сентябрь 2025 Консультация для воспитателей: «Нейроигры как средство развития речи у старших дошкольников с нарушениями речи»
консультация по логопедии
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях все больше появляется детей с нарушениями речи. Дошкольники данной категории бывают моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Нейроигры как средство развития речи у старших дошкольников с нарушениями речи»
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях все больше появляется детей с нарушениями речи. Дошкольники данной категории бывают моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много: экологические, биологические и социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, это малоподвижный образ жизни современных детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Для того чтобы ребёнок с нарушениями речи успешно осваивал образовательную программу, развивался гармонично, научился писать и читать, требуется развитое зрительное восприятие, хорошая переключаемость внимания, память и пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет овладение ребенком важных жизненных навыков и общение с педагогами и сверстниками, а также значительно сказывается на запоминании образа букв, ведет к их быстрому забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость и переключаемость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить последовательность моторных действий, сложные зрительные конструкции. Особенно часто это выражается в трудности запоминания элементов букв. Ребенок с нарушениями речи зачастую может путать буквы и их элементы.
Развивать внимание и переключаемость необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с письмом, работой на компьютере, управлением автомобилем.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. При этом, нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроигра.
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- ребёнок учится чувствовать пространство, свое тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
Далее мы представим вашему вниманию подборку нейроигр, которые воспитатели могут включить в свою работу как разминку перед занятиями по развитию речи и обучению грамоте старших дошкольников.
- Игра «Падишах».
Данную игру можно проводить с детьми в возрасте от 5 лет. Данная игра способствует:
-концентрации внимания;
-синхронизации работы левого и правого полушария;
- тренировке межполушарных связей;
- оптимизации и улучшение мозговой деятельности в целом;
- развитию навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (а потом – хлопок по бедрам)
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (потом – хлопок по бедрам)
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
Оху (руки перекрещиваются на груди), АХу (потом – хлопок по бедрам)
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХу (потом – хлопок по бедрам)
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
Оха (руки перекрещиваются на груди), АХа (потом – хлопок по бедрам)
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
Оха (руки перекрещиваются на груди), АХа (потом – хлопок по бедрам).
- Игра «Стаканчики».
Эта увлекательная и веселая игра поможет удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Она очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.
Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а на прогулке с использованием стола.
Ход игры:
Играет любое количество человек. Главное — точно повторять движения за водящим. Допустивший ошибку, покидает игру. Каждый получает стакан (чашку), ставит его, перевернув вверх дном, на стол или на пол перед собой. Порядок движений такой: левой рукой хлопаем по столу слева от стакана, затем правой — справа.
Левой рукой задеваем дно стакана. Хлопаем в ладоши и правой рукой передвигаем стакан соседу в правую сторону. Хлопаем в ладоши и левой рукой переворачиваем стакан, который получили слева. Вновь правой рукой переставляем стакан вправо, не забыв перевернуть его вверх дном. Скрещиваем руки и два раза стучим по столу так, чтобы стакан находился между руками. Разводим руки, задеваем дно стакана у соседа справа, затем слева и правой рукой перемещаем стакан игроку справа. Получив стакан слева, вновь двигаем его правому соседу. Все начинается сначала. Водящий задает темп. Можно придумать слова, которые помогут в игре.
Слева, справа и по дну.
Хлоп, и вправо отдаю.
Хлоп, и левой поверну,
Правой вправо отдаю.
Крестик, крестик, стук по дну,
Вам стакан передаю.
Игра «Пластилиновые буквы»
Данная игра может показать ребенку, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать). В ходе игры можно использовать короткие стишки с визуальным подкрепление для запоминания и разграничения сходных по написанию букв.
Цели игры:
- закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание);
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- учить не выходить за контур;
- закреплять изученные буквы;
- воспитывать доводить начатое дело до конца.
Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные буквы на картоне, ламинированном скотчем, салфетка.
Ход игры:
Предложить детям отщипнуть кусочек шарикового пластилина, скатать колбаску и надавить на картинке буквы. Произнести вслух вылепленную букву.
Обратите внимание! Если ваш ребенок еще не имеет навыка работы с пластилином, предварительно научите его основным приемам работы с этим материалом: потренируйтесь в разминании пластилина, скатывании, вытягивании, в соединении деталей.
Варианты:
Можно разнообразить игру с пластилиновым конструктором, используя пластилин разного цвета.
Изготовьте одинаковые наборы деталей 2-4 цветов. Составьте букву из деталей разного цвета.
Проверьте, остались ли еще детали соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите ребенку выложить точно такую же букву. Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Для этого вместе с ребенком выложите первую букву имени человека, которому будет предназначаться подарок, прикрепите ее к яркому картону, украсьте с помощью стеки (нарисуйте на ней черточки, клеточки, точечки, волнистые линии) или прикрепите к букве мелкие камешки, бусинки, семена растений, крупу.
Нейроигры, в которых задействуются межполушарные связи помогают дошкольникам с нарушениями речи сконцентрировать внимание, развивают память и переключаемость. Также нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
Нейроразминки и игры в совокупности, с специальными игровыми приемами и продуктивной деятельность, используемыми перед занятиями по обучению грамоте, закрепляют знания дошкольников о буквах, помогают в овладении чтением, расширяют словарный запас, учат сосредоточенности и усидчивости.
Помогите ребёнку понять, что разные буквы отличаются друг от друга вовсе не цветом и размером. Постарайтесь сделать так. Чтобы ребёнок сам выявил желание смастерить буквы и поиграть с ними. Ведь если включается его моторная память, то пальцы, мелкие мышцы руки помогут мозгу запомнить начертания букв. А кроме того, делать буквы – это весело!
Материал подготовила:
учитель-логопед Бармина Ирина Олеговна
МБДОУ д/с №19 «Антошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи
Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....

Консультация для педагогов. Песочная терапия как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи.
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка....
Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"
Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

Игрушка-перекидушка как средство развития речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Моторные навыки – это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все – от ходьбы до письма.Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на о...

Консультация для воспитателей: нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста
Уровень детей с невысоким или даже низким показателем речевого развития, дети имеющие проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти часто встречаю...
Консультация для воспитателей. «Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Как известно у ребёнка до трёх лет доминирует правое полушарие мозга. В возрасте трёх лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга. Соответственно, работа правого п...
