Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Из опыта работы музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА»

Интегрированное занятие:

«Развитие танцевального творчества

 у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

из опыта работы музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Цель: побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать ее.

Задачи:

  1. дать детям первоначальные знания о видах поклона;
  2. учить детей определить настроение музыки и соотносить ее с характером движений;
  3. побуждать детей узнавать знакомую музыку (песню), анализировать ее и передавать в пении;
  4. обобщить знания детей о весне и ее признаках через эмоциональное интегрированное восприятие произведений;
  5. развивать воображение, эмоциональное и образное мышление.

Материал:

  1. цветы искуственные;
  2. султанчики с серебряным «дождем»;
  3. картины русских художников по теме «Весна»;
  4. клип «Весна. Вивальди».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают в круг.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Все люди говорят словами. Читают ли сказку или вы рассказываете стихотворение – все это на языке слов. Сейчас я тоже с вами разговариваю на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попытайтесь отгадать, что я хочу выразить движением.

  1. Поклон – приветствие.

Описание: корпус из прямого положения наклонить вперед (чем ниже поклон, тем больше выражается почтение, уважение). В русском поклоне могут участвовать руки: одну или обе руки приложить к груди, затем вывести их мягко-округло перед собой (в направлении партера) и опустить вниз (перед собой); при возвращении корпуса в исходное положение руки опускаются вниз. Поклон выполняется стоя, как правило, на выпрямленных в коленях ногах.

 - Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант – поклон головой.

Описание: наклонить голову вперед (можно на мгновение зафиксировать это положение), затем поднять ее в исходное (прямое) положение. При этом корпус – прямой, «открытый». В мужском поклоне, который выполняется стоя в полный рост, обе руки могут быть опущены вдоль корпуса, или правая рука прикладывается ладонью к груди. В женском поклоне одновременно с кивком головы можно слегка присесть, взявшись руками «за юбочку», или развести в стороны-вниз (повернув кисти ладонями вниз).

Педагог: Поклон может означать не только приветствие, но и прощание. Наши занятия мы будем начинать поклон в знак приветствия и заканчивать поклоном в знак прощания.

  1. «Закрытый» и «открытый» корпус.

Педагог: Угадайте, каким может быть настроение, если движение исполняется вот так?

Педагог без музыки показывает острожный шаг с «закрытым» корпусом.

 Описание: спина ссутулена, плечи приподняты и выведены вперед; голова втянута в плечи; руки – вблизи корпуса, чаще – слегка в локтях; ноги могут быть слегка согнуты в коленях.

Дети: Обида, недоверие, упрямство, страх…

Педагог: А теперь какое настроение?

Педагог без музыки показывает бодрый шаг с «открытым» корпусом. Описание: корпус прямой (может быть слегка откинут назад), плечи развернуты в стороны, лопатки опущены вниз; голову держать прямо, подбородок приподнят; при этом руки могут быть в различных положениях: на поясе, разведены в стороны с «открытыми» ладонями, за голову (приложив ладонь к затылку) и др.; движения ног – самые разнообразные.

Задача: дети должны словесно определить настроение, характер движения. Затем педагог последовательно показывает «закрытую» и «открытую» позы и предлагает детям, сравнив их, определить в чем отличие (в положении рук, спины, головы).

Педагог: А теперь сами попытайтесь выразить в движении под музыку настороженное и бодрое настроение. Музыка подскажет вам, когда нужно двигать настороженно, а когда бодро, радостно.

Дети выполняют движение под музыку «Марш» И.Берковича (см. Раевская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – Москва, 1991, стр.56).

  1. Сотворчество.

Педагог: Как вы думаете, какое теперь у меня настроение, что мне хочется делать?

Педагог без музыки встает в «открытую» позу, подбоченившись (ноги вместе) и, слегка пружиня в коленях, поворачивает корпус из стороны в сторону; на лице – выражение радости. Дети определяют: веселое настроение и желание поплясать.

Дети под ф/му песни «Весна-красна» (муз. и сл. Т.Морозовой, сб. «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой). После весенней разминки дети садятся на стульчики.

Педагог: Из далеких краев,

                Где морская волна

                Кружевной рассыпается пеной,

                К нам на крыльях ветров

                Прилетает Весна

                И приносит с собой перемены.

                Давайте вместе угадаем, по каким приметам мы узнаем с вами Весну. (Ответы детей: стало больше света, зазвенели ручейки,…, расцветает подснежник.) за окном у нас Весна и вам предлагаю поздороваться с Весной.

Дети распеваются «Здравствуй, весна!» (см.«Музыкальный руководитель» №2/2008, стр.27).

Педагог: Красоту и радость приносит нам Весна. С давних пор люди встречали ее приход веселыми танцами, песнями, а красны девицы хороводы водили.

Исполняется песня «Веснянка» (см.«Музыкальная палитра» №2/2007, стр.29).

Педагог: Весна – это время пробуждения природы, которое все с нетерпеньем ждут. И весной расцветает первый цветок – подснежник. И сейчас прозвучит фрагмент пьесы. Давай его прослушаем внимательно.

Звучит фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Апрель».

Педагог (после прослушивания): Я думаю, что вы сразу узнали пьесу П.И.Чайковского. Как она называется? (Дети отвечают.) Что вы услышали в музыке? (Ответы детей.) На смену суровой зиме спешит, торопится весна – красавица! В музыке П.И.Чайковского можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Признайтесь, всем нам хочется больше бывать на улице, чувствовать, как ласковый ветер касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают все живое… А сейчас девочки возьмут цветы, а мальчики – серебряный «дождь», и мы попробуем передать содержание этого произведения.

Дети двигаются под музыку П.Чайковского, импровизируют. Под музыку 1-й и 3-й частей девочки передают образы цветов, которые «вырастают», покачиваясь на ветру и поворачиваясь к солнцу. Они улыбаются друг к другу и наклоняют «головки». Мальчики на музыку средней части выбегают с серебряным «дождем», изображая холодный мартовский снежок, который заметает первые подснежники. Девочки-цветы прячут свои головки от «снега» под руки-листья, садятся на колени.

Во время заключительного звучания основной мелодии девочки по очереди закрывают головки руками и медленно садятся на колени, «засыпают».

Педагог: Ребята, а теперь посмотрите, как изобразили Весну художники, как они передали в своих картинах. Давайте пройдемся и посмотрим.

Дети рассматривают репродукции картин русских художников. После просмотра картин дети встают в круг.

Педагог: Мы с вами знаем песню, в которой отражаются приметы Весны.

Исполняется песня «Весна» (см.«Музыкальный руководитель» №2/2008, стр. 75). Во время исполнения детям дается задание на развитие творческого воображения: дети самостоятельно придумывают образно-игровые движения для передачи содержания песни (показывают, как шагает весна, тает лед, капает капель, весело помахивают крылышками пташки, появляются первые подснежники и т.д.) После дети садятся на стульчики.

Педагог: А вот как представляется Весна в музыке. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Показ клипа «Весна. Вивальди».

Педагог: Посмотрите, вот наш бубен,

                Засиделся он в углу,

                Поиграет вместе с нами,

                Соберемся все в кругу.

                И начнем свою игру.  

Дети встают в круг. Проводится игра «Игра с бубном» (см. Е.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки» (старшая группа), стр.68).

Педагог: Вот как разнообразна Весна: художники красками изобразили свою весну, композитор видит ее другую. На нашем занятии мы вспомнили, как воспевали весну композиторы, художники. И мы с вами получили удовольствие от соприкосновения живописи и музыки. На этом наше занятие закончилось и до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Я рассказала родителям моих воспитанников о том,что такое художественно-эстетическое воспитание дошкольников....

Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях....

Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...

Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях...