Презентация "Развитие навыка языкового анализа и синтеза у дошкольников"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бочарова Оксана Викторовна

Сформированность различных форм языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста отражается в разных аспектах: в умении различать звуки, анализировать слоговую структуру слова, понимать морфемный состав слова и анализировать структуру предложения.  Методика формирования и совершенствования языкового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста . учитель- логопед Бочарова О.В.

Слайд 2

Языковой анализ и синтез- это умственная деятельность, связанная с мысленным разложением языковых единиц на составляющие (анализ) и их последующим соединением в единое целое (синтез). Анализ предполагает разделение текста на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, тогда как синтез: составление предложений из слов, слов из слогов и звуков. Эти навыки меют решающее значение для развития речи и письма, а их недоразвитие может приводить к таким нарушениям, как дисграфия. .

Слайд 3

К различным формам языкового анализа и синтеза относятся : анализ структуры предложения ; слоговой анализ и синтез ; фонематический анализ и синтез . .

Слайд 4

К анализу структуры предложения относится умение делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество . Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова . Слово делится на слоги ; затем слог делится на звуки . Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова , так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков . Фонематический анализ включает как простые , так и сложные формы анализа звуковой структуры слова . К простым формам фонематического анализа относится определение наличия ( отсутствия ) звука , определение первого ( последнего ) звука . Сложными формами являются определение количества звуков ( количественный анализ ), определение последовательности звуков ( последовательный анализ ), определение места звука в слове по отношению к другим звукам ( позиционный анализ ). .

Слайд 5

Формирование навыка анализа структуры предложения С целью формирования умения определять количество , последовательность и место слов в предложении рекомендуются следующие задания : 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем . 2. Придумать предложение с определенным количеством слов . Девочка катается.- 2 слова 3 слова: Девочка поливает цветы. 4 слова: 5 слов: .

Слайд 6

3. Распространить предложение , увеличив количество слов . Мальчик поднимает гантелю. Мальчик поднимает тяжелую гантелю. 4. Составить предложения по нескольким картинкам , на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях . .

Слайд 7

5. Составить предложение из слов , данных в беспорядке . 6. Определить место слов в предложении ( какое по счету указанное слово ). 7. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение . Читают, дети, книжки, новые. 1 2 3 4 Таня уронила красный мячик. .

Слайд 8

Формирование навыка слогового анализа и синтеза . При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания : • отхлопать или отстучать слово по слогам, • сопровождать произнесение слова по слогам движением руки с лева на право. Используется также прием восприятия тыльной стороной ладони движений нижней челюсти . В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова . Дети должны усвоить основное правило слогового деления : в слове столько слогов , сколько гласных звуков . Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма , как пропуски гласных или их добавления .

Слайд 9

Выделение гласного звука из слога Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными , например : а м , ус , ма , да , к н а , аст , зо т . Рекомендуются следующие задания : 1. Назвать только гласный звук слога . 2. Определить место гласного звука в слоге , показать соответствующую букву . 3. Придумать слог , в котором гласный звук на первом , втором или третьем месте и т . д . .

Слайд 10

Выделение гласных звуков из слова Рекомендуются следующие упражнения : 1. Назвать гласные звуки слова . Предлагаются слова , произношение которых не отличается от написания ( лапа , лужа , мак , диван , утка , корка , трава , канава , капуста ). 2. Выделить гласные звуки из слова , подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки . 3. Разложить картинки под соответствующими гласными буквами . Предварительно дети называют картинки . Предлагаются картинки на односложные слова , например : сук , нос , пол , стул , рот , стол , лук , дым , сом , сыр . . О У

Слайд 11

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий : 1. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии . 2. Игра « Поезд » . Детям предлагается макет поезда : паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне следует « разместить » слова - картинки из одного слога , во втором – из двух слогов , в третьем – из трех . Предлагаются картинки на односложные , двусложные и трехсложные слова . .

Слайд 12

3. Выделить первый слог из названий картинок ( записать его ) . Объединить слоги в слово , слова - в предложение ( и прочитать его ) . Можно предложить детям следующие картинки : ма лина , ма шина , кубик , п ират , лапа , муравей , куча . После выделения первого слога в словах получается предложение Мама куп ила муку . 4. Определить пропущенный слог в названии картинки . Например : - ва , ра - , бел -, - ведь , - рог . 5. Выделить из предложений слова , которые состоят из двух или трех слогов . .

Слайд 13

6. По сюжетной картинке назвать слова из одного , двух , трех слогов . Предварительно дети называют предметы , изображенные на сюжетной картинке , и т . д . .

Слайд 14

На последнем этапе выполняются задания по формированию слогового анализа и синтеза в умственном плане , на основе слухопроизносительных представлений . Рекомендуются следующие задания : 1. Придумать слова с двумя или тремя слогами . 2. Придумать слово с определенным слогом в начале , например , со слогом на . 3. Придумать слово с определенным слогом в конце , например , со слогом ка . 4. По сюжетной картинке ( без предварительного называния предметов ) назвать слова из одного , двух или трех слогов и т . д . .

Слайд 15

Формирование навыка фонематического анализа и синтеза 1. Выделение звука на фоне слова Взрослый предлагает детям определить отсутствие или наличие звука в словах различной сложности : односложных , двухсложных , трехсложных , без стечения и со стечением согласных . Причем заданный звук должен находиться и в начале , и в середине , и в конце слова ( кроме звонких согласных ). Приведем задания по выделению , например , звука [ м ] на фоне слова . 1. Хлопнуть в ладоши , если в слове имеется звук [ м ]. Слова называет взрослый , например : мука , нос , мыло , шапка , санки , мак , книга , комар , смола , стол , ком , ромашка , собака , дом , карман . 2. Отобрать предметные картинки , в названии которых есть звук [ м ]. .

Слайд 16

3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком [ м ]. 4. Придумать слова со звуком [ м ]. 5. Назвать животных , овощи , фрукты , растения , посуду или игрушки , в названиях которых есть звук [ м ]. 6. Добавить слог со звуком [ м ], чтобы получилось слово . Например : ра -, ко- ры, ду-, са-, ка-ши . Педагог предлагает детям назвать все слово ; определить , в каком слоге находится указанный звук , в первом или во втором ; затем произнести все слово , уточнить место звука в нем . 2. Определение первого и последнего звука в слове . 3. Выделение ударного гласного из начала слова . 4. Определение конечного согласного в слове . Определяется конечный согласный сначала в слоге , потом в слове . 5. Определение первого согласного в слове . .

Слайд 17

6. Определение места звука в слове Работа по определению места согласного звука в слове ( начало , середина , конец ) проводится с помощью следующих упражнений : 1. Разложить в три ряда картинки , в названии которых есть звук [ л ]: первый ряд -- картинки , в названии которых звук слышится в начале слова ; второй ряд -- картинки , в названии которых звук произносится в середине слова ; третий - картинки на слова , в которых звук в конце слова . 2. Игра « Светофор » . Используется бумажная полоска , разделенная на три части : красная левая часть - начало слова , средняя желтая - середина , зеленая правая - конец . Взрослый называет слово . В зависимости от того , где слышится заданный звук в слове , дети ставят фишку на красную , желтую или зеленую часть полоски . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть  навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.Вся система логопедической ...

Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников

В содержании разработки представлен комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков язык...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

Трудности усвоения навыков языкового анализа и синтеза, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза должно осуществляться на уровне слова и предложения, слога, фонемы.Самой сложной формой языкового анализа и синтеза является полный фонематический анал...

Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)

В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями

В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических меропр...