Проект "Логопедическое тропинки"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Долгосрочный логопедический  проект в средней группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический проект198.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Логопедические тропинки»

Актуальность

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинкиПроект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Образовательная область-«Речевое развитие».

Тип проекта –игровой.

По числу участников –групповой (фронтальный)

По времени продолжения –долгосрочный, 6 месяцев.

Участники проекта-

1.Дети средней группы.

2.Воспитатели группы.

3 Специалисты: учителя-логопеды, педагог-психолог, муз. рук-ль,

4. Родители.

Место реализации МАДОУ «Сказка»

Цель:

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха детей.

4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

5 Увеличить объем коррекционного воздействия,

6. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

7. Побуждать детей к совместной деятельности.

8. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

9. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1этап

Организационный

1.

Изучение литературы по

 вопросу речевого развития

Октябрь

2.

Составление перспективного плана  проекта

октябрь

          3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания.

октябрь

2 этап 

Практический

Работа с детьми:

1.

       Комплекс логопедического самомассажа детей

октябрь

2.

 Комплекс  артикуляционной гимнастики

 декабрь

3.

 Комплекс пальчиковой гимнастики

Ноябрь-декабрь

4.

Комплекс упражнение на развитие речевого дыхания

 Ноябрь-декабрь

5.

Развлечение: «День рождение мишки Тучки»  

 ноябрь

 6.

Комплекс развивающих занятий с педагогом-психологом

Октябрь-ноябрь

Работа с родителями:

1.

Мастер-класс«Реч.дых-е-основа правильной речи»

ноябрь

2.

Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

декабрь

3.

Индивидуальные консультации  для родителей

В течение года

4.

          Оформление папки –передвижки:
«Артикуляционная гимнастика».  

февраль

 Работа с педагогами группы

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

ноябрь

2.

Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей»

ноябрь

 

 

3 этап Итоговый

1.

Театрализованное развлечение «Сказка за сказкой»  

март.

2.

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания для родителей

 март

Ожидаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого-педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения исемьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,2010

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012

Приложение.

Комплекс логопедического  самомассажа

1-2 неделя

1.Растирание ладоней- хлопок

2. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

3. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной
ямке.

3. Самомассаж мышц лица.

Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз)

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

         Смышлёные (слегка пощипать щёки)

         Учёные (пальцевой душ)

         Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

Комплекс самомассажа пальцев рук и предплечий.

  1. Подушечки 4-х пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.

                                          А тари,тари,тари!

Куплю Ане янтари!

Останутся деньги-

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Тане  башмаки

Останутся грошки-

Куплю Кириллу ложки!

Останутся полушки-

Куплю Антону подушки!

  1. Кисти и предплечье левой руки расположите на столе, ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони и предплечья («прямолинейное движение). Проделайте тоже для другой руки.

Мы сейчас бревно распилим.

Пилим, пилим, пилим,пилим

Раз-два! Раз-два!

Будут на зиму дрова.

Пилят.пилят,

Колят, пилят

Филя с Колей.

Коля с Филей.

Завалили полдвора

Будут на зиму дрова

  1. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте пощипывающий массаж тыльной стороны ладони левой руки и предплечья. Проделайте тоже для другой руки.

Мои приятель Василий Петров

Никогда не кусал комаров.

Комары же об этом не знали.

 И Петрова часто кусали.

Кусь-кусь-кусь-кусь

Я Петрова не боюсь!

Буду я его кусать.

Буду я его щипать.

Эи. Василий ,убегай

Комаров не догоняй.

  1. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх- вниз по ладони левой руки и предплечья ( «прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.

Домик едет по тропинке-

Объезжает все росинки.

То улитка ползёт.

Домик на себе везёт.

Вот подул ветерок,

Закачался  листок.

И опять по травинке

Медленно ползёт улитка

  1. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

Гусь гнездо своё чинил.

Гусь считалку сочинил

И гогочет, и гогочет

Заучить считалку хочет.

  1. Растирание запястий.

 Мама часики купила

Тик-так.тик-так

Маша часики надела

Тик-так

Тик-так

  1. Пощипывание подушечек пальцев.

Ой вы . бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои

Вы подите- ка немытые домои

Я водою вас умою ключевои

Я почищу вас песочком

Окачу вас кипяточком.

И вы будете опять

Словно солнышко сиять

А поганых тараканов я повыведу

Прусаков и пауков я повымету

  1. От ногтя и вверх поглаживание пальцев (Встряхнули пальцы)

Долго . долго целовала

И ласкала их она

Поливала, умывала

Полоскала их она

«Уж не буду .уж не буду

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить и  уважать»

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

Ну Федора, так и быть

Рады мы тебя простить

Полетели,зазвенели

Да к Федоре прямо в печь

Стали жарить, стали печь!

  1. Граненым карандашом растирать тыльную сторону кисти руки.
  2. Граненым карандашом растирать ладони.

                                                        Пау-пау-паучок

Паутиновыи жучок

Семь ночей не спал

Сон про лето ткал

Сон про солнышко-колоколнышко

И про дождь грибной

И про нас с тобой

                                    11.  Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Гладит грудку

Гладит шейку
Гладит носик

Гладит лоб

Гладит ушки.

Гладит ручки.

Загорают дети. ВОТ!

3-4 неделя

1.Растирание ладоней- хлопок

2. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими

3. Самомассаж мышц лица

4.Комплекс самомассажа пальцев рук и предплечий.

 Подушечки 4-х пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.

                                          А тари,тари,тари!

Куплю Ане янтари!

Останутся деньги-

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Тане  башмаки

Останутся грошки-

Куплю Кириллу ложки!

Останутся полушки-

Куплю Антону подушки!

5.Кисти и предплечье левой руки расположите на столе, ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони и предплечья («прямолинейное движение). Проделайте тоже для другой руки.

Мы сейчас бревно распилим.

Пилим, пилим, пилим,пилим

Раз-два! Раз-два!

Будут на зиму дрова.

Пилят.пилят,

Колят, пилят

Филя с Колей.

Коля с Филей.

Завалили полдвора

Будут на зиму дрова

6.Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте пощипывающий массаж тыльной стороны ладони левой руки и предплечья. Проделайте тоже для другой руки.

Мои приятель Василий Петров

Никогда не кусал комаров.

Комары же об этом не знали.

 И Петрова часто кусали.

Кусь-кусь-кусь-кусь

Я Петрова не боюсь!

Буду я его кусать.

Буду я его щипать.

Эи. Василий ,убегай

Комаров не догоняй.

7.Пощипывание подушечек пальцев.

Ой вы . бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои

Вы подите- ка немытые домои

Я водою вас умою ключевои

Я почищу вас песочком

Окачу вас кипяточком.

И вы будете опять

Словно солнышко сиять

А поганых тараканов я повыведу

Прусаков и пауков я повымету

8.от ногтя и вверх поглаживание пальцев (Встряхнули пальцы)

Долго . долго целовала

И ласкала их она

Поливала, умывала

Полоскала их она

«Уж не буду .уж не буду

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить и  уважать»

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

Ну Федора, так и быть

Рады мы тебя простить

Полетели,зазвенели

Да к Федоре прямо в печь

Стали жарить, стали печь!

                    Комплекс пальчиковой гимнастики. 

Ноябрь (1 неделя)

            «Свеча».

На столе свеча большая (Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)

Стоит стройная, прямая.

Загорелся огонек, (Наклоняют ладони вправо-влево.)

Заметался как зверек. (Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Огонек нас освещает ,(Постукивают кончиками пальцев один о другой.)

А свеча все тает, тает. (Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.)

Догорела, замигала. (Сжимают кулаки.)

Огонь потух. Свечи не стало. (Кладут ладони тыльной стороной на стол.)

2 неделя

Семья

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

Два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

3 неделя

Повар 

                 Повар готовил обед,                               Ребром ладони стучат по столу.

  А тут отключили свет.                               Загибают большой палец на левой  руке.

  Повар леща берет

                  И опускает в компот.                                   Загибают указательный палец.

  Бросает в котел поленья,                          -средний

  В печку кладет варенье                        - безымянный

                 Мешает суп кочерыжкой,                         - мизинец

  Угли бьет поварешкой.

  Сахар сыплет в бульон.

  И очень довольный он!                               Разводят руками.

4 неделя

 «Спички и огонь»

Спички опасны, Их только тронь — Дети грозят пальчиком

Сразу появится Яркий огонь!          Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками 

Сначала маленький,                        Руки перед собой

 А потом большой, большой!          Руки вверх, шевелят пальчиками

Подул ветерок                                                Дуют

 И  огонь погас. Опускают руки

Дом   

               На горе мы видим дом,                                   Кистями рук изобразить домик.

 Много зелени кругом,                                     Волнообразные движения кистями рук

 Вот деревья, вот кусты,                                  Руками «показать» деревья, кусты

 Вот душистые цветы.                                      Пальцами «показать» бутон.

 Окружает всё забор,                                        Пальцами «показать» забор.

 За забором  - чистый двор.                            Погладить ладонями стол.

 Мы ворота открываем,                                   «Открываем» кистями ворота.

 К дому быстро подбегаем,                        Пальцами пробежаться по столу.

 В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!»           Постучать кулаком по столу.

 Кто –то к нам идёт на стук.                          Ладонь приложить к правому уху, прислушаться.

                 В гости к другу мы пришли                            Вытянуть руки вперёд, как будто

 И подарки принесли.                                           преподнося что – то.

Декабрь 1 неделя

«Город»

Город – это улицы, Постукиваем пальцами правой руки по

Проспекты и дома, столу
Площади, музеи, То же пальцами левой руки

Парков тишина, 
Блеск огромных стекол, Разводим пальцы в стороны и соединяем 
Праздничных витрин, их
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутым

в локтях 
Прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут»

по столу, остальные сжаты в кулак

«Дружба народов»

2 неделя

Дорожных правил очень много.

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                                    (показывают «класс!» большим пальцем)

 3 неделя

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог)

4 неделя

Новогодний праздник

  Ждали праздника мы долго.           Трём ладошку о ладошку.

         Наконец пришла зима.                            Сжать кулаки, прижать их друг к  другу.

             Наконец пришла зима                      Пальцы «идут» по столу, по  коленкам.

          В гости ёлку привела.                              Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

  К ёлке все мы подошли,

  Хороводы завели.                                       Круговые движения кистями рук.

  Покружились, поплясали,                     Кисти рук опустить, расслабить.

  Даже чуточку устали.

  Дед Мороз скорей приди,                    Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

  Нам подарки принеси.

Упражнения на развитие речевого дыхания

«Вертушка».
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

«Горячий чай».
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.

«Подуем на облака».
Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке.

«Плыви, кораблик!»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в ёмкости с водой.

«Мыльные пузыри».
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

Рис13

«Подуем на снежинку».
Сдуть с варежки снежинку на веревочке.

«Шарик».
Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.

Рис15

«Новогодняя гирлянда».
Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

Рис16

«Снег идёт!»
Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

Рис17

«Подуй на картину и узнай. что нарисовано».
Педагог предлагает подуть на дождики и назвать картину, время года.

«Забей мяч в ворота».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Рис19

«Прокатаем брёвнышки».
Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

Рис20

Упражнения   на развитие речевого дыхания

Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.

Дует вьюга. Имитация звука голосом: у-у-у-у….

Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»

Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.

Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть  песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха – выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.

Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного.  Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»  Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…

Самолёт летит. Имитация звука голосом: лллл-а, ллл-о, лллл-ы…

 

В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Рис21

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики

I. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«Снежный ком»

Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

«Клубочек»

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.
«Мяч по кругу»

Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого, только один раз.

«Дрозд»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга». При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

«Паровоз»

Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я - паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, «паровоз» повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

II. ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

«Остров конфликтов»

развивать умение находить выход из конфликтных или близких к конфликтным ситуаций, используя невербальные и вербальные способы

Детям сообщается, что они попали на остров конфликтов. «Ребята, мы должны помочь жителям этого острова. Они постоянно ссорятся, не умеют правильно общаться, не умеют находить выход из трудных ситуаций.

Варианты:

-Девочка разбила мамину любимую вазу

-Мальчик порезал палец

-Ребенок упал в лужу в новых брюках

-Девочка потеряла новую куклу

-Мальчик не дает свою машинку другим детям поиграть

-Девочка постоянно толкается

-Человек требует пропустить его

-Ребенку порвали книгу

-Девочка требует купить игрушку

«Сиамские близнецы»

развивать умение работать в парах, чувствовать друг друга.

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается:

-походить по помещению

-присесть

-лечь, встать

-нарисовать что-то

«Гармоничный танец»

учить действовать сообща.

Дети разбиваются на пары. Дети  в парах стоят друг против друга, легко касаясь ладонями. Звучит медленная музыка. Ведущий пары делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад

«Ветер дует в сторону…»

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: "Ветер дует в сторону… " (пр. того у кого есть брат) - те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) - должны встать в круг.

«Зеркало»

Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается "зеркалом" и становится перед колонной. Его задача - объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто находится за его спиной (как будто тот отражается в зеркале). Далее зеркалом становится тот, кто угадывал "отражение", а "отражение" в свою очередь становится на место угадывающего.

«Дотронуться до одежды …цвета»

Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

«Привет фотографии»

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

«Клубочек»

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры. Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

«Ха – ха – ха! Хе – хе – хе!»

Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.

Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

  • 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»
  • 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»
  • 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»
  • 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»

Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.

«Перекличка – путанка»

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

«Ласковое имя»

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

«Передай игрушку по кругу»

Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща

Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается.

Вариант.  Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.

«Передай движение по кругу»

Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу.В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому

«Животные»

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания

Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

«Невербальное приветствие»

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

«Поварята»

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

«Приветствие с колокольчиком»

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

«Встаньте те, у кого…»

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

  • Светлые волосы
  • Карие глаза
  • В одежде есть синий цвет
  • Пишет левой рукой
  • Любит танцевать

Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т.п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

«Разные, но похожие»

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

Взрослый говорит:

- Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

III. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Отгадай, чей голосок?»

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок». (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

«Поймай хвост дракона»

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне — это голова дракона, последний — хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» — поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, — убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т. е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».

«Берег и река»

На земле чертятся две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями «река», а по краям — «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все ребята прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: «БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, РЕКА...». Если по команде «БЕРЕГ» кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды «РЕКА» оказались на «берегу». Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник.

IV  Игры для тактильного контакта.

«Поздороваться носами»

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

«Рисуем на ладошках»

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

«Салки – обнималки»

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 с.

«Определи на ощупь»

Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).

«Прыжок»

Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.

«Синхронное действие»

Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....