Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дудина Зухра Робертовна

V

Развернутый план-конспект интегрированного занятия

«Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста

 

Аннотация: занятие по «Изобразительному искусству» основана формировать художественной культуры детей как неотъемлемой часть

и культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно - ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности

Ш. Амонашвили:

  • любить ребенка;
  • очеловечить среду, в которой он живет;
  • прожить в ребенке свое детство.

Изобразительная деятельность включает в себя изображение находящихся перед дошкольниками объектов действительности, а

также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на выбранную тему совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Тема занятия должна способствовать:

- развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников;

- формировать морально-нравственные ценности;

          - развивать образное восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

-  способствовать гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основе формирования целостного представления о мире;

 -  способствовать развитию способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире. Все перечисленное выше соответствует основным задачам ФГОС.

Особенности содержания обучения изобразительному искусству на занятие с дошкольниками обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

Изучение изобразительного искусства, беседы по этой теме, направлены на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает

становление целостного мышления учащихся. Заложенные в дошкольном возрасте навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополняется творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

 

Тема практического занятия: «Беседы по искусству» для интегрированного урока «Я и мои бабушка и дедушка» (парный портрет).

Техника выполнения творческой работы: гуашь.

Ведущий вид деятельности: учение.

Интеграция образовательных областей: литература.

Цель перспективная: создание условий для изучения учащимися о новой теме через индивидуальную работу на уроке.

Цель актуальная: систематизировать занятия о портретном жанре.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепление понятия «портрет»; формирование представления о его видах, типах и выразительных средствах; расширение знаний о портрете в творчестве художников;
  2. Развивающие: развитие мышления, творческих способностей;
  3. Воспитательные: воспитание чувства любви к своей семье.

Оборудование урока:

  • Медиапроектор;
  • Интерактивная доска;
  • Репродукции произведений художников;
  • Дидактические материалы;

Материалы и средства: гуашь.

Зрительный ряд: презентация.

Литературный ряд: стихи, посвященные бабушке и дедушке.

А.Чурбанова, загадка.

Музыкальные произведения, в которых воспеваются любовь к бабушке и дедушке. Песня «Бабушка-милая», «Бабашка рядом с дедушкой»-детские песни.

Игровая ситуация: в начале занятия дети входят в образ художников, одевая шарф.

Словарная работа:

  1. Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей.
  2. Каменный портрет – это поясное, подгрудное, поплечное изображение человека
  3. Парадный портрет – портрет, изображающий человека в полный рост или на лошади.
  4. Костюмированный портрет – портрет, на котором человек изображен в виде какого-нибудь мифологического или литературного персонажа.
  5. Автопортрет – изображение, сделанное художником самого себя.

Предварительная работа с воспитанниками: беседа с детьми о портрете.

Взаимодействие с родителями: оформление буклета, беседа о семье, о бабушках и дедушках, и о роли их в воспитании внуков.

Организация образовательного пространства: игровое пространство, учебное пространство.

  • Предполагаемый результат: расширить знаний у детей в области изобразительного искусства.

Методическое обоснование занятия: Форма /Тип урока. Вводный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения и закрепления Методы и приемы обучения. Создание проблемной ситуации, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Принципы обучения: деятельности; принцип психологической комфортности; принцип сотрудничества; принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей). Формы организации деятельности учащихся: - фронтальная форма; индивидуальная (за партой, у интерактивной доски); -групповая (за партой).

 

Технологическая карта занятия

 

Этапы и время занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Орг.

момент

(2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня (Слайд 1).

Проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний (3 минуты)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется _________ (ПОРТРЕТ)

Как называется ребята?

- Что такое портрет?

 

Рассказывают, что воспитанники знают о портрете.

Портрет – это жанр изобразительного искусства для которого характерно изображение конкретного человека или группы людей.

 

Самоопре

деление к деятель

ности

(20 минут)

Кроме внешнего сходства художник стремится передать в портрете характер человека, его духовный мир.

Какие существуют виды портрета по характеру изображения?

(Парадные и камерные. Как правило, на парадном портрете изображен человек в полный рост, иногда на лошади на фоне пейзажа.

Камерный потрет – это поясное, погрудное или поплечное изображение человека чаще всего на нейтральном фоне).

Вопрос: какой из портретов парадный, а какой камерный? (Слайд 2).

Если человек представлен в образе какого-нибудь мифического, исторического или литературного персонажа – это костюмированный портрет.

 - А как называется портрет малых размеров? (Миниатюрой)

 - Различают ли портреты по количеству изображенных на них персонажей?

(Да, существуют индивидуальные, парные и групповые портреты).

Вопрос: какой из партретов индивидуальный, парный, групповой? (Слайд 3).

 - А если художник пишет портрет с самого себя?

(Это изображение называется автопортретом.)

 - В каких видах искусства есть портрет?

(В графике, живописи, скульптуре. Но больше всего внимания портрету уделяют живописцы и скульптуры.)

Искусство русского портрета уходит своими корнями в глубокую древность (Слайд 4).

В XII веке возникла парсуна – портрет, который по стилю, приёмам, и материалу живописи ничем не отличалась от икон.

Парсуна царя Ивана Грозного.

При Петре Великом появляются первые портреты в России, так как Петр I пригласил зарубежных мастеров, а так же способствовал обучению русских художников

  •  Портрет Петра III. Художник-Алексей Антропов;

К концу XVIII портрет был самым распространенным жанром в русском искусстве того времени.

 Портрет Е.А.Нарышкиной. Художник- Владимир Боровиковский.

Начало XIX века ознаменовалось наступлением эпохи романтизма, который проникает и в портрет.

  • Портрет А.С.Пушкина Художник- Орест Кипренский;

В середине XIX века в искусстве портрета появляются реалистические веяния.

Художники-передвижники создают замечательные портреты своих современников.

 Портрет Льва Толстого. Художник – Николай Ге;

  • Портрет М.Андреевой. Художник- Илья Репин.

В начале XX века в изобразительном искусстве, в том числе и в портретном жанре начинаются поиски новых выразительных форм.

Портрет дамы с фазанами. Художник- Илья Машков

Отгадывают загадки.

Воспитанники учатся  соблюдать правила игрового поведения,

- формулировать выводы из изученного материала,

- учатся применять знания и умения  на практике при рисование потрета

 

Практическое задание

(10 минут)

Рассмотрите внимательно портрет кисти Валентина Серова «Девочка с персиками» и ответьте на вопросы (Слайд 5):

Что вы видите на этой картине?

Что вы видите такого, о чем еще никто не говорил?

Как вы думаете, где находится наша героиня?

Как вы думаете, когда это происходит?

 

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Закрепле

ние изученного (7 минут)

 - А чей портрет хотели нарисовать вы?

Я прочитаю стихи про тех, кто вам очень дорог!

 Мой дедуля

А.Чурбанова
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!

- Тогда отгадайте следующую загадку, про кого идет речь!

(Загадка про бабушку)

Я вам загадаю загадку
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом по утру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестренке, видать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату - отцу моему?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком сочинила стихи?

(Воспитанники говорят ответ).

Звучит отрывок из песни «Бабушка милая» (Слайд 6).

 - Вам понравилась песня?

 - Хотели бы вы нарисовать портрет бабушки и дедушки?

 (Дети отвечают, что хотят)

Слушают рассказ учителя. Выбирают задачи на урок, обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопросы. Разгадывают загадки.

Итог урока (3 минуты)

– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.

– Что вы нового узнали на занятие?

– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой? (Слайд 7)

Определяют выполнение поставленных целей.

Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке.

Учатся правильно оценивать свою деятельность на уроке.

 Отвечают на вопрос.

 

 

 

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973. – 245 с.

2. Шмаков С. А. Культура - досуг - ребёнок. - М., 1994. – 234 с.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я и мои бабушка и дедушка» для дошкольников Выполнила: Воспитатель Дудина З. Р.

Слайд 2

«Я и мои бабушка и дедушка» (парный портрет)

Слайд 3

Рисуем портрет. Шаг 1.

Слайд 4

Рисуем портрет. Шаг 2.

Слайд 5

Пример. Лицо - овальной формы. Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Задача этих линий наметить примерное расположение носа (это вертикальная), а также расположение глаз и губ (горизонтальная нижняя линия).

Слайд 6

Пример. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос . А также добавьте линии для полости рта .

Слайд 7

Пример. Переходим к прорисовке глаз.

Слайд 8

Пример. Добавим рот. Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз.

Слайд 9

Пример. Теперь стираем вспомогательные линии, которые мы сделали в первых двух шагах. Смотрим, что у нас получилось. Теперь осталось разукрасить, добавить теней.

Слайд 10

Песни «Я с бабушкой своей дружу давным-давно», «Бабушка с дедушкой».

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция  образовательных областей: « Физическая культура» и  «Познание».  Раздел: «Развитие математических представлений». Программное содержание: 1 Упражнять в р...

Интегрированное занятие на тему "Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Составляя занятие, ставила перед собой следующие задачи:-систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах; -развитие кругозора, речи и мышления; -развитие слухо-моторной ко...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....

Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Из опыта работы музыкального руководителявысшей квалификационной категорииАБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ...

Интегрированное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция  образовательных областей: « Физическая культура» и  «Познание».  Раздел: «Развитие математических представлений».Программное содержание: 1  Уп...

Конспект интегрированного занятия для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Осенняя карусель"

Конспекты интегрированных  занятий  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.  Занятие №5 "Осенняя карусель...

Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект интегрированного занятия является одним из двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста....