Мастер класс : «Использование элементов литотерапии в преодолении речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте»
материал по логопедии

Попова Светлана Михайловна

Камни отдельная история в жизни детей. Непонятно почему, их все любят. Совсем маленькие – перебирают их ручками, детки постарше играют, строят пирамиды.

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Коррекция речевых нарушений при ОНР требует системный комплексный подход.

К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов.

Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Эти методы не являются самостоятельными, их использование в совокупности с традиционными методами, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в результате, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, эмоциональную сферу ребенка, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_litoterapiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему: «Использование элементов литотерапии в преодолении  речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте»

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок. Например, некоторые свойства камней отражены в известных всем фразах.

 «Продолжи фразу»: -        

 Глаз — алмаз ;    

  Грызть -  гранит науки.

 Время собирать камни.

 Не держи камень за пазухой.

  Нашла коса на камень.

Камни отдельная история в жизни детей. Непонятно почему, их все любят. Совсем маленькие – перебирают их ручками, детки постарше играют, строят пирамиды.

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Коррекция речевых нарушений при ОНР требует системный комплексный подход.

К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов.

Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Эти методы не являются самостоятельными, их использование в совокупности с традиционными методами, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в результате, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, эмоциональную сферу ребенка, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Одним из наиболее интересных для детей методом, является литотерапия. 

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение».

Камень – это лекарство, которое ощущают и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются.

Помимо природных камней можно и нужно использовать искусственные камни. Камни, должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь, без зазубрин.

На коррекционных  занятиях с детьми с ОНР используются элементы литотерапии

1) Игры для развития мелкой моторики:

-   перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно, фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

-    массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);

          - пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;

         -  речевые игры с использованием камней;

2) Речевые игры для развития фонематического слуха:

-   «Звуковая мозаика» (ребенку предлагается слово, если он услышал нужный звук, то выкладывает белый камень на карточку, а если такого звука в слове нет, то кладет черный камень).

3)      Игры для развития связной речи:

-    «Красивые картинки» (ребенок выкладывает отдельные предметы из камней на фоне, затем придумывает рассказ по этой картине).

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка.

Во-первых, такого рода взаимодействие с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе, к своим ощущениям. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

В своей работе я решила использовать элементы литотерапии на занятиях и в свободной деятельности. А именно:

-перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек;

-самомассаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев  камешками);

-логопедические игры с использованием камней.

Я вам предлагаю выполнить некоторые упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики «Дышим свежим воздухом».

Цель: значительное восстановление укрепление всего аппарата кровообращения; повышение общей сопротивляемость организма. Оборудование: камешки для каждого педагога.

Ход упражнений. «Согреем камешек». Педагоги согревают камешек теплом своего дыхания, дуют на него длительно и плавно... Вдох делают носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягивают в себя животик.

Массажные упражнения для рук.

 Цель: оздоровление организма через стимулирование биологически активных точек на ладонях, развитие мелкой моторики кистей рук. Оборудование: камешки для каждого педагога. Ход упражнений. - Самомассаж кистей рук. Дети аккуратно покатают камешек между ладошками. Пытаются почувствовать его форму, ощутить его прохладу или тепло. Катать камешек необходимо от кончиков пальцев до основания ладони. Камешек перекладывается на левую ладонь, а правой необходимо прокатить камешек по каждому пальчику; совершаются вращательные движения камешком по ладони. Затем выполняются массаж для правой ладони. («Камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее».)

 Сжимание камешков в ладонях, катание камешка по ладошкам.

«Камень я в руке сжимаю,

Взад-вперёд его гоняю,

Поиграю я немножко,

Будто я поглажу кошку»

Игровое упражнение "Построй дорожку".

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики. Оборудование: камни различных цветов, шаблоны для выкладывания дорожек. Ход упражнения: предлагается построить дорожку из камней (на шаблоне размечена схема дорожки).  

Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков

Оборудование: карточки, поделённые на 9 квадратов, камни серого и белого цветов

Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

-Если услышишь звук «Р», серый  камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.

- А теперь камешки убирай: на серый камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.

Кролик, крутой, открывать, красавица, выкройка, крот, крупный, крышка, крапива, укроп, акробат, крупа, крыша, микроб, вокруг, круг, крыса, краска, крошки, кроссовки, кружок, мокрый,  краб, кромка, кровать, крутить, скрытый, кран, крона, кроткий, закрывать, красивый, крыть, крыжовник, закрыть, икра, искра, кружева, крутой,

Фонари, сухари, парик, ирис, турист, старик, перина, курица, снегири, топорик, фонарик, комарик, шарик,   пузыри, звери, двери, старик.

Лак, лук, лось, лампа, ластик, ласточка, лаз, ландыш, лупа, лук, луч, лунка, луковица, лось, лодка, локоть, лыжник, луна, лук, лунатик, лукошко.

Ель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы, пальто, батальон, почтальон, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон, табель, шницель, дельфин. 

Заключение

  Нетрадиционные методы воздействия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии – эффективные средства коррекции, все чаще применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи.

  На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того,  альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования  как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...

«Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней. Литотерапия – это одна из эффективных коррекционно-оздоровительных технологий, ставшая популярн...