Консультации для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа)

Салихова Эльвира Асгатовна

Значение пословиц и поговорок в становлении личности велико. В них как нельзя лучше отражено критическое и творческое отношение к миру и человеку. Через них формируется наше мировоззрение с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад"

МАОУ" КСОШ-ДС"

 


Консультация для педагогов

на тему:

 «Образный мир пословиц и поговорок!»

 

Выполнила

воспитатель:

Салихова Э.А.

                                              2022г.

Значение пословиц и поговорок в становлении личности велико. В них как нельзя лучше отражено критическое и творческое отношение к миру и человеку. Через них формируется наше мировоззрение с детства. Обучение словесному творчеству отвечает проблемам гуманизации современной школы. Использование фольклорных произведений (загадок, пословиц, поговорок) позволяет ребенку проникнуть в их художественное и познавательное значение, делает малые народные формы образцами для попыток собственного детского творчества.

«Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа», - отмечал профессор В.П.Аникин. В пословицах и поговорках отражена вся народная философия, все мировоззрение народа. Это обширная энциклопедия, с одной стороны, человеческих пороков и недостатков, с другой – добродетелей и достоинств. На языке диалектики пословица – закон. Только изложен он в иносказательной форме: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Пословицы и поговорки привлекательны для слуха тем, что они поэтичны: «Метил в лукошко, попал в окошко». В пословицах много юмора, иронии, сатиры. В каждой из них в краткой афористичной форме сконцентрирована глубокая мысль. Меняется жизнь, меняются пословицы, появляются новые. Создание пословиц и поговорок  предполагает наличие жизненного опыта и мудрости, чего пока у детей нет. Но можно научить детей придумывать  пословицы и поговорки, аналогичные уже известным. Способы сочинения пословиц, как и загадок, надо искать в них самих.

Сочинение пословиц и поговорок  как вид творческой деятельности можно включать в  занятия по развитию речи или проводить отдельным занятием. Педагогам рекомендуется объяснить детям, что в пословице мысль выражается очень кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова, в отличие от ответов на вопросы, где надо формулировать полные предложения. Важно составить новую пословицу, поговорку, но сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.

Для развития творческого мышления у детей большое значение имеет овладение приемами сравнения. Тренировочные игровые упражнения дополняют систему занятий, создают и поддерживают процесс напряженной работы мысли детей на занятии. У детей совершенствуется ассоциативное мышление, обогащается и активизируется речь словами-признаками, словами-действиями, образными выражениями. Так же дети усваивают значения слов, их многозначность, переносный смысл, что и является богатством русского языка.

Вспомним, что такое пословица и поговорка.

Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи – век учись». Пословица – суждение полное, завершенное, зрелое.

Поговорка – это меткое, яркое, народное выражение. Часть суждения без вывода, без заключения: «Как снег на голову.  Ни к селу, ни  к городу».

Цель: Составление пословицы

Задачи:

  1. Закрепить знания о внешних особенностях животных, активизировать словарь детей притяжательными прилагательными;
  2. Формировать грамматический строй речи: отрабатывать формы винительного и творительного падежей существительных с предлогами;
  3. Учить детей понимать переносный смысл слов и предложений.

Беседа: - Многие пословицы говорят о людях, которые любят прихвастнуть, преувеличить свои способности. Они хотят казаться более красивыми, сильными, умными, чем есть на самом деле. Таким людям говорят: Не суйся в волки с собачьим хвостом.Придумаем подобные пословицы (картинки оленя и козы).

- Что самое примечательное у оленя и почему? (его красивые рога, которые служат ему защитой от хищных врагов).

- Кому из других животных можно сказать, чтобы он не совался в олени и с чем? (у козы тоже есть рога, но не такие большие и красивые, как у оленя).

- Составим пословицу: Не суйся в олени с козьими рожками.   Придумаем по аналогии другие. Например: (орел, петух). Составление пословиц педагогами.

-  Не суйся в орлы с петушиными крыльями. (Соловей, петух)

- Не суйся в соловьи с петушиным голосом. И т. д.

Итог: В чем смысл пословицы? В пословице говорится, что надо быть более скромными, не хвастаться.

Цель: Составление пословицы

Задачи:

Уточнить названия частей предметов;

1.Формировать грамматический строй речи: отрабатывать форму родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа;

2.Развивать ассоциативное мышление, воображение.

Беседа: -Без какого-либо достоинства, способности, без знания, умений человек становится менее интересным. Без какой-либо важной части, детали предмет становится более простым, иногда менее удобным. При сравнении человека с предметом говорят: Без ручки кружечка – стаканчик. Составим по аналогии пословицы. Например: без какой части стул станет совершенно другим предметом? Без спинки стул станет табуреткой. Чтобы получилась пословица, надо убрать лишнее слово. Без спинки стул – табуретка. Составление пословиц педагогами.

- Без музыки песня – стихи.

- Без полей шляпа – шапочка.

- Без рукавов футболка – майка.

Итог: Составляя эти пословицы, мы в одном предмете учились находить другой, убирая какую-нибудь часть, деталь.

Цель: Составление поговорки

Задачи:

  1. Закрепить знания о внешних особенностях животных, растений, их частях;
  2. Формировать грамматический строй: отрабатывать форму родительного падежа с предлогами;
  3. Учить детей понимать переносный смысл слов и предложений.

Беседа: В некоторых пословицах и поговорках осуждаются обманщики, плуты, лукавые, нечестные люди. Придумаем поговорки, аналогичные этой: У него правды, как у змеи ног, не найдешь. Рассуждать будем так: «Чего мы можем, например, не найти у зайца?» И какая у нас получится поговорка? Составление поговорки педагогами.

- У него правды, как у зайца крыльев, не найдешь.

- У него правды, как у ежа перьев, не найдешь.

- У него правды, как у свиньи шерсти, не найдешь.

- У него правды, как у березы шишек, не найдешь.И т. д.

Итог: В чем смысл поговорки? В поговорке говорится, что с лукавыми и нечестными людьми лучше не иметь дела.

Тема: Составление поговорки

Цель:

1.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов от имен существительных, подбирать синонимы;

2.Упражнять в подборе рифм.

Беседа.

- Объясните слово «робкий».Робкий – значит несмелый. Оробеть – значит не проявить смелость, струсить. Если не будешь смелым и храбрым, тебя любой обидит, даже самый слабый. Об этом говорится в поговорке «Оробей Еремей – обидит и воробей!». Составим поговорки по аналогии. Надо придумать имя или слово, подобрать к ним рифмы. Имена называть ласково. Составление поговорки  педагогами. Например:

- Оробей Степашка – обидит и пташка.(Петруха, муха)

- Оробей Тимошка – обидит и кошка.(Иришка, мышка)

- Оробей Василек – обидит и мотылек.    (Матрена, ворона)

- Оробей Шурочка – обидит и курочка. (Федот, кот)

- Оробей ягненок – обидит и цыпленок. И т. д.

Итог: В чем смысл поговорки? - Поговорка нас учит быть смелым, никого не бояться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...