится, смеётся, радуется, хохочет, шутит, забавляется. «А что делает Унылый? – Унылый унывает, грустит, огорчается, скучает, печалится, расстраивается». Лица, изображающие данные эмоциональные состояния, помогают малышам называть действия Унылого и Весёлого клоунов. В конце игры логопед просит детей ответить, что делают они сами, когда вокруг них радость. Дети отвечают: «Мы радуемся». (Веселье – веселимся, смех – смеёмся, хохот – хохочем, грусть – грустим, скука – скучаем, печаль - печалимся).

Упражнение № 44

Цели: расширять предикативный словарь за счёт приставочных глаголов, обозначающих движение, закреплять конструкцию простого распространённого предложения по модели «одушевлённый   предмет  –  действие  –  неодушевлённый   предмет» (                              ), совершенствовать навыки мышления (формировать умение выбирать из множества вариантов единственный верный и объяснять свой выбор).

Содержание.

Дети знакомятся с отважным Котом, у которого есть друг Слонёнок, живущий в далёкой Африке. Коту придётся преодолеть длинный путь, чтобы навестить друга. (Рассматриваются картинки с участками пути: небо, степь, гора, море, дорога). Ребёнок, желающий помочь Коту, закрывает его фигуркой клетку с изображением предмета, помогающего путешественнику преодолеть определённый отрезок пути. Действие поясняется: «Кот полетит по небу на самолёте». Если ход верный, ребёнок получит фишку, на которой изображена цифра с указанием количества преодолённых километров. В конце игры дети считают количество километров, пройденных котом.

Упражнение № 45

Цели:

Содержание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи"

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, его одщее развитие. обеспечивая ему упешное обучение в школе....

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...