ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Верзунова Юлия Викторовна

 

 

ПЛАН работы на экологической тропе:

 «Все времена года на экологической тропинке»

 

Возраст детей: подготовительная группа.

Место проведения: экологическая тропинка на территории детского сада.

Видовые точки тропинки:   «Липа», «Берёзки», «Лужок», «Альпийская горка», «Клумба с цветами»,  «Старые пни»,  «Ель», «Каштан», «Сосны», «Камни на экологической площадке»,  «Мини-водоем».

 

СЕНТЯБРЬ

1.   Занятие «Здравствуйте, я – Лесовичок»  Знакомство вновь пришедших детей с хозяином экологической  

       тропинки – Лесовичком. Работа с картосхемой.

 

2.   Обзорная экскурсия по экологической тропе. Задача – познакомить с объектами экологической тропы, 

                   показать как пользоваться  картосхемой.

 

3.   Целевая прогулка «Деревья и кустарники».  Сравнение разных растений, выделение общих и отличительных

                 признаков деревьев и кустарников, закрепление названий  деревьев (береза, липа, каштан, ель, сосна) и кустарников

                 (сирень, пихта).

 

4.   Наблюдение «Пенек – теремок».   Исследование насекомых и пауков – обитателей пня.

 

5.   Наблюдение за деревьями и кустарниками.  Наблюдение за изменением цвета листьев деревьев и

           кустарников, за цветущими растениями (какие растения цвели летом, какие сейчас). Беседа о том, почему цветущих                        

                 растений   осталось так мало. Наблюдение за птицами. Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», «Найди  

                 кустарник (дерево, цветок, траву) по описанию».

 

6.   Сбор семян на клумбе, пересадка однолетних цветов в горшки (герань).

 

ОКТЯБРЬ

1.   Целевая прогулка «К Березке». Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, их строением,

                  внешним видом, формировать наблюдательность, рассказать о роли березы в жизни человека (березовый                

                  сок, березовые   почки).

 

2.   Наблюдение за деревьями. Что такое листопад. Изучение контрастных по окраске листьев деревьев.

      Длительное   наблюдение за березой, липой, каштаном – как меняется окраска  их листьев. Исследование:  

      «Какое дерево останется без листьев  раньше других».

 

3.   Наблюдение за птицами: какие птицы остались зимовать.

 

4.   Наблюдение за травами: как они изменились.

 

5.   Исследование зависимости характеристик песка от состояния погоды (теплый, когда солнечно; холодный и

      твердый во время заморозков; сухой, рассыпается в руках, когда светит солнышко; если полить из лейки,

      становится мокрым, темнеет).

 

6.   Игры на прогулках: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок»,  «К дереву беги», «Цепочка слов»

     (дети называют деревья, кустарники, птиц, ягоды).

 

7.   Труд на прогулках. Сбор природного материала для поделок:

             шишек, каштанов, листьев.

 

ДЕКАБРЬ

1.   Цикл наблюдений «В гости к елочке». Цель: Закрепить знания об особенностях ели, познакомить с понятиями: «хвоя», «вечнозеленая», «иголки», рассказать о пользе ели.

 

2.   Обзорная экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, зимушки – зима!». Знакомство с зимними явлениями в неживой природе. Наблюдение за птицами на кормушках, их подкормка.

 

3.   Наблюдение за снегом. Исследование снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Проведение опыта «Как вода превращается в лед». Изготовление цветных льдинок.

 

4.   Труд: уборка участка от снега. Постройка снежных горок, снеговиков.

 

5.   Игры на прогулках: «Кто мороза не боится», «Опиши, а я отгадаю» (птицы у кормушки), «Кто знает, пусть продолжает»,  «Следопыты» (птичьи следы, кошачьи, собачьи).

 

ЯНВАРЬ

1.   Сравнение ели и сосны (у сосны иголки более длинные, мягкие и светлые; шишки короткие, округлые; сосна выше ели и т.д.).

 

2.   Прогулка «Помоги Лесовичку». Цель: в игровой форме закрепить знания о природе, полученные на занятиях; развивать силу, ловкость, внимание, меткость.

 

3.   Наблюдения за свойствами снега. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. Послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит.

 

4.   Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид.

 

5.   Исследование «Где быстрее растает снег». Внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег.

 

6.   Найти и рассмотреть ель, выброшенную после праздников, сравнить её с живой, растущей на экологической тропинке. Как можно спасти ели?

 

7.   Труд: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега.

 

8.   В сильный снегопад «помочь» некоторым деревьям, стряхнув часть снега с веток.

 

ФЕВРАЛЬ

1.   Занятие «Зимующие птицы». Цель: обобщить наблюдения за зимующими птицами, воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

 

2.   Целевая прогулка  «В гости к деревьям». Признаки зимы.

 

3.   Наблюдения за сугробами. Откуда они берутся? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах).

 

4.   Наблюдение за ветром (зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый).

 

 

5.   Наблюдении за птицами. Проведение исследования: в одну кормушку насыпать зерно, семечки, кусочки сала, а в другие – только хлеба. Понаблюдать какие птицы будут прилетать к этим кормушкам.

 

6.   Игры на прогулках: «Что изменилось», «Следопыты» (сравнить следы вороны и воробьев), «Найти по названию», «Когда это бывает».

 

7.   Труд на прогулках: расчистка дорожек от снега, подкормка птиц.

 

 

МАРТ

1.   Исследование «Как узнать растение». Сравнение дерева и кустарника, выявление их отличительных признаков. Изучение частей растения.

 

2.   Экскурсия по экологической тропинке «Здравствуй, весна!» (в конце месяца). Поиск первых признаков весны (оседание снега у стволов деревьев, почки на сирени, сосульки на солнечных сторонах крыш и т.д.).

 

3.   Наблюдение за снегом: иногда он идет вместе с дождем, снежный покров стал серым, в теплую погоду снег липкий. Что такое наст.

 

4.   Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой.

 

5.   Наблюдение за деревьями. Почему около стволов деревьев появились воронки?

6.   Наблюдение за птицами: все чаще слышны голоса птиц, которые чувствует приближение весны.

 

7.   Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи, чтобы выяснить, стало ли солнышко пригревать.

 

8.   Исследование: потрогать воду, капающую с сосулек (вода еще очень холодная, поэтому растения только начинают просыпаться после зимы, но пока не растут).

9.   Сбор обломанных ветром веток. Наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке.

     10.Игры на прогулках: «К дереву беги», «Летают – не летают», «Следопыты», «Найди по описанию».

      11.Труд на прогулках: уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.

 

АПРЕЛЬ

1.   Целевая прогулка. Цель: учить видеть красоту природы, наслаждаться ею, стремиться её сохранить.

 

2.   Исследование «Что происходит с почками».

 

3.   Наблюдение за капелью. Что значит выражение «звенит капель»? Почему это явление природы называется «капель»?

 

4.   Наблюдение за почками на деревьях (береза, липа). Как они изменяются?

 

5.   Исследование «Где быстрее растет сосулька». Положить две одинаковые сосульки в разных местах (на солнце и в тени).

 

6.   Игры на прогулке: «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем», «Съедобное – несъедобное», «Птички».

 

7.   Праздник «День Земли».

 

8.   Конкурс для родителей: «Птицы прилетели» (изготовление птиц из природного материала).

 

9.   Конкурс детских рисунков «Портрет Земли».

 

      10.Природоохранная акция «Чтобы деревья были большими» -  субботник с привлеченим родителей, побелка    

        деревьев,  перекопка земли вокруг деревьев, полив деревьев. Дети  собирают мусор на участке.

     

     МАЙ

1.   Экскурсия по экологической тропинке. Поиск признаков весны (Изменение цвета неба, количество солнечных лучей, таяние сосулек, капель, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках).

 

2.   Наблюдение за лужами и ручьями. Откуда они берутся? (Отметить повышение температуры днем, которое приводит к таянию снега, а следовательно, к образованию луж  и ручейков).

 

 

3.   Наблюдение за птицами.

 

4.   Наблюдение за сиренью. Почему у сирени листья распускаются раньше, чем у других деревьев? Наблюдение за цветами сирени.

 

5.   Наблюдение за насекомыми. Как они двигаются? В каких местах их больше.

 

6.   Целевая прогулка «На лужок». Наблюдение за травами и цветами на лугу.

 

7.   Майские акции: 

               «День цветов» - подготовка клумб, рыхление почвы, посадка  семян цветов в землю.

               «Майский букет» - выращивание тюльпанов и нарциссов ко  Дню Победы, уборка территории у Мемориала              

                участников войны.

 

      ИЮНЬ

1.   Наблюдение за одуванчиком.

2.   Цикл наблюдений «Сосна летом». Связь дерева с другими растениями и животными; лечебные свойства дерева, исследование смолы – живицы.

3.   Праздник «Во поле береза стояла».

4.   Труд: уборка мусора (фантиков, бумажек) на экологической тропинке; полив цветов на альпийской горке.

5.   Игры на прогулках: повторяются все природоведческие игры.

 

         ИЮЛЬ

1.   Наблюдение за липой – деревом медоносом. Исследование цветков липы, наблюдение за насекомыми, которые их посещают.

2.   Наблюдение за листьями деревьев и кустарников. Сравнение их по цвету, форме.

3.   Цикл наблюдений за божьими коровками.

4.   Цикл наблюдений за жуками-солдатиками.

5.   Наблюдения «Кто-кто в водоемчике живет» (за обитателями водоемчика).

 

       АВГУСТ

1.   Беседа о насекомых и наблюдение за ними.

2.   Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».

Поиск признаков лета.

3.   Наблюдение за солнечными часами.

4.   Наблюдение за поведением муравьев перед дождем.

5.   Природоведческие игры на прогулках.

6.   «Чистое утро» - уборка территории детского сада

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы проектной деятельности по теме "Времена года"

В работе  представлен опыт работы по реализации педагогического проекта с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Времена года"....

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Природоведческая экскурсия «Экологическая тропа» подготовительная группа.

Цель: формирование у детей первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе....

Природоведческая экскурсия «Экологическая тропа» подготовительная группа.

Цель: формирование у детей первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе....

"Экологическая тропа" подготовительная группа

 Конспект занятия-прогулки «Экологическая тропа. Зима»Конспект занятия-прогулки «Экологическая тропа. Зима»Тема Экологическая тропаВид занятия обобщающийТ...

ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...