Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии
В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет огромное значение, так как письменная речь формируется на основе устной и ее недостатки могут привести к нарушению чтения и письма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8»
города Сорочинска Оренбургской области
Консультация для педагогов
«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Подготовила
Рогожина Елена Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 8»
г Сорочинск
В настоящее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет огромное значение, так как письменная речь формируется на основе устной и ее недостатки могут привести к нарушению чтения и письма.
Несфомированность звукопроизношения у детей вариативна и может быть выражена в речи различным образом:
- Отсутствие звука, т.е. его пропуском в слове (рак – ак, клоун – коун…)
- Заменой одного звука другим, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак – лак, зубы – зюбы, шапка – сапка…)
- Искажением звука, т. е. вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубное, губно – зубные свистящие, горловое р, боковые шипящие)
Основные причины нарушений произношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители:
- Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова,
- Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ, языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.
- Слабый, укороченный выдох,
- Неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.
Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:
- Организация правильной речевой среды,
- Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия,
- Развитие речевого дыхания,
- Развитие артикуляционной моторики.
В программах ДОУ для этого выделен специальный раздел «Звуковая культура речи», в котором обозначены задачи по формированию правильного звукопроизношения детей. К сожалению, этому разделу не уделяется должного внимания в том объеме, который необходим в настоящее время, когда наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, особенно это касается младших групп. Поэтому крайне важно увеличить количество игр при реализации раздела программы ДОУ по звуковой культуре речи. Особенно это касается игр по развитию фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха. Необходимо также более широкое использование этих игр не только на речевых занятиях и в первую очередь в режимных моментах.
Предложенный ниже материал подобран таким образом, что может использоваться не только воспитателями, но и помещать в консультативные материалы для родителей. Только необходимо учесть, что при использовании его в группах старшего дошкольного возраста, надо проверить уровень сформированности умений и навыков детей по этим направлениям, и начинать с закладывания или закрепления фундамента, т. е. с использования материала для более младшего возраста.
- Организация правильной речевой среды
Овладение речью – сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения он никогда не заговорит. Это подтверждается примерами детей – маугли, которых воспитывали звери, например, волки. Но понятие «речь» очень обширно. Каждое из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной из них часто ведет к недоразвитию другой. Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. Поэтому очень важно создание правильной и полноценной речевой среды не только в ДОУ, но и дома.
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему ему вредно слушать постоянно включенные телевизор и
радиоприемник. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые слова, злоупотреблять уменьшительно – ласкательными суффиксами, это будет только тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок нужно объяснить их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.
- Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия
Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.
Слуховое внимание – способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое, оно дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.
Речевой слух – способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический, звукочастотный, ритмический слух, восприятие темпа речи.
Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки речи (фонемы), благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: рак – лак – мак, мышка – мишка – пышка, уголь – угол и т. п.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху)
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушению чтения и письма в школе. Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия приводит к обеднению словаря, нарушениям грамматического строя речи, так как не позволяет достаточно четко воспринимать и различать окончания, приставки и суффиксы слов, что негативно влияет на письмо и чтение в школьном возрасте. Развитие правильного звукопроизношения, а тем более его коррекция возможны только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей 2-3 лет
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать звуки окружающего мира и речь людей). Поэтому очень важно учить ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
- Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков?», «Что звучало?» Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук игрушки – пищалки и погремушки, потом не так резко отличающиеся друг от друга, чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки – пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать «голос» у каждого из двух предметов, затем просят отвернуться или закрыть глаза и воспроизводят звук одним из предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и восприятия узнавание и различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.
- Игры на различение звуков по силе (громко – тихо). Это игры типа «Какие часы тикают?», «какой зайка застучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «тик – так», а затем как тикают маленькие часы, тихо произнося: «тик – так». Затем произносит «тик – так» то громко, то тихо и предлагает ребенку угадать, какие часы тикали? По такому принципу проводятся игры «Какой зайчик стучал?», «Какая кукла плакала?».
- Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (или заведенный будильник), прячется в легкодоступных местах. Ребенок угадывает, откуда исходит звук.
- Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям. Это игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Сначала взрослый знакомит ребенка со звукоподражаниями различным животным и птицам (му – му – мычит корова, ква – ква – ква – квакает лягушка, ко – ко – ко – кудахчет курочка…) Затем просит его отвернуться или закрыть глазки и воспроизводит звукоподражание одного из этих животных или птиц. Потом просит ребенка отгадать, кто их позвал? (к ним в гости пришел?) Очень полезно знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение.
Игры по развитию фонематического восприятия у детей 3-4 лет
Повторение игр, которые проводились с детьми 2-3 лет. Это игры на различение звуков окружающего мира и звуков, специально производимых взрослыми. Если до этого подобные игры не проводились, с них надо начинать. Когда дети научатся различать два звука, можно увеличить их количество.
Игры по развитию фонематического восприятия на материале речевых звуков.
- Игры на ознакомление с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет: «а-а-а». У мамы болит зуб и она стонет: «о-о-о» и т. д. Из звуков образуются слова. Произносить звуки нам помогают губы, зубы, язык. Надо рассмотреть вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков. Одновременно дети знакомятся и с разнообразием речевых звуков.
- Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук» Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку, если он услышит этот звук. Например, звук [а] и дается ряд изолированных звуков [у, а, а, о, и, а, м, к, а] Произнося эти звуки, взрослый закрывает свой рот экраном (карточкой, листом бумаги), чтобы ребенок выделял звук только на слух.
- Игры на различение согласных звуков по звонкости – глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук [ссс], обращает внимание, что он похож на свист водички в кране. Потом послушать звук [ззз] и обратить внимание, что он похож на пение комарика. Затем взрослый произносит то звук [с], то звук [з] и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? Тоже и другими парами. Предметы или живые существа можно предлагать и другие, лишь бы звук, издаваемый ими, напоминал соответствующий речевой звук. Например, звук [ш] похож на шипение не только змеи, но и гуся. ЗЗЗ – звенит комарик, ССС – свистит водичка в кране, ВВВ – воет вьюга, ФФФ – фыркает ежик, ДДД – стучит клювом дятел, ТТТ – стучат колеса вагона, ГГГ – гогочет гусь, ККК – капают капли дождя, БББ – стучит барабан, ППП – пыхтит паровоз, ЖЖЖ – жужжит жук, ШШШ – шипит змея и т. д.
- Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Сначала из дух, а к концу года из трех слогов: ба- да, фа-ха, па-ка, ма-ва-ха, га-да-ба и т. д. (аналогично с гласными у, о, ы) Это игры типа «Повтори, не ошибись!»
- Повторение серий из двух, а к концу года из трех слогов с согласными звуками, различающихся по звонкости – глухости: па-ба, да-та, бу-пу, по-бо, ва-фа, ка-га, го-ко, па-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, ба-ба-па и т. д. Это игры типа «Повтори, не ошибись!»
- Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов. Ребенку предлагается хлопнуть, когда он услышит правильно произнесенное слово, например:
- банан, баван, канан, банан, банот, банан, даван, баман, банан,
- клетка, кьетка, клетта, клетка, кветка, кнетка, клетка, хлетка, клетка,
- автобус, автокус, мавтобус, автобус, автобут, кавтобус, автобус, авнобус, автобуш, автобус и т. д.
- Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если он услышит в слове:
- рычание собаки (РРР) – рыба, доска, окно, карман, стол, повар, роза, фонтан, горка..
- мычание коровы (МММ) – мышь, кукла, гном, банан, сумка, мак, шкаф, замок, окна, сом…
- свист водички (ССС) – сок, поднос, вата, кусты, кукла, сапоги, диван, ноги, автобус…
- гудение комара (ЗЗЗ) – замок, пальто, козы, зайка, лейка, зубы, береза, акула, шкаф, забор…
- шипение змеи (ШШШ) – шуба, банан, шапка, платье, кошка, душ, помидор, клоун, лошадь…
- жужжание жука (ЖЖЖ) – жаба, рука, конь, жираф, ведро, ежик, лопата, стакан, художник, пожар…
На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гноммм, капусссста, жираффф и т. д. Следует только учесть, что звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются, поэтому нельзя предлагать детям в этих играх такие слова, как «нож», «кружка» для игр со звуком [ж], «дуб», «зубки» для игр со звуком [б] и т. д.
- Игры на усвоение понятия «ряда» на примере персонажей сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд. На примере героев сказки взрослый предлагает ребенку выяснить, кто пришел тянуть репку первым, т. е. вначале? (дед). Кто пришел последним, т. е. в конце? (мышка) кто находится между первым и последним? Они все в середине: вторая – бабка, третья – внучка, четвертая – собачка Жучка, пятая – кошка Мурка. Необходимо помнить, что героев или игрушек для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишутся буквы в словах)
- Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из рядов, состоящих из двух согласных звуков: «ау» - кричит человек, заблудившись в лесу, «уа» - кричит малыш, «иа» - похоже на крик ослика. Взрослый учит слышать и называть первый звук, например, в слове «ау», используя прием прихлопывания рта при протяжном произнесении этих слов. Произносит все слово (этот прием можно использовать и при выделении любого первого звука в слове), затем обращает внимание, что сейчас скажем это же слово, но дети услышат только первый звук, потому что мы не дадим своему рту произнести другие звуки, так как захлопнем рот рукой. После этого произносим, протягивая, первый звук, а затем прихлопываем рот рукой и утрированно беззвучно «договариваем» все слово. Затем взрослый учит слышать последний (второй) звук в слове «ау» . к концу четвертого года жизни можно предполагать (если ребенок умеет выделять количества, состоящие из трех предметов) ряды из трех гласных звуков. И прислушиваться, какой звук в этом ряду первый, какой второй, какой последний. Обращает внимание детей на то, что первый звук – в начале слова. Третий звук – последний (в конце слова), а второй – в середине.
Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше
Установлено, что возраст пятого года жизни оптимальный для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой деятельности. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для большинства детей. Поскольку слово представляет собой определенную пространственно – временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, если на предыдущих возрастных ступенях дети не усвоили понятие «ряд», т. е., если они не усвоили понятия: «справа», «слева», «перед», «за», «между», «в середине», «первый», «в начале», «посередине», «в конце». Это знания, на которые необходимо опираться при формировании навыков звукового анализа и синтеза. Поэтому до начала работы над звуковым анализом нужно проверить, все дети усвоили понятие «ряда» . с теми, кто не усвоил, необходимо проводить специальные игры и упражнения в построении и анализе различных предметных рядов (герои сказки «Репка», построение детей, предметов, игрушек с различными изменениями ряда), т. е. повторять игры, проводившиеся с детьми до 4 лет. Также необходимо продолжать повторять игры и на развитие фонематического восприятия, которые проводились в предыдущем возрасте, только при этом еще и усложнять задания. Например, в играх на различение изолированных звуков включать игры на различение звуков не только по глухости – звонкости, но и по твердости – мягкости.
- Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим. Люди умеют произносить много разных звуков, например, а, и, у, м, с, к, т… Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные - в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат «ау»! Это короткое слово, в нем мало звуков (выяснить, что в этом слове всего два звука и установить, какой звук первый, какой второй) Слово же «витамины» - длинное, в нем много звуков. Слово «кот» - короткое, в нем мало звуков. Теперь скажите, какое слово длиннее: «дом» или «апельсин»? В каком слове: «дом» или «апельсин» больше звуков? Придумайте слова, в которых много звуков (длинные слова), мало звуков (короткие слова).
- Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук» (для тех, кто не усвоил ранее)
- Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости – глухости (для тех, кто не усвоил ранее)
- Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости («сердитые звуки») – мягкости ) («ласковые звуки»), например:
МММ – мычит корова
Мь,Мь,Мь – мычит теленок
ННН – ноет мальчик
Нь,Нь,Нь – ноет маленькая девочка Нина
ВВВ – воет злая, сердитая вьюга
Вь,Вь,Вь – ласково поет маленький ветерок
ФФФ – фыркает большой еж
Фь,Фь,Фь - фыркает ежонок
ППП – пыхтит большой паровоз
Пь,Пь,Пь – ласково пыхтит чайник
БББ – стучит большой барабан
Бь,Бь,Бь – ласково стучит маленький бубен
ТТТ- стучат колеса вагонов
Ть,Ть,Ть – ласково тикает будильник
ДДД – стучит клювом большой дятел
Дь,Дь,Дь – стучит клювом маленький дятел
ККК – капают большие капли
Кь,Кь,Кь – капают маленькие капли
ГГГ – гогочет большой гусь
Гь,Гь,Гь - ласково гогочет гусенок
ХХХ – храпит дедушка
Хь,Хь,Хь – хихикает девочка
ССС – свистит сердито струя воды
Сь,Сь,Сь – свистит маленькая струйка водички
ЗЗЗ – звенит большой комар
Зь,Зь,Зь – звенит маленький комарик
ЛЛЛ – гудит сердить самолет
Ль,Ль,Ль – звенит маленький колокольчик
РРР – рычит злая собака
Рь,Рь,Рь – рычит щенок
Проводятся по аналогии с играми на различение звуков по глухости – звонкости. Сначала детей знакомят со звучанием твердого и мягкого варианта и обращают внимание, на какие природные звуки они похожи. Аналоги природных звуков можно предлагать и другие, лишь бы они напоминали нужный речевой звук.
- Продолжение проведения игр на повторение серий слогов с общими гласными, но разными согласными звуками, различающимися не только по звонкости – глухости, но и по твердости – мягкости (ма-мя-ма, ма-ма-мя, мя-мя-ма и т. д.)
- Продолжение игр, направленных на различение правильно и неправильно произносимых слов (с теми, кто еще ошибается)
- Продолжение игр, направленных на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть, топнуть, поднять руку и т. д., если он услышит в слове нужный (который вы договорились «ловить») звук.
- Игры на развитие умения делать звуковой анализ и синтез рядов из двух, затем из трех гласных звуков (для тех, кто не усвоил): АУ, УА, ИА, ИАО… При затруднениях в определении звуков в трехзвуковом ряду проводит аналогию с рядом из трех игрушек, т. е. повторить на игрушках, какая из них в начале ряда (первая), какая в конце (последняя), какая в середине (между первой и последней)
- Игры на выделение первого гласного звука в словах: - А – Аня, аист, О – Оля, ослик, окна, обруч, облако и т. д. Только для выделения звука о нельзя использовать слова с безударным звуком [о], например, окно – [акно], очки – [ачки]. У – Уля, утка, улица… И – Игорь, ива, иволга..
- Игры на выделение согласных звуков из конца слов: мак, ослик – К, кот, бегемот – Т, дом, гном – М… Назовите последний звук в слове «мак». Послушайте, какой звук прячется в конце слова «мак»? И т. д. На начальных этапах нужный звук выделять голосом.
- Игры на выделение гласных звуков из конца слова: дома, стена – А, столы, блины, киты – Ы, пироги, сапоги – И, кенгуру – У. На начальных этапах нужный звук также нужно выделять голосом.
- Игры на выделение первого согласного звука из начала слова.
Чтобы эти задания не вызывали у детей особых затруднений необходимо предлагать речевой материал в определенной последовательности, обусловленной закономерностями процесса развития фонематических функций. Сначала детям проще выделять взрывные согласные вне слияния с гласными (П – платье, К – кнопка), потом можно предлагать выделение щелевых согласных ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, х, хь и смычно – проходных м, мь, н, нь, л, ль звуков из позиции сначала вне слияния с гласными (С – слон, Ш - шкаф) и только потом в слиянии с гласными (С – сок, М – муха). Тогда выделение взрывных согласных из позиции при слиянии с гласными, которое у многих детей вызывает значительные трудности, они легко и быстро усвоят. Тем более, что сначала можно использовать выделение утрированного произнесенного согласного при слиянии с гласным (Д- ом, Д – ень) и только после этого переходя к выделению бегло произносимого (Дом, День)
- Игры на определение позиции звука в слове.
- Развитие речевого дыхания
Неправильное речевое дыхание – нередко причина ряда речевых нарушений. Например, нарушение плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывая окончаний и т. д. Из-за неправильного речевого выдоха некоторые звуки могут усваиваться позднее или неправильно. Так у отдельных детей старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук р или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, необходимый для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.
Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу – учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно с детьми выполнять различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений 3-6 мин, в зависимости от возраста.
- Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:
- дуть на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки и т. д. нужно как можно дольше удержать полоску (ватку, фигурку и т. д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к противоположному концу тазика,
- играть на детских духовых музыкальных инструментах,
- пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики,
- дуть вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т. д.
- игры типа «Загнать мяч в ворота» – вытянуть губы трубочкой вперед и длительно дуть на ватный шарик («мячик»), загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались.
- игры типа «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае велика вероятность возникновения у детей вместо нормального р его искаженного варианта – горлового,
- игры типа «Ракета» - дуть на кончик носа (космодром) положить ватку (ракету). Широкий кончик языка в форме чашечки прижать к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а ватка летела строго вверх.
- Игры на развитие речевого выдоха:
- слитно произносить на одном выдохе сначала один, а потом несколько гласных звуков: а, уа, ау, иа и т. д. нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому,
- произносить на одном выдохе различные звукосочетания,
- произносить на одном выдохе различные фразы. С детьми старше 4 лет можно уже брать фразы из пяти слов, с младшими – с меньшим количеством слов,
- произносить различные чистоговорки с чисто произносимыми детьми звуками:
Ать - ать - ать – мы идем гулять
Та –та – та – мы увидели кота
То – то – то – синее пальто и т. д.
- Развитие артикуляционного аппарата
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись и совершенствовались. Воспитателям лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или завтраком с подгруппами из 4-6 детей, а родителям можно заниматься в любое удобное время, в том числе и вечером. Продолжительность занятий составляет 3-5 мин. в зависимости от возраста. Каждое упражнение проводится в занимательной форме и повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста). При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя: в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых упражнений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели. Артикуляционных упражнений очень много, много и литературы с их фотографиями и рисунками. Почти у каждого артикуляционного упражнения в зависимости от воображения автора есть несколько вариантов их названий. Главное выбрать из всего этого многообразия 3-5 самых необходимых.
Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр – упражнений для разных возрастных групп
для детей 2-3 лет
- «Окошко» - широко отрыть рот (открыли окошко) и закрыть его (закрыли окошко)
- «Заборчик (Улыбочка)» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Затем «Дудочка» - с напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты), чтобы «играть» на дудочке или «Слоник пьет» - с напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты), как хоботок слона и «набирать водичку», слегка причмокивая. «Заборчик» и «Дудочку» чередовать. Повторить чередование 5-6 раз.
- «Месим тесто» - улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя-пя-пя», затем слегка покусать кончик языка зубами. Повторить 5-6 раз.
- «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.
- «Загнать мяч в ворота»
Для детей 3-4 лет
- «Заборчик (Улыбочка)», «Дудочка». Когда это чередование будет выполняться легко и свободно, «Дудочку» надо заменить «Трубочкой» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении звука о. следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повторить чередование 5-7 раз.
- «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до 5-7. Или «Месим тесто», если «Лопата» еще не получается.
- «Часики» - «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторить чередование 5-7 раз. Постепенно пробовать заменить «Часики» «Иголочкой» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать в таком положении на счет от 1- до 5-6. Когда «Иголочка» будет получаться, чередовать «Лопату» и «Иголочку». Повторить 5-7 раз.
- «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык вглубь рта. Повторить 5-7 раз постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
- «Кто дальше загонит мяч?»
Для детей с 4 лет
- «Заборчик (Улыбочка)» - «Трубочкой» Повторить чередование 7-10 раз.
- «Блинчик» («Лопата») – «Иголочка» - «Чашечка». Каждую позу удерживать на счет до 7-10 . Повторить чередование 5-7 раз.
- «Качали» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу под счет до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе под счет до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны верхние и нижние зубы. Повторить 5-10 раз.
- «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «д-д-д». сначала медленно, чтобы отработать правильность позы, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не натягивалась на зубы, чтобы звук [д] был четким, а не хлюпающим.
- «Ракета»
Если какая-то поза или движение не получается, то всегда можно найти более простое упражнение, доступное детям этого возраста, и от него перейти к нужной позе или движению. Если у ребенка не получается, например, «Иголочка», с ним отрабатывается упражнение «Часики». При остановке языка – «стрелочки» посередине получается «Иголочка». «Чашечка» получится, если ребенок научится выполнять «Вкусное варенье». Таким же образом вводятся другие более сложные позы и движения.
Выполнение этих комплексов уже через 2-3 месяца дает видимые результаты, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Кроме того, в процессе работы по формированию правильного произношения, начиная уже с 2 лет, необходимо уделять больше внимания уточнению и закреплению произношения изолированных звуков. Начинать нужно с самых простых звуков: гласных (а, у, и, о), согласных (п, б, м, в, ф). Эта работа необходима, поскольку развивается артикуляционный аппарат, который готовится к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука и, мы готовим артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и правильному произнесению свистящих звуков [с], [з], так как они имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [и].
Для развития артикуляционного аппарата также необходимо широко использовать звукоподражания (га-га-га – кричит гусь, ко-ко-ко - кудахчет курочка, пи-пи-пи – пищит мышонок и т. д.), имитацию различных шумов (тик-так – тикают часы, бум-бум – стучит барабан и т. д.) с опорой на наглядность – игрушки, картинки. Очень полезны задания, в которых нужно произносить звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка. Например, со звуками [у] и [и],[о] и [и], так как при произнесении этих пар губы то вытягиваются вперед в форме трубочки [у], [о], то раздвигаются в улыбке [и].
Таким образом, своевременное оказание помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, позволяющее ускорить процесс коррекции речи с ее выраженными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ...

профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям....

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет всё большие требования не только к нам , взрослым людям,но и к детям....

Семейная гостиная "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с о...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...


