План-конспект для фронтального логопедического занятия "Времена года" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Даньшина Наталия Ярославовна

Содержит упражнения  для занятий на тему "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_dlya_frontalnogo_zanyatiya_vremena_goda.docx820.79 КБ

Предварительный просмотр:

        

        План-конспект по теме: 

Составление коротких рассказов по серии картин.

ОРГМОМЕНТ

Логопед спрашивает у детей:

- Какое сейчас время года?

Дети отвечают:

- Зима;

- А чем вам нравится заниматься на улице зимой?

Логопед обобщает ответы детей.

- Зимой нам нравится кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках с ледяной горки.

Массаж активизирующий:

 Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

 Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

 Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

 Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

 Снег, (плавные движения ладонями)

 Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

 Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

 Все на улицу — вперед!  (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

 Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

 Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

 Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

 И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Постановка темы занятия

Логопед: «А сейчас я предлагаю вам отгадать несколько загадок о зиме»

1. С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит к нам пришла. (зима).

2. Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег).

3. С неба звездочки летят

И на солнышке блестят

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки).

4. Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот –

Не вода в ручье, а. (лед).

5. Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло – заплачет вмиг

И растает. (снеговик).

  6. Почему-то снег растаял,
    А потом – опять мороз.
    Мы весну ещё не ждали,
    Кто же нам её принёс? (оттепель)

Лексическая работа по теме

-Логопед: «А сейчас, ребята, расскажите мне, пожалуйста, про

Зиму,  (какая?) она бывает?  холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная, суровая…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный…
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие... 
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая…
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый, скользкий…

Оттепель (какая?) неожиданная, короткая, дождливая, весенняя, первая, ранняя…

-Логопед: «А сейчас, ребята расскажите, пожалуйста, что происходит зимой:

Снежинки зимой (что делают?) … 

Лед на солнце (что делает?)…
 

Метель (что делает?) …

Вода в реках (что делает?)…

Физминутка:

Кружатся снежинки (Кружатся на носочках) 
В воздухе морозном.
Падают на землю (Медленно приседают, руками показывают падение снежинок)
Кружевные звезды.

-Логопед: «А теперь подскажите мне, как ласково назвать  

Снег — снежок. 

Лед — … 

Зима — … 

Мороз — … 

Метель — … 

Солнце — …» 


-Логопед: «Молодцы! Ребята, скажите мне , пожалуйста, все уже успели  успели покататься с горки?, а из чего она сделана?

 Горка из снега (какая?) — снежная. 

Дорожка изо льда (какая?) — … 

Погода с морозом (какая?) — …» 

Тренировочные упражнения в употреблении разнообразных форм слова и различных словосочетаний и конструкций предложений.

-Логопед: «А сейчас, ребята, давайте попробуем составить предложения из «перепутанных»  слов:

«снегопад, ночью, сильный, был»

«белые, неба, с, падают, снежинки»

«катаются, горки, с, дети, ледяной»

«выросли, во, снежные, дворе, сугробы»

-Логопед: « Сейчас я прочитаю вам рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуйте догадаться какие?

Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет ______. .________ не боятся мороза. Весельем горят их ________.»

Составление связного высказывания на материальной основе

-Логопед: «А сейчас, ребята, мы с вами попробуем составить рассказ вот по этим картинкам» (серия картинок  размещена  на  доске). Только они, кажется, перепутаны местами, помогите, пожалуйста, расположить их в правильном порядке».

По ходу рассказа Логопед просит обратить внимание на предметы, находящиеся на переднем и на заднем плане.

При затруднении можно помочь наводящими вопросами:
-  Кто изображен  на картинке ? Давайте придумаем им имена.

- Какая погода на картинке?
- Как стали играть ребята? 

-  Что дети построили? 
- Какая прогулка получилась у ребят?

- Кто наблюдает за ребятами?

- Откуда идут ребята с зонтиками?

- Куда делся снеговик?

- Логопед: А теперь давайте вместе придумаем для нашего рассказа название.

Итог занятия.

Логопед: - Ребята, вы сегодня составили очень хорошие рассказы.

- О чем мы сегодня беседовали?

- Что было особенно интересно на сегодняшнем занятии?

- С каким новым погодным явлением мы с вами познакомились? (оттепель)

- Назовите, пожалуйста, признаки зимы.