Проект "Развитие фонематического восприятия, предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Бойко Оксана Александровна

Проект"Развитие фонематического восприятия, предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

_____________УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК»___________

238310, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Васильково, ул. Калининградская, д.12, тел.

615004, ИНН 3917044678 КПП 391701001 ОГРН 1163926068184,

E-mail:mbdouds5rucheek@mai.ru

Комплексный проект на тему: «Развитие фонематического восприятия, предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста»

(возрастная группа 6 – 7 лет)

Выполнили:

Учителя-логопеды

Бойко О.А.

Крупицкая Ю. Ю.

п. Васильково

2021

Введение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Это доказал плановый мониторинг речи детей МБДОУ №5 «Ручеёк», проведенный в сентябре 2021 года. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности – это многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы, речеслуховой, речедвигательный, зрительный, моторный.

Целесообразно обратить внимание у детей дошкольного возраста на дифференциацию таких понятий как звук и буква, на зрительный образ буквы, дифференциацию звуков.

      К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы предпосылки к успешному обучению чтением и письмом. Таким образом, именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребенка речевые функции для овладения чтением и письмом (слуховая дифференциация звуков, языковой анализ и синтез) и неречевые функции, среди которых особое значение имеют зрительный анализ и синтез, пространственные представления.

В этом и заключается актуальность и педагогическая целесообразность данного проекта.

     

Цель: Развитие речевых и неречевых функций у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет, способствующих формированию предпосылок к успешному овладению чтением и письмом.

Задачи:

- промежуточный, итоговый мониторинг развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет;

- развитие слухового восприятия, фонетического анализа и синтеза (дифференциация звуков);

- развитие зрительного восприятия (формирование зрительного образа буквы);

- формирование звуко-буквенного анализа (дифференциация звука и буквы);

- развитие пространственных ориентировок;

- формирование сенсорного образа буквы (тактильно, зрительно);

Методы и формы работы: ОД «По дороге к Азбуке» (подгрупповые занятия по речевому развитию в группах 6 – 7 лет); индивидуальные мониторинги; индивидуальная работа;

Участники: дети 6 – 7 лет (группа «Божья коровка», «Бабочка»); родители (просветительская работа); воспитатели (просветительская работа).

 Возраст детей: 6 – 7 лет

Тип проекта: групповой; комплексный; долгосрочный

Информационные и материально-технические ресурсы:

Ожидаемые результаты: дети смогут дифференцировать гласные звуки и согласные; согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости; делить слова на слоги; ставить ударение в слове; выполнять звуко-буквенный анализ слова. У воспитанников сформируются зрительный образ буквы, пространственная ориентировка, что способствует развитию речевых и неречевых функций, влияющих на формирование предпосылок к успешному овладению чтением и письмом.

Продукты проекта:

  1. План-график мероприятий

- Предварительный этап: мониторинг детей с 2 по 15 сентября; изучение литературы; анкетирование родителей; подготовка материала к подгрупповым занятиям:

- картотека предметных картинок на все звуки русского языка

- пособие «Цветные квадраты» - плоскостная ориентировка

- пособие «Тактильные гласные буквы»

- конспекты ОД

- звуко-буквенная лента

- схема слова

- символы гласных и согласных звуков, символы слогового деления

 

  1. Основной этап

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование пространственной предметно-развивающей  среды

1 раз в неделю в течение учебного года

в течение года

сентябрь

октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май  

ОД «По дороге к Азбуке»

Промежуточный мониторинг

Промежуточный мониторинг

Консультация для родителей

«Роль развития фонематического восприятия»

Консультация для родителей «Профилактика зеркального письма» (раздаточный материал)

Открытое занятие «Праздник звуков и букв»

Картотека предметных картинок на все звуки русского языка

«Цветные квадраты»

Схема слова

Символы гласных звуков, слогов

Тактильные гласные буквы

Пропевание гласных звуков по методике Овчинниковой

«Буквы из ниток» (индивидуальный раздаточный материал – наждачная бумага и нитки)

«В букву превратись!»

Схема предложения

Ударение

Открытое занятие «Праздник звуков и букв»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Рассматриваются основные виды дисграфии и направлени...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста (презентация)

Рассматриваются основные виды дисграфии и методы коррекционной работы...

"Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"

Статья для родителей будущих первоклассников...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

У многих детей возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, "зеркальное"написание букв и.т.п), которые свидетельствуют о наличи...

Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста (методическое пособие)

Работа посвящена предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста.      Для лучшего понимания проблема рассмотрена в единстве: механизмы письменн...

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста.

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. ...

Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»

Доклад из опыта работына тему:  «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...