Экологическое воспитание в работе учителя-логопеда ДОО: современные подходы к развитию речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Экологическое воспитание в работе учителя-логопеда ДОО: современные подходы к развитию речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в работе учителя-логопеда ДОО: современные подходы к развитию речи.
Т.И. Ломтева
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №149 «Елочка» г. Тольятти
Для учителя-логопеда детского сада окружающий мир является бесценной и многофункциональной развивающей средой. Экологическое воспитание предоставляет уникальный контекст, который позволяет вести коррекционную работу естественно, увлекательно и с высокой мотивацией ребенка. Работа с темой природы не просто обогащает словарь, но и стимулирует все компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связную речь.
Главной целью в работе является использование экологического содержания для создания насыщенной, эмоционально окрашенной речевой среды, которая способствует преодолению речевых нарушений и формированию начал экологического сознания. Работая в детском саду № 149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, мы решаем следующие специфические задачи:
- Коррекция звукопроизношения: Автоматизация и дифференциация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях на экологическую тематику (например, автоматизация [С] в словах «сосна», «лист», «песок»; [Р] — «рак», «ворона», «трава»).
- Развитие лексико-грамматического строя речи:
Обогащение словаря: Введение и активизация существительных (названия растений, животных, явлений природы), прилагательных (цвет, форма, размер, свойства: «шершавая кора», «гладкий камень», «сочный лист»), глаголов («прорастает», «кружит», «шумит», «шелестит»).
Формирование грамматических категорий: Согласование существительных с прилагательными и числительными, употребление предлогов («под березой», «из земли», «между цветами»), словообразование («лист – листик – листва», «ель – еловый»).
- Развитие связной речи: Составление описательных рассказов о природных объектах, рассказов по серии картинок о жизни животных, пересказов экологических сказок.
- Развитие психических процессов: Стимуляция слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и воображения, что является неотъемлемой частью логопедической работы.
Современные подходы и методы в практике логопеда:
1. Интегрированный логопедический подход.
Логопед органично вплетает экологический материал в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий.
2. Артикуляционная гимнастика в тематике: Упражнения превращаются в мини-истории: «Язычок-путешественник» («Чистим зубки» — как дятел долбит дерево, «Чашечка» — собираем капельку росы, «Иголочка» — показываем жало пчелы).
3. Дыхательные упражнения: «Подуй на одуванчик», «Сдуй снежинку с варежки», «Помоги бабочке улететь» — эти игры развивают целенаправленную воздушную струю, необходимую для правильного звукопроизношения.
4. Автоматизация звуков через лексические темы: Тема «Лес» для автоматизации [Л], «Насекомые» для [З] и [Ж], «Зима» для [С].
5. Проектно-исследовательская деятельность с речевым акцентом.
Логопед может быть инициатором или участником краткосрочных проектов, где речевое развитие — ключевой результат. Например:
- Проект «Наш огород на окошке»: Дети не только сажают семена, но и ведут «Дневник наблюдений», где с помощью логопеда записывают (рисуют-схематически) и проговаривают изменения: «Мы посадили семя. Появился росток. Росток стал ростком с листом».
- Проект «Кто такие насекомые?»: Создание альбома с подписями, сбор коллекции слов-признаков, составление описательных загадок.
6. Создание речевой развивающей среды в «логопедическом уголке природы».
Уголок природы в кабинете логопеда— это не просто украшение, а рабочий инструмент. Например:
- Сенсорные коробки: Коробки с песком, камнями, шишками, фасолью, где спрятаны фигурки животных. Ребенок, находя их, называет, определяет положение в пространстве (справа, под шишкой), придумывает предложение.
- Дидактические игры экологического содержания:
· «Четвертый лишний» (логопедический вариант с акцентом на определенный звук).
· «Подбери признак» (Еж – какой? (колючий, быстрый, серый)).
· Лото «Чей хвост? Чей след?» для работы над словообразованием.
· Серии картинок «Времена года» для развития связной речи.
7. Использование ИКТ и наглядного моделирования.
- Интерактивные игры: Создание презентаций, где детям нужно «поселить» животное в его среду обитания, назвав его правильно, или выбрать картинку, в названии которой есть заданный звук.
- Мнемотехника: Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов о природных объектах (дерево, животное, явление природы). Это помогает ребенку выстроить грамматически правильную и логичную фразу.
8. Взаимодействие с воспитателями и родителями.
Логопед выступает как консультант, предлагая воспитателям и родителям речевой материал для закрепления. Например:
- Логопедические пятиминутки для родителей на экологические темы: «Какие слова учить по теме «Осень»», «Игры по дороге в детский сад: наблюдаем и говорим».
- Совместные акции: «Покормим птиц» с последующим составлением рассказа о том, кто прилетел к кормушке.
Для учителя-логопеда экологическое воспитание — это не дополнительная нагрузка, а мощный и ресурсный союзник. Оно предоставляет безграничные возможности для создания ситуаций живого, осмысленного и эмоционального общения. Через познание природы, заботу о ней у детей не только корректируются речевые нарушения, но и формируется важнейшая потребность — ясно и правильно выражать свои мысли и чувства о мире, в котором они живут. Такой интегрированный подход делает логопедическую работу более эффективной, комплексной и интересной для всех ее участников.
Использованная литература в разработке:
1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». – М., 2009.
2. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2007.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о природе. Методические рекомендации». – М., 2017.
4. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине». – М., 2010. (Методы адаптированы для природных объектов).
5. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет». – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...

Семинар ассоциации педагогов дошкольного образования. Секция "Учителя-логопеды, учителя-дефектологи" г. Москвы. Тема "Развитие речи детей с ОНР через проектную деятельность"
Использование продуктивной детской деятельности для развития речи детей с ОНР....

Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда ДОО с детьми с ОНР
Статья предназначена для педработников ДОО. МАтериал можно использовать на занятиях логопедами и воспитателями ДОО с детьми с ОНР....

Современные подходы по развитию речи в процессе образования и воспитания дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Говорить умеют все, но говорить правильно,...

Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда
Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда...

Мастер-класс "Патриотическое воспитание в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога"
Мастер-класс в рамках методической недели....
статья «Современные методы работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Статья " Современные методы работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи"...
