Экологическое воспитание в работе учителя-логопеда ДОО: современные подходы к развитию речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ломтева Татьяна Ивановна

Экологическое воспитание в работе учителя-логопеда ДОО: современные подходы к развитию речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Экологическое воспитание в работе учителя-логопеда ДОО: современные подходы к развитию речи.

Т.И. Ломтева

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №149 «Елочка» г. Тольятти

Rоmаshinа.tаtiаnа@yаndеx.ru

     Для учителя-логопеда детского сада окружающий мир является бесценной и многофункциональной развивающей средой. Экологическое воспитание предоставляет уникальный контекст, который позволяет вести коррекционную работу естественно, увлекательно и с высокой мотивацией ребенка. Работа с темой природы не просто обогащает словарь, но и стимулирует все компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связную речь.

     Главной целью в работе является использование экологического содержания для создания насыщенной, эмоционально окрашенной речевой среды, которая способствует преодолению речевых нарушений и формированию начал экологического сознания. Работая в детском саду № 149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, мы решаем следующие специфические задачи:

  • Коррекция звукопроизношения: Автоматизация и дифференциация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях на экологическую тематику (например, автоматизация [С] в словах «сосна», «лист», «песок»; [Р] — «рак», «ворона», «трава»).
  • Развитие лексико-грамматического строя речи:

    Обогащение словаря: Введение и активизация существительных (названия растений, животных, явлений природы), прилагательных (цвет, форма, размер, свойства: «шершавая кора», «гладкий камень», «сочный лист»), глаголов («прорастает», «кружит», «шумит», «шелестит»).

   Формирование грамматических категорий: Согласование существительных с прилагательными и числительными, употребление предлогов («под березой», «из земли», «между цветами»), словообразование («лист – листик – листва», «ель – еловый»).

  • Развитие связной речи: Составление описательных рассказов о природных объектах, рассказов по серии картинок о жизни животных, пересказов экологических сказок.
  • Развитие психических процессов: Стимуляция слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и воображения, что является неотъемлемой частью логопедической работы.

Современные подходы и методы в практике логопеда:

    1. Интегрированный логопедический подход.

Логопед органично вплетает экологический материал в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий.

    2.  Артикуляционная гимнастика в тематике: Упражнения превращаются в мини-истории: «Язычок-путешественник» («Чистим зубки» — как дятел долбит дерево, «Чашечка» — собираем капельку росы, «Иголочка» — показываем жало пчелы).

    3. Дыхательные упражнения: «Подуй на одуванчик», «Сдуй снежинку с варежки», «Помоги бабочке улететь» — эти игры развивают целенаправленную воздушную струю, необходимую для правильного звукопроизношения.

    4. Автоматизация звуков через лексические темы: Тема «Лес» для автоматизации [Л], «Насекомые» для [З] и [Ж], «Зима» для [С].

    5. Проектно-исследовательская деятельность с речевым акцентом.

Логопед может быть инициатором или участником краткосрочных проектов, где речевое развитие — ключевой результат. Например:

  • Проект «Наш огород на окошке»: Дети не только сажают семена, но и ведут «Дневник наблюдений», где с помощью логопеда записывают (рисуют-схематически) и проговаривают изменения: «Мы посадили семя. Появился росток. Росток стал ростком с листом».
  • Проект «Кто такие насекомые?»: Создание альбома с подписями, сбор коллекции слов-признаков, составление описательных загадок.

     6. Создание речевой развивающей среды в «логопедическом уголке природы».

     Уголок природы в кабинете логопеда— это не просто украшение, а рабочий инструмент. Например:

  • Сенсорные коробки: Коробки с песком, камнями, шишками, фасолью, где спрятаны фигурки животных. Ребенок, находя их, называет, определяет положение в пространстве (справа, под шишкой), придумывает предложение.
  • Дидактические игры экологического содержания:

  · «Четвертый лишний» (логопедический вариант с акцентом на определенный звук).

  · «Подбери признак» (Еж – какой? (колючий, быстрый, серый)).

  · Лото «Чей хвост? Чей след?» для работы над словообразованием.

  · Серии картинок «Времена года» для развития связной речи.

  7. Использование ИКТ и наглядного моделирования.

  • Интерактивные игры: Создание презентаций, где детям нужно «поселить» животное в его среду обитания, назвав его правильно, или выбрать картинку, в названии которой есть заданный звук.
  • Мнемотехника: Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов о природных объектах (дерево, животное, явление природы). Это помогает ребенку выстроить грамматически правильную и логичную фразу.

   8. Взаимодействие с воспитателями и родителями.

   Логопед выступает как консультант, предлагая воспитателям и родителям речевой материал для закрепления. Например:

  • Логопедические пятиминутки для родителей на экологические темы: «Какие слова учить по теме «Осень»», «Игры по дороге в детский сад: наблюдаем и говорим».
  •  Совместные акции: «Покормим птиц» с последующим составлением рассказа о том, кто прилетел к кормушке.

    Для учителя-логопеда экологическое воспитание — это не дополнительная нагрузка, а мощный и ресурсный союзник. Оно предоставляет безграничные возможности для создания ситуаций живого, осмысленного и эмоционального общения. Через познание природы, заботу о ней у детей не только корректируются речевые нарушения, но и формируется важнейшая потребность — ясно и правильно выражать свои мысли и чувства о мире, в котором они живут. Такой интегрированный подход делает логопедическую работу более эффективной, комплексной и интересной для всех ее участников.

Использованная литература в разработке:

1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». – М., 2009.

2. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2007.

3. Шорыгина Т.А. «Беседы о природе. Методические рекомендации». – М., 2017.

4. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине». – М., 2010. (Методы адаптированы для природных объектов).

5. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет». – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...

Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда ДОО с детьми с ОНР

Статья предназначена для педработников ДОО. МАтериал можно использовать на занятиях логопедами и воспитателями ДОО с детьми с ОНР....

Современные подходы по развитию речи в процессе образования и воспитания дошкольников.

                           Актуальность проблемы речевого развития.    Говорить умеют все, но говорить правильно,...

Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда

Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда...

статья «Современные методы работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

Статья " Современные методы работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи"...