Нормы речевого развития детей седьмого года жизни
консультация по логопедии

Рогожина Елена Александровна

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина, легковая и грузовая, а не просто автомашина, одежда и обувь летняя и зимняя).он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется эпитетами, понимает метафоры ( море смеялось).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_detey_sedmogo_goda_zhizni.docx71.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

города Сорочинска Оренбургской области

Консультация для родителей

«Нормы речевого развития

детей седьмого  года жизни»https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0-%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BC%D0%B8-%D0%BE%D0%B5-97952792.jpg

Подготовила

Рогожина Елена Александровна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 8»

г Сорочинск

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина, легковая и грузовая, а не просто автомашина, одежда и обувь летняя и зимняя).он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется эпитетами, понимает метафоры ( море смеялось). 

У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них свойства и различия (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. 

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой,  логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумывать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы  произойти до или после увиденного. 

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как  простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные  и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных). 

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова. Учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенный звук, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова,  нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также л и р, свистящих и шипящих: с-ш, сь-щ, з-ж, ц-ч.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов:  неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков л и р), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно это часто наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения («звонит» вместо «звонит»), неправильное использование интонационных средств выразительности.      

Так как между восприятием речи и формированием произношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Итак, к моменту поступление ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать о пережитых событиях, передать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Норма речевого развития детей пятого года жизни

quot;Норма речевого развития детей пятого года жизни". В помощь педагогам и родителям....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Пятый год жизни)

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать прос...

Консультация по теме: «Нормы речевого развития детей пятого года жизни»

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии....