Нормы речевого развития детей пятого года жизни
консультация по логопедии
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее внимание на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 193.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8»
города Сорочинска Оренбургской области
Консультация для родителей
«Нормы речевого развития
детей пятого года жизни»
Подготовила
Рогожина Елена Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 8»
г Сорочинск
Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В этот период интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Помощь родителей базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии.
Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов – корней.
Второй год жизни – начало собственной активной речи, агграматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
Третий год жизни – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
Четвертый год жизни – освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.
Пятый год жизни – развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа)
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее внимание на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные – (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и т.д.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако ребенок употребляет их еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все чаще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша – каша, Миша – Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильность в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, р, рь, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще не устойчиво произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих, - в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предыдущих возрастных группах у детей развивали фонематическое восприятие. Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Поражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Таким образом, возможность детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения. У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с). К концу пятого года многие дети овладевают произношением звуков родного языка, однако некоторые дети все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з (при высунутом между зубами кончике языка), звука р (не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или язычка). Такие дети нуждаются в логопедической помощи.
Итоги пятого года жизни:
- Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
- Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
- Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами – обобщениями.
- Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
- Звукопроизношение полностью нормализовалось.
- Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
- Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей 5 лет:
- Неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления речевого недоразвития характерны для задержки психического развития. Ребенок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему нужно больше читать книг о природе, о животных, побуждать к пересказу текстов.
- В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш – с, ж – з, ч – ть, щ – с), звук р заменяется на л, ль или й. кроме этого, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних детей. Главная причина – недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.
- Искаженное произношение отдельных согласных звуков: р горловое, р произносимое без вибрации кончика языка, - одноударное, л двугубое, похожее на английское W, свистящие звуки с, з, ц произносимые с просовыванием кончика языка между зубами – межзубные. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закрепить в речи неправильное произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае, роль родителей – заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие с, з, ц и сонорные р, л – их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"
Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....
Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.
Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Норма речевого развития детей пятого года жизни
quot;Норма речевого развития детей пятого года жизни". В помощь педагогам и родителям....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Пятый год жизни)
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать прос...
Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей седьмого года жизни"
Речевое развитие....
Консультация по теме: «Нормы речевого развития детей пятого года жизни»
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии....

