Проект Логопедические тропинки
проект по логопедии (подготовительная группа)

 Людмила Федоровна Яненко

Создание условий для комплексного развития речи детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logopedicheskie_tropinki.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Логопедические тропинки»
Возрастная группа: Подготовительная к школе (дети 6–7 лет)
Продолжительность: 3 недели (15 дней)
Форма реализации: Интегрированный образовательный проект в рамках ФГОС ДО


Пояснительная записка

Проект «Логопедические тропинки» разработан с целью систематизации и активизации коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей подготовительной группы. В основе проекта — игровая, двигательная и познавательная деятельность, направленная на развитие всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи и фонематического восприятия.

Название проекта символизирует путь, который проходит каждый ребёнок от трудностей в речи к свободному, чёткому и осознанному общению. «Тропинки» проходят через различные виды деятельности: подвижные игры, творчество, музыку, чтение, что делает процесс обучения увлекательным и эффективным.

Проект особенно актуален для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), общим недоразвитием речи (ОНР) и другими формами речевой патологии.


Цель проекта

Создать условия для комплексного развития речи детей подготовительной группы через систему дидактических игр, двигательной активности и интеграции логопедической работы во все виды детской деятельности.


Задачи проекта

Речевое развитие

- Уточнение и закрепление правильного произношения звуков
- Развитие фонематического слуха
- Расширение и активизация словаря
- Совершенствование грамматического строя и связной речи

Физическое развитие

- Развитие координации движений, пространственной ориентировки
- Связь движения и речи (ритм, темп, дыхание)

Познавательное развитие

- Формирование представлений о звуках, словах, предложениях
- Развитие внимания, памяти, мышления

Художественно-эстетическое развитие

- Развитие выразительности речи через инсценировки, музыку, ИЗО

Социально-коммуникативное развитие

- Формирование коммуникативных навыков, желания говорить правильно

Чтение художественной литературы

- Работа со стихами, сказками, загадками на закрепление звуков


Участники проекта

  • Дети подготовительной группы (в том числе с ОВЗ)
  • Учитель-логопед
  • Воспитатели
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физической культуре
  • Педагог-психолог
  • Родители

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (до начала проекта)

  • Диагностика уровня речевого развития (произношение, словарь, грамматика, связная речь).
  • Создание "Логопедической тропинки" в группе или на участке (маршрут из станций с заданиями).
  • Подбор методических материалов: карточки, атрибуты, игры, стихи, музыка.
  • Информирование родителей: памятка "Как помочь ребёнку говорить правильно".

Основной этап (3 недели)

Неделя 1: «Тропинка звуков»

Цель: Активизация артикуляции, развитие фонематического восприятия.

1

"Страна звуков"

Вводное занятие: знакомство с "логопедическими тропинками", выбор "звукового героя" (например, шипящие – Змейка, свистящие – Свистулька)

2

"Артикуляционная зарядка"

Утренние 5 минут: упражнения "Лошадка", "Маятник", "Бублик" с зеркалами

3

"Кто где живёт?"

Дидактическая игра: распределение картинок по звукам (на слух и зрительно)

4

"Звуковой лабиринт"

Пройти маршрут, выполняя задания на целевые звуки

(назвать, повторить, придумать слово)

5

"Поём, как попугай!"

Логопедическая песенка: проговаривание стихов с акцентом на звук


Неделя 2: «Тропинка слов»

Цель: Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя.

6

"Слова-помощники"

Работа с тематическими лексическим группам:посуда, одежда, профессии

7

"Собери предложение"

Игра: составление предложений из слов-карточек

8

"Кто? Что делает?"

Глагольные цепочки, действия по картинкам

9

"Правильно скажи!"

Исправление ошибок в речи (грамматические, лексические)

10

"Словарный поезд"

Эстафета: каждый ребёнок добавляет слово по теме


Неделя 3: «Тропинка рассказов»

Цель: Развитие связной речи, интонационной выразительности.

11

"Расскажи по картинке"

Описание сюжетных картинок, использование плана

12

"Что было дальше?"

Составление продолжения сказки

13

"Инсценировка"

Мини-спектакль по сказке ("Репка", "Колобок")

14

"Мой день"

Составление рассказа о прошедшем дне

15

Финал: Праздник «Логопедические тропинки»

- Выставка работ детей (рисунки, аппликации по темам)
- Выступление: показ артикуляционной гимнастики, чтение стихов
- Прохождение "Тропинки успеха" с заданиями
- Вручение медалей "Я говорю правильно!"
- Участие родителей в конкурсах


Формы организации работы

  • Подгрупповые и индивидуальные занятия учителя-логопеда
  • Подвижные логопедические игры на прогулке
  • Утренние "5 минут речи" (артикуляция, чистоговорки)
  • Логопедический уголок с играми и материалами
  • Коллективные творческие проекты (плакаты, книжки-раскраски)
  • Родительские консультации и домашние задания

Методическое обеспечение

  • Артикуляционные зеркала
  • Карточки со звуками, предметными картинками
  • Логопедические игры: "Лото", "Домино", "Кто больше?", "Найди пару"
  • Куклы, пальчиковый театр
  • Музыкальные инструменты, записи чистоговорок
  • Материалы для оформления "Тропинки": стрелки, станции, указатели
  • Бланки для диагностики и мониторинга

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня правильного произношения целевых звуков.
  • Увеличение объёма активного словаря.
  • Улучшение грамматического строя речи.
  • Развитие связной и выразительной речи.
  • Повышение речевой активности и уверенности в общении.
  • Вовлечённость родителей в коррекционный процесс.
  • Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

Мониторинг и диагностика

  • До проекта: Комплексная диагностика речи (по методикам Филичевой, Тумановой и др.).
  • В процессе: Наблюдение, выполнение заданий, участие в играх.
  • После проекта: Повторная диагностика + сравнительный анализ.
  • Анкетирование родителей и педагогов.

Заключение

Проект «Логопедические тропинки» позволяет сделать процесс коррекции речевых нарушений системным, игровым и всесторонним. Через движение, творчество, общение и игру дети не только учатся говорить правильно, но и развивают мышление, внимание, память и эмоциональную сферу. Проект способствует созданию единой коррекционной среды в ДОО и обеспечивает преемственность между детским садом и школой.

После завершения проекта рекомендуется продолжать работу в режиме ежедневной «Логопедической пятиминутки» и использовать элементы тропинок в повседневной деятельности.

Проект может быть адаптирован под конкретные речевые проблемы группы (например, акцент на звуки [р], [л], [с-ш] и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Логопедические тропинки"

Проект затрагивает проблему организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками....

Проект: "Логопедические тропинки".

Проект "Логопедические тропинки" - один из вариантов практическрой деятельности логопеда....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТРОПИНКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой реч...

Проект "Логопедическое тропинки"

Долгосрочный логопедический  проект в средней группе ДОУ...

Проект «Логопедические тропинки»

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. ...

Паспорт проекта Логопедические тропинки

Паспорт проекта Логопедические тропинки...

Проект «Логопедические тропинки»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи и учителям - логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организо...