Нормы речевого развития детей пятого года жизни
консультация по логопедии

Рогожина Елена Александровна

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее внимание на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx193.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

города Сорочинска Оренбургской области

Консультация для родителей

«Нормы речевого развития

детей пятого  года жизни»

Подготовила

Рогожина Елена Александровна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 8»

г Сорочинск

Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В этот период интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Помощь родителей базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии.

Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов – корней.

Второй год жизни – начало собственной активной речи, агграматичной в своей форме, накопление словарного запаса. 

Третий год жизни – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.

Четвертый год жизни – освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.

Пятый год жизни – развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа)

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее внимание на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные – (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и т.д.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако ребенок употребляет их еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок  строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.                                                                    В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все чаще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.                                                                                            У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша – каша, Миша – Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильность в произношении  у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.                     В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.                                                                  На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение  согласных редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей  к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки,  звуки л, р, рь, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но  у некоторых детей еще не устойчиво произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих, - в одних словах звук произносится правильно, в других -  неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем  исчезают.                                                                                                                              На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предыдущих возрастных группах у детей развивали фонематическое восприятие. Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства  выразительности. Поражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Таким образом, возможность детей в использовании своего голосового аппарата значительно  расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.                                                   У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).                                                                                                                                                 К концу пятого года многие дети овладевают произношением звуков родного языка, однако некоторые дети все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з (при высунутом между зубами кончике языка), звука р (не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или язычка). Такие дети нуждаются в логопедической помощи.

Итоги пятого года жизни:

  1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами – обобщениями.
  4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
  5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
  7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Что должно насторожить  родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей 5 лет:

  1. Неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления речевого недоразвития характерны для задержки психического развития. Ребенок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему нужно больше читать книг о природе, о животных, побуждать к пересказу текстов.
  2. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш – с, ж – з, ч – ть, щ – с), звук р заменяется на л, ль или й. кроме этого, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних детей. Главная причина – недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.
  3.  Искаженное произношение отдельных согласных звуков: р горловое, р произносимое без вибрации кончика языка, - одноударное, л двугубое, похожее на английское W, свистящие звуки с, з, ц произносимые с просовыванием кончика языка между зубами – межзубные. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закрепить в речи неправильное произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае, роль родителей – заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие  с, з, ц и сонорные р, л – их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Норма речевого развития детей пятого года жизни

quot;Норма речевого развития детей пятого года жизни". В помощь педагогам и родителям....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Пятый год жизни)

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать прос...

Консультация по теме: «Нормы речевого развития детей пятого года жизни»

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии....