Нормы речевого развития детей четвертого года жизни
консультация по логопедии

Рогожина Елена Александровна

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает  высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать взаимосвязь между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_detey_chetvertogo_goda_zhizni.docx189.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

города Сорочинска Оренбургской области

Консультация для родителей

«Нормы речевого развития

детей четвертого  года жизни»

https://st.depositphotos.com/1252248/1701/v/950/depositphotos_17010899-stock-illustration-children-play-with-toys.jpg

Подготовила

Рогожина Елена Александровна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 8»

г Сорочинск

Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В этот период интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Помощь родителей базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии.

Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов – корней.

Второй год жизни – начало собственной активной речи, агграматичной в своей форме, накопление словарного запаса.

Третий год жизни – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.

Четвертый год жизни – освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.

Пятый год жизни – развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа)

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает  высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать взаимосвязь между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждает малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т.е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?»,  «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» и т.д. и чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими.  Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчивое внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимениями (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).  Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березку или сосну), «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик). 

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности. В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать название  некоторых предметов, действий, т.е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копалка», а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания  («Мама окны моет»), при образовании родительного падежа множественного числа отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – «ручков»), наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица отровалась»), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. 

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая  характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается).  При этом имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.  Многие дети данного возраста  поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух (особенно высокохудожественных текстов, стихов классиков) помогает развивать звуковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить «Муху – цокотуху» или «Айболита» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям), это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированные движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношения  (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более). Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные  для усвоения звуки, как ы, э, х, приближаются к норме и более четко произносятся свистящие звуки, появляется звук ц ( некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 года произносят его как тц или тс).  У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж – з («заба» вместо жаба), ч- ц («цася» вместо часы), щ – с («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, рь, л дети заменяют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка).

С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например, там, где надо произносить свистящие звуки  («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще  всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например,  слово пожалуйста могут произносить как «пожаста»,  температура  как «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняют выдох, малыши

овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и, на одном выдохе в течении 3-4 с и более.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи.  Иногда на                       вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с                         близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают              интонацию и  правильно передают ее, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то, что малыш еще не может  правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении и у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» - репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова («бии – бии» - гудит машина, «пии-пии» – пищит мышонок).

К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а   у                  некоторых детей – звуки л, р. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков л,р),что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. 

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т.д.

Итоги четвертого года жизни:

  1. Словарный запас достигает 200 слов.  В активной речи появляются слова – обобщения. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  2. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале                         усвоения словообразовательных моделей.
  3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  4. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а так же отсутствие вибрантов р, рь.
  5. Связная речь еще не сложилась, в рассказах и событиях из   собственной жизни допускается непоследовательность, пересказ известной сказки возможен.
  6. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память                позволяет запомнить большое количество стихотворных               произведений наизусть.

     

Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи ребенка в 4 года:

  1. Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.  Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше всего развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. При выраженном проявлении недоразвития речи необходима консультация у логопеда.
  2. На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата. Возможной причиной заикания является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и, как следствие, к заиканию. Следует снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у логопеда.
  3. Искаженное произношение отдельных согласных звуков: р горловое, р произносимое без вибрации кончика языка, - одноударное, л двугубое, похожее на английское W, свистящие звуки с, з, ц произносимые с просовыванием кончика языка между зубами – межзубные. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закрепить в речи неправильное произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае, роль родителей – заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие  с, з, ц и сонорные р, л – их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Норма речевого развития детей пятого года жизни

quot;Норма речевого развития детей пятого года жизни". В помощь педагогам и родителям....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Пятый год жизни)

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать прос...

Консультация по теме: «Нормы речевого развития детей пятого года жизни»

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии....