Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
консультация

В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие слухового восприятия у детей

старшего дошкольного возрастана музыкальных занятиях.

          Слайд 2. С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев,  шум  дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком  неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока  не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

        В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольного возраста. 

        Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить.

        В последнее время  количество детей с дефектами речи  ежегодно возрастает, поэтому роль музыкальных  занятий в развитии слухового восприятия у детей с нарушением речи на сегодняшний день является актуальной.  Очень многие дети совсем не умеют слушать своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни.            

        У таких детей отмечается заметное отставание в музыкальном развитии по сравнению с их сверстниками. Они  не справляются с пропеванием каких – либо звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка.

        Обучая  дошкольников слушать звуки мира, звуки жизни, я, как педагог так или иначе  развиваю у них умение воспринимать музыку.  

        Исходя из этих проблем, я как музыкальный руководитель  решила помочь своим воспитанникам научиться слушать друг друга, воспринимать инструкцию, сосредоточивать свое внимание на звуках через творческий проект « Чудесный мир звуков».

Слайд 3.Цель проекта- развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки.

Слайд  4. Мой  проект познавательный, творческий, долгосрочный. Сроки реализации: октябрь 2020 г. - май -2021 г.

        На подготовительном этапе я  отбирала тот материал и  методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании и в коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи.  Была дана консультация педагогам "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей".  Подобраны игры и упражнения на развитие слухового восприятия у детей. Основная их цель-это:

 -  Развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука; различать шумы по громкости;

- Развитие ориентации в пространстве; координации движений;   

- Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия.                

Слайд 5-6 . Проект реализуется с ноября 2020 года и за эти два месяца я бы хотела представить Вашему вниманию, что мы успели сделать с детьми.

Вначале  мы познакомились со звуками окружающего мира: дома, улицы. Затем  со звуками окружающей нас природы: насекомые, птицы, дождь, ливень, шум моря , стук молотка, звук дрели и т.д.

Слайд  7. Ребятам были представлены:

  1.  Мультимедийные  презентации: "Шумовые и музыкальные звуки";
  2. Видеопрезентации "Что такое звук?";
  3. Провели викторину "Звуки вокруг нас".

В процессе творческой работы было тесное взаимодействие с педагогами старших групп.

        Развивая слуховое восприятие в рамках проекта  я использую прием методики немецкого композитора Карла  Орфа  «звучащие жесты». Это позволяет организовать музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов.Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: шлепки, притопы, хлопки, щелчки. Получая такие задания, дети, соревнуются в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, сопровождая ими пение, движение, слушание танцевальной или маршевой музыки. 

        Для детей такая игра - естественная потребность, а для педагога - средство воспитания интонационного и тембрового слухаразвитие слуховой фантазии, а так же в освоение детьми ритма.

        На занятиях  для того, чтобы увлечь и заинтересовать детей, я использую интересные игры. Например, игра: Марш-топ, вальс-шлёп, полька-хлоп. Она  развивает  у моих воспитанников  чувство ритма и умение различать жанры музыки. Детям нравится в начале музыкального занятия здороваться  звучащими жестами.

         Я стараюсь отходить от стереотипного построения занятия и объединяю разделы:

  • пение и музыкально-ритмические движения;
  • слушание музыки и игру на музыкальных инструментах;
  • слушание музыки и музыкально-ритмические движения.

        Это придаёт занятию живость, непосредственность, что способствует самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу.

Слайд 8.  Проводя с детьми слушание музыки, в рамках проекта, я использую в своей работе вокальную и инструментальную музыку. После прослушивания музыкального произведения строю беседу с детьми так, чтобы она была интересна и доступна. Затем, предлагаю детям подвигаться, чтобы они почувствовали характер музыки, передали через движения свои чувства и отношения к музыке.

        Так, например, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского, ребята сразу начинают двигаться, показывать гримасы, кувыркаться. Здесь можно увидеть и жонглёров и акробатов, и просто озорных клоунов. Получается большое цирковое представление. Если дети слушают польку, раздаю музыкальные инструменты и дети самостоятельно импровизируют, играя на них. Таким образом развиваю у детей чувство ритма, они приобретают навыки игры на музыкальных инструментах. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится  или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

На одном из занятий, слушая произведение  Модеста Петровича Мусоргского "Избушка на курьих ножках" я с ребятами выяснила, что Баба Яга бывает не только злой, но и очень доброй и веселой старушкой. И, конечно же, после прослушивания музыки, дети захотели движениями изобразить добрую Бабку Ежку.

          В разделе пение особое внимание уделяю развитию слухового внимания, слуховой памяти, невнятному произношению, проглатыванию окончаний слов. В этом мне помогают логоритмические распевки, шуточные песенки.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, я подбираю песни:

-  с доступным содержанием;

- удобным для произношения текстом;

- несложной запоминающейся мелодией;

- песни с медленным или умеренным темпом;

- песни с часто повторяющимися словами.

Детям очень нравятся такие песни как: "Савка и Гришка", где они имитируют игру на дудочке; "Как кричит крокодил?"(имитируют звуки животных и предметов), песня с ускорением "Эхо".

Закрепляя песни в группах  советую воспитателям предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного. Этот же прием хорошо применять и для разучивания текста  песен.

Слайд 9-10. Одна из самых увлекательных форм - рассказывание сказок-шумелок с помошью шумовых инструментов.Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

       Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников.

 С помощью сказок - шумелок осуществляется комплексное развитие ребёнка:

- Ребёнок реализует свои представления в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

- Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах способствует развитию творческой фантазии.

- Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

- Развивается слуховая память,  слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

        Прежде чем озвучивать сказку, мы начинаем  с детьми озвучивать несложные стихотворения.

Вышли мышки как-то раз,

Посмотреть, который час.

1-2-3-4, мышки дернули за гири,

Вдруг раздался страшный гром!

Бом, бом!

Убежали мышки вон.

Слайд 11. В работе по музыкально-ритмическим движениям, мне помогает программа О. Бурениной. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Дети любят играть в игры с пением: "Ловишка", "Пугало", "Шел козел по лесу", "Бабка-Ежка";

- в игры-импровизации: "Лепим Снеговика", "Снежинки и Снеговик", "Хвост Бабы-Яги, "Сороконожка", "Роботы и Звездочки" и др. На занятиях я также использую игры в сопрвождении с речью. Ребята с удовольствием играют в игру  "Ку-чи-чи". С интересом играют в игры, предложенные педагогами вгруппе: «Скажи, что ты слышишь?»,  «Где позвонили?», «Жмурки с колокольчиком»,  «Жмурки с колокольчиком» , "Улиточка".

Слайд 12. В рамках проекта было проведено игровое музыкальное занятие "Путешествие в страну "Кукляндию"". Дети закрепили  знания  о музыкально-ритмических движениях; показали, как научились работать с наглядным материалом и ориентироваться в пространстве.

        Впереди  ребят ожидает еще очень много интересного и увлекательного. В феврале мы отправимся в  путешествие  в страну волшебных звуков. Цель этого игрового занятия - используя шуршащие, стучащие и звенящие предметы, музыкальные инструменты, развивать тембровый и ритмический слух у детей; развивать способность к элементарной импровизации.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музык...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего ...